Квотирование
Квоти́рование (от лат. quota – доля, часть), комплекс мер по применению экспортных или импортных количественных (в редких случаях стоимостных) ограничений, действующих в течение заданного периода времени или бессрочно. Квотирование относится к мерам нетарифного регулирования внешней торговли. Право на операции с квотируемыми товарами оформляется в виде лицензий; вся нелицензируемая торговля указанными товарами при этом запрещается.
Поводом и мотивом к использованию квотирования обычно выступают необходимость защиты национальных производителей от внешней конкуренции (в случае импорта) либо защита национального рынка от дефицита важных товаров, необходимых для внутреннего потребления (в случае экспорта).
Иногда эта мера применяется в целях противодействия увеличению внешнего долга и ухудшению торгового баланса страны, либо если обращение соответствующих товаров неблагоприятно воздействует на безопасность граждан (например, на их санитарно-эпидемиологическое благополучие) или на окружающую среду, либо в соответствии с международными договорами.
В практике внешнеторговой политики государств мира используется несколько основных видов квот, среди которых наибольшее распространение получили:
глобальные квоты, устанавливающие объём или стоимость товара, разрешённого к экспорту или импорту, но не ограничивающие географическое направление внешней торговли;
двусторонние квоты, установленные для импорта из конкретной страны или вывоза в конкретную страну;
распределённые по странам квоты, ограничивающие не только объём или стоимость ввозимого или вывозимого товара, но и устанавливающие распределение торговых потоков между отдельными странами;
сезонные квоты, ограничивающие импорт определённого товара в конкретный сезон, оставляя за поставщиками других стран право на неограниченные поставки в межсезонье, когда местная продукция уже реализована (применяется преимущественно к сельскохозяйственным товарам);
тарифные квоты – квоты на импорт товара, в пределах которых он облагается более низкой ставкой таможенной пошлины; соответственно, товар, ввозимый сверх объёма, установленного тарифной квотой, облагается по обычным ставкам таможенного тарифа.
Количественные торговые ограничения начали масштабно применяться в течение Первой мировой войны 1914–1918 гг. и сразу после неё. В 1920-х гг. такие квоты постепенно отменялись и заменялись тарифами. Новая волна массированного применения импортных квот пришлась на период Великой депрессии. Ярким примером стала Франция, которая в 1931 г. ввела всеобъемлющую систему квот. После Второй мировой войны 1939–1945 гг. западноевропейские страны постепенно отказались от количественных ограничений импорта, но США продолжают их ограниченное использование.
В России базовые нормы квотирования установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 г., конкретная же номенклатура подлежащих квотированию товаров определяется постановлениями Правительства РФ.
Договор о Евразийском экономическом союзе допускает использование экспортного квотирования в отношении продукции, которая производится на территории стран – участниц ЕАЭС; импортное же квотирование используется только в отношении третьих стран. Распределение объёмов квот между странами – участницами ЕАЭС непосредственно осуществляет Евразийская экономическая комиссия.
В общем случае квоты более эффективны с точки зрения ограничения торговли, чем тарифы, поскольку издержки импортёров на уплату повышенных тарифов включаются в цены, а ценовая эластичность спроса на широкий круг товаров заведомо невысока.
Кроме того, квотирование с позиций государственного управления является более гибким и оперативным инструментом внешнеторговой политики, чем тарифное регулирование. Например, в России порядок введения квот регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации, а тарифы устанавливаются федеральными законами, процедура принятия которых значительно сложнее. Более того, используя квотирование, государство имеет возможность поддерживать конкретные отрасли промышленности или сельского хозяйства.
В то же время на рынке, функционирующем в условиях совершенной конкуренции, квоты в зависимости от механизма их распределения между экономическими агентами могут быть – с позиции общественного благосостояния – эквивалентны по эффективности или выглядеть менее предпочтительными, чем импортные тарифы, позволяющие обеспечить такие же объёмы импорта. В частности, если система распределения квот устроена таким образом, что квотная рента (доход, который возникает вследствие того, что введение квоты искусственно повышает цену импортируемых товаров) достаётся отечественным производителям, потребителям или государству, то с точки зрения общественного благосостояния тариф и квота по эффективности эквивалентны. Однако, если квотная рента достаётся импортёрам, потери общественного благосостояния от квоты окажутся более значительными, чем при использовании тарифа, позволяющего обеспечить аналогичные объёмы импорта.
Кроме того, эквивалентность тарифа и квоты нарушается в условиях несовершенной конкуренции (если, например, на рынке действуют монополии, дуополии, олигополии, имеет место монополистическая конкуренция), а также в силу различий аналогичных товаров по качеству. Как и в случае использования импортного тарифа, введение импортной квоты на монополизированном рынке может приводить к росту общественного благосостояния (по сравнению с ситуацией отсутствия торговых ограничений). Однако на рынке, функционирующем в условиях совершенной конкуренции, обе меры в конечном счёте способствуют снижению общественного благосостояния.
Помимо вышеперечисленных случаев снижения общественного благосостояния в условиях торговых ограничений, существуют дополнительные издержки и риски, связанные именно с применением квот во внешнеторговой политике государства. В отличие от тарифов, квоты способны оказывать непредсказуемое воздействие на внутренние цены и объёмы производства, поскольку динамика спроса в условиях ограничиваемого предложения товаров в большинстве случаев волатильна и труднопредсказуема. Кроме того, применение квот в большей мере сопряжено с определёнными институциональными рисками – например, рисками дискриминации импортёров (экспортёров) по стране происхождения (стране назначения) товара. Наконец, издержки администрирования квот, как правило, выше, чем издержки администрирования тарифов.