Коммунальное хозяйство
Коммуна́льное хозя́йство, отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи, сбыта и потребления коммунальных ресурсов с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам коммунального хозяйства.
Коммунальное хозяйство является частью жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого входит в том числе и жилищное хозяйство. В свою очередь, жилищно-коммунальное хозяйство является элементом муниципального (городского, поселкового и др.) хозяйства.
Коммунальное хозяйство тесно взаимосвязано с другими элементами жилищно-коммунального и муниципального хозяйства, но при этом имеет самостоятельное значение. Его задача заключается в производстве и снабжении потребителей коммунальными ресурсами. Решение этой задачи обеспечивается за счёт осуществления различных видов деятельности по производству, поставке и транспортированию (передаче) коммунальных ресурсов.
Эффективность коммунального хозяйства зависит от эффективности функционирования других элементов жилищно-коммунального хозяйства (деятельности управляющих и подрядных организаций), от деятельности органов власти и местного самоуправления. Необходима координация и синхронизация всех элементов городского хозяйства. Использование существующей инфраструктуры коммунального хозяйства для обслуживания новых объектов жилищного хозяйства, промышленных, социально-культурных объектов и других без её совершенствования и модернизации, строительства новых объектов коммунальной инфраструктуры влечёт повышение нагрузки на существующую коммунальную инфраструктуру, её ускоренный износ.
Социальное значение коммунального хозяйства
Коммунальное хозяйство является публично (социально) значимой сферой, так как направлено на удовлетворение не только индивидуальных интересов, но и интересов, имеющих неперсонифицированное публичное значение, которое не исключает возмездности отношений в этой сфере.
От функционирования коммунального хозяйства зависят надёжное снабжение коммунальными ресурсами жилых домов и нежилых помещений, бесперебойная работа предприятий, школ, больниц, других объектов инфраструктуры и, как следствие, качество жизни граждан в целом.
Сфера коммунального хозяйства также является одним из крупнейших потребителей продукции, производимой в России, включая энергетические ресурсы, металлы, полимерную продукцию и т. д. При этом эффективность организации сферы коммунального хозяйства, а также экономическая эффективность предоставления ресурсов и коммунальных услуг являются важным фактором, который в том числе определяет рост потребительских цен в стране и имеет существенный потенциал для повышения такой эффективности.
Рыночные методы хозяйствования в сфере коммунального хозяйства сочетаются с административным регулированием, что обусловлено публичной значимостью данной сферы, требующей учёта уровня дохода граждан, состояния изношенности основных фондов и других внерыночных факторов.
Коммунальное хозяйство регулируется нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня. Законодательство в сфере коммунального хозяйства основывается на Конституции РФ и включает систему нормативных правовых актов, объединяющую федеральные законы и подзаконные нормативные акты РФ, законодательство субъектов РФ, муниципальные правовые акты.
История развития коммунального хозяйства
В дореволюционной России коммунальное хозяйство не представляло собой общегосударственную систему, а его состояние находилось на низком уровне развития. Некоторые попытки правовой регламентации деятельности в сфере коммунального хозяйства можно встретить в указе Петра I от 16(27) января 1721 г., которым был утверждён «Регламент, или Устав Главного Магистрата» (Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. 6. № 3708. С. 291), и в указе Екатерины II от 8(19) апреля 1782 г., утвердившем «Устав благочиния, или полицейский» (ПСЗРИ. Т. 21. № 15379. С. 461). Данными актами коммунальное хозяйство было отнесено к ведению полиции. «Регламент, или Устав...» обязывал Главного Магистрата «добрую полицию учредить» (гл. II), которая «приносит довольство во всем потребном в жизни человеческой…, производит чистоту на улицах и в домах» (гл. X). Согласно «Уставу благочиния...», «частный пристав имеет в смотрении чищение, мощение и поправление улиц в его части» (п. 117); квартальный надзиратель отвечал за наличие в своём квартале ночных сторожей (п. 137), трубочистного мастера (п. 138), подрядчиков – для содержания и мощения (п. 139), а также уборки (п. 140), для содержания и зажигания фонарей (п. 141); должен был следить за «опасными и падающими строениями» (п. 158). Затем вопросы коммунального хозяйства были отнесены к ведению Министерства внутренних дел, созданного на основании Манифеста императора Александра I от 8(20) сентября 1802 г. «Об учреждении министерств». Манифест возлагал на министра внутренних дел обязанность осуществлять попечение «о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи». Министерство внутренних дел осуществляло свои полномочия в этой сфере вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
В 1913 г. в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт·ч (в США этот показатель составлял 236 кВт.ч) (История ГОЭЛРО). К 1917 г. на 800 городов страны было лишь 215 небольших водопроводов и 23 канализации (Косухин. 2016. С. 48). Все строившиеся в России электростанции – в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т. д. – имели ограниченное (от одного до нескольких десятков) число потребителей и энергетически связаны между собой не были.
Принципиальные изменения в развитии коммунального хозяйства в части снабжения электрической и тепловой энергией связаны с принятием и реализаций генерального плана развития народного хозяйства России на базе электрификации, составленного Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) (постановление VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 «Об электрификации республики»). В течение 15 лет реализации плана ГОЭЛРО было построено 40 электрических станций районного значения вместо запланированных 30. При этом на практике реализовывались преимущества комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, т. е. сооружались не просто электроцентрали, а теплоэлектроцентрали. К 1935 г. страна занимала 3-е место в мире по масштабу выработки электрической энергии, уступая по этому показателю США и Германии. По объёму теплофикации СССР к 18-му году революции занял 1-е место в мировой энергетике (Кржижановский. 1936. С. 488–495).
В 1947 г. Советский Союз по выработке электроэнергии вышел на 1-е место в Европе и 2-е – в мире (Боруля. 1975. С. 5).
С 1917 по 1991 гг. управление коммунальным хозяйством последовательно осуществляли: Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР (до 1931), затем Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР (до 1946), Министерство коммунального хозяйства (МКХ) РСФСР (до 1971), Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР (до 1990), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР (до января 1991), Государственный комитет РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству (до ноября 1991), Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
В соответствии с Положением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР об НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г. одной из основных задач НКВД было руководство организацией и развитием коммунального хозяйства (Положение ВЦИК и СНК РСФСР об НКВД РСФСР от 24 мая 1922). Для реализации этой задачи в структуре НКВД РСФСР функционировало Главное управление коммунального хозяйства, включающее 5 отделов: жилищный, предприятий общего пользования, благоустройства и эксплуатации городской земли, пожарный и материальный.
Объекты коммунального хозяйства (электростанции, электрические и тепловые сети, водопроводы и др.) для целей коммунального обслуживания находились в ведении органов государственной власти. Так, в соответствии с Правилами пользования электрической энергией от коммунальных электростанций и электросетей системы Министерства коммунального хозяйства РСФСР (утверждены приказом МКХ РСФСР от 30 августа 1952 № 833 и введены в действие с 1 ноября 1952) их положения были обязательны для коммунальных электростанций и для потребителей электроэнергии, установки которых присоединены к электрическим сетям, подведомственным МКХ РСФСР, а также распространялись на потребителей электрической энергии, хотя и получающих её непосредственно от предприятий других ведомств, но являющихся абонентами и производящих расчёты за электрическую энергию с МКХ РСФСР.
Объекты коммунального хозяйства непосредственно принадлежали коммунальным предприятиям. Так, Правила снабжения газом жилых домов, учреждений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий (утверждены и введены в действие приказом МКХ РСФСР от 16 октября 1951 № 697) были обязательны для всех бытовых, коммунально-бытовых и промышленных потребителей, снабжаемых газом из газопроводов, принадлежащих управлениям, трестам и конторам газового хозяйства городов РСФСР.
Коммунальные тресты создавались для непосредственного оказания коммунальных услуг в соответствии с Положением о коммунальных трестах (утверждено постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 23 октября 1928) и ими признавались подведомственные городским Советам или местным исполнительным комитетам коммунальные предприятия, организованные в виде самостоятельных хозяйственных единиц, имеющие права юридического лица, с неделимым на паи капиталом и действующие на началах хозяйственного расчёта на основе утверждённых для них уставов. Коммунальные тресты учреждались постановлениями городских Советов или исполнительных комитетов и находились в непосредственном ведении отделов коммунального хозяйства. В состав коммунального треста входили одно или несколько коммунальных предприятий.
За годы советской власти коммунальное хозяйство СССР превратилось в крупнейшую, интенсивно развивающуюся на плановой основе отрасль, использующую современные научно-технические достижения. По состоянию на 1 января 1972 г. основные фонды жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения оценивались в 27,7 % стоимости (в ценах 1955) всех основных фондов народного хозяйства страны (Клопотов. 1973. С. 1549–1551).
После 1991 г. функции по реализации государственной политики в сфере коммунального хозяйства осуществляли следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой); Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). С 1 ноября 2013 г. вопросы коммунального хозяйства отнесены к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Также после 1991 г. произошла институционализация новых субъектов социально-экономических отношений в сфере коммунального хозяйства, связанная с трансформацией отношений собственности на объекты коммунального хозяйства, а именно: с введением процедуры акционирования значительной части объектов тепло- и электроснабжения и т. д.; переводом объектов из государственной в муниципальную и частную собственность, а также с формированием субъектной структуры организационно-экономических отношений в сфере коммунального хозяйства и институционализацией новых организационных форм управления коммунальным хозяйством.
Показатели деятельности коммунального хозяйства
Сфера жилищно-коммунального хозяйства в целом и коммунального хозяйства в частности является одним из важных секторов экономики Российской Федерации. По данным Минстроя России, актуализированным на август 2018 г., годовой оборот отрасли жилищно-коммунального хозяйства превысил 5,1 трлн руб., потребителями жилищно-коммунальных услуг являются 146,8 млн человек, в сфере жилищно-коммунального хозяйства работают 118,8 тыс. организаций, численность людей, занятых в отрасли, превышает 2 млн человек. В 2021 г. численность занятых в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве составила 11,1 млн человек (около 15 % общего количества занятых).
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), инфраструктура коммунального хозяйства по состоянию на 2021 г. характеризовалась следующими показателями: в системах водоснабжения и водоотведения действует около 100 тыс. насосных станций водопровода, 60 тыс. очистных сооружений водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций, 12 тыс. очистных сооружений канализации; одиночное протяжение уличной водопроводной сети – 382,2 тыс. км (в 2010 – 343,2 тыс. км), в двухтрубном исчислении – 574 тыс. км; уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, – 167,9 тыс. км (в 2010 – 146,7 тыс. км); число аварий водопровода – 55,2 тыс. (в 2010 – 170 тыс.); одиночное протяжение уличной канализационной сети – 85,4 тыс. км (в 2010 – 76,5 тыс. км), в двухтрубном исчислении – около 200 тыс. км; уличная канализационная сеть, нуждающаяся в замене, – 38,7 тыс. км (в 2010 – 28,6 тыс. км); число аварий канализации – 15,5 тыс. (в 2010 – 39,2 тыс.). Система теплоснабжения РФ состоит из 50 тыс. локальных систем теплоснабжения и 18 тыс. обслуживающих предприятий: протяжённость тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении – 166 748,5 км (в 2010 – 171 275,9 км); протяжённость тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене, – 50 350,4 км (в 2010 – 47 998,9 км); удельный вес потерь тепловой энергии в общем количестве поданного в сеть тепла – 12,5 % (в 2010 – 10,6 %). Степень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на конец 2021 г. составила 44,2 % (в 2010 – 47,9 %). Удельный вес полностью изношенных основных фондов в 2021 г. составил 15,8 % (в 2010 – 18,8 %). Ежегодно около 3 % сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1–2 %.
Развитие коммунальной сферы в России
Развитие коммунальной сферы в России привело к определённым улучшениям в этой отрасли (снижение аварийности, увеличение протяжённости сетей и т. д.). Вместе с тем показатели развития коммунального хозяйства отражают одну из основных проблем этой сферы, связанную с высокой степенью износа основных фондов и сетевой инфраструктуры. В коммунальном хозяйстве сложилась ситуация, когда низкая эффективность координации и функционирования сочетается с высокими финансовыми оборотами коммунальной сферы.
В то же время состояние коммунальной сферы в России может иметь существенные региональные, а также муниципальные различия. Множество систем и объектов коммунального хозяйства нуждаются в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объёма инвестиций. В ряде случаев такие объекты необходимо построить заново в силу их полного износа либо физического отсутствия (особенно в сфере водоснабжения и водоотведения).
В силу комплекса проблем и значительного размера коммунальной сферы её успешная модернизация без участия государства существенно затруднена. С целью улучшения состояния коммунального хозяйства, его модернизации, снижения аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры государство использует механизмы финансирования деятельности по строительству и реконструкции (модернизации) коммунальной инфраструктуры на основе методов программно-целевого и проектного управления. Источниками финансовой поддержки со стороны государства и муниципальных образований являются средства федерального, регионального, муниципальных бюджетов. В документах стратегического планирования определены цели, задачи и показатели развития коммунального хозяйства, источники и объёмы финансирования мероприятий, направленных на развитие коммунального хозяйства.
Системообразующее значение для развития коммунального хозяйства на федеральном уровне имеют: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года; комплексная государственная программа Российской Федерации «Строительство»; государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и др. На региональном уровне реализуются государственные программы и региональные проекты субъектов Российской Федерации по развитию жилищной и жилищно-коммунальной сферы.
Финансирование мероприятий по развитию коммунального хозяйства осуществляется также за счёт средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий», которая наделена полномочиями, связанными с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Общая стоимость реализованных проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, по данным официального сайта Фонда развития территорий, составила 10,40 млрд руб. (из них: 5,22 млрд руб. – средства Фонда; 4,09 млрд руб. – частные инвестиции). Реализовано 43 проекта (в сфере теплоснабжения – 23, водоснабжения – 10, водоотведения – 6, обращения с твёрдыми коммунальными отходами – 4) в 22 субъектах РФ. Модернизировано 83 объекта коммунальной инфраструктуры, 110 км коммунальных сетей.
Устойчивое развитие коммунального хозяйства является условием социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Проблемы развития коммунального хозяйства в России в значительной степени связаны с конфликтом целей и интересов субъектов, функционирующих в отрасли, в связи с чем одна из главных задач государственной политики в сфере коммунального хозяйства состоит в том, чтобы установить разумный баланс между интересами всех сторон, участвующих в производстве, потреблении и регулировании коммунального комплекса.
Структура коммунального хозяйства (виды деятельности)
К видам деятельности в сфере коммунального хозяйства относятся:
коммунальное электроснабжение – производство, передача и распределение электрической энергии, технологическое присоединение к распределительным электросетям, торговля электрической энергией;
коммунальное газоснабжение – производство газа, транспортировка по трубопроводам, распределение по газораспределительным сетям, торговля газом, подаваемым по газораспределительным сетям (в рамках осуществления коммунального газоснабжения);
коммунальное теплоснабжение – производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), торговля паром и горячей водой; кондиционирование воздуха;
коммунальное горячее водоснабжение;
коммунальное холодное водоснабжение;
коммунальное водоотведение.
С учётом видов деятельности в сфере коммунального хозяйства выделяются подотрасли: коммунальная энергетика (электроснабжение, теплоснабжение), водоснабжение (холодное, горячее), водоотведение, газовое хозяйство.
Виды экономической деятельности в сфере коммунального хозяйства укрупнённо включают три разновидности: производство, передача и продажа коммунального ресурса.
Как правило, поставка (купля-продажа) и передача коммунального ресурса осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, который предусматривает в том числе и организацию передачи ресурса путём урегулирования отношений с инфраструктурной организацией, если сети не принадлежат ресурсоснабжающей организации. Так, по договору электроснабжения гарантирующий поставщик (энергоснабжающая организация) заключает договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в пользу потребителей с территориальной сетевой организацией.
Объекты коммунального хозяйства
Объекты коммунального хозяйства представлены широким перечнем производственных и иных имущественных объектов. Так, к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта (ч. 3 ст. 275.1 Налогового кодекса РФ).
В целом все объекты коммунального хозяйства могут быть отнесены или к производственным объектам, т. е. объектам, используемым для создания коммунальных ресурсов (электростанции, котельные и др.), или к объектам по транспортировке (передаче) коммунальных ресурсов (централизованные инфраструктурные электрические, тепловые, водопроводные сети, сети водоотведения).
Объекты коммунального хозяйства (производственные и инфраструктурные) одновременно могут быть использованы для осуществления поставок ресурсов, как для коммерческой (профессиональной, предпринимательской, промышленной) деятельности, так и для коммунально-бытовых нужд. Как правило, это объекты общего (двойного) назначения. Бытовая (коммунальная) цель использования (потребления) ресурса определяет его отнесение к коммунальному ресурсу. В свою очередь, от этого зависит выделение категорий потребителей поставляемых ресурсов, порядок учёта ресурсов и тарифообразования. Поэтому электростанции, электрические, водопроводные, тепловые сети и другие объекты коммунального хозяйства могут служить как бытовым, так и предпринимательским целям.
Субъекты коммунального хозяйства
Функционирование коммунального хозяйства институционально обеспечивается широким кругом субъектов (органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями).
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства распределены по трём уровням: федеральному, региональному и местному. Органы государственной власти и местного самоуправления создают правовые условия и совершают действия по организации предоставления услуг в сфере коммунального хозяйства.
Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведённой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведённой источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
Министерство энергетики РФ (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведённой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведённой источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и др.
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют в основном организацию и координацию деятельности органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства.
Непосредственное осуществление деятельности (производство, передача и продажа коммунальных ресурсов) в сфере коммунального хозяйства обеспечивается юридическими лицами различных организационно-правовых форм (ресурсоснабжающие, инфраструктурные организации) и индивидуальными предпринимателями.
Энергоснабжающие, теплоснабжающие, водоснабжающие и газоснабжающие организации являются ресурсоснабжающими. Ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод). Инфраструктурные организации представлены различными субъектами, которым принадлежат централизованные сети инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов.
Так, к субъектам коммунального хозяйства в сфере электроснабжения относятся гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, производители электрической энергии на розничных рынках, территориальные сетевые организации.
Организации, оказывающие жилищные услуги, услуги по управлению многоквартирным домом, по содержанию и техническому ремонту общего имущества многоквартирных домов и осуществляющие иные виды деятельности (благоустройство и озеленение территории населённого пункта и др.), относятся к иным субъектам жилищно-коммунального хозяйства (подрядные, управляющие организации и др.) или городского хозяйства. Данные организации характеризуются большим разнообразием, взаимозависимостью и достаточной автономностью.
Коммунальные услуги
Коммунальные услуги, для предоставления которых используются коммунальные ресурсы, в РФ включают в себя услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электро- и газоснабжения – это закрытый перечень, устанавливаемый законодательством. В европейских странах как такового понятия «коммунальные услуги» не существует (это услуги водоснабжения и водоотведения, а также потребление энергоресурсов). Организация предоставления услуг в зарубежных странах и России достаточно сильно различается. Отопление жилых помещений в Европе часто производится с использованием газа или электричества при отсутствии систем централизованного теплоснабжения.
Особенности структуры жилищного фонда в РФ, в котором преобладают многоквартирные дома, предопределяют экономически обоснованные формы организации снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг. Как правило, это централизованное сетевое энергоснабжение, газоснабжение, водоснабжение (водоотведение).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354) потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (включая продажу бытового газа в баллонах), отопление (продажа бытового топлива при наличии печного отопления), обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
К таким договорам, в частности, относятся:
договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемые собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией [договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления];
договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), заключаемые собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.