#Жанры европейской литературы
Жанры европейской литературы
Тег

Жанры европейской литературы

Жанры европейской литературы
Найденo 17 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Легенда
Леге́нда (лат. legenda, буквально – то, что должно быть прочитано), литературный и фольклорный жанр. Жанр средневековой религиозной литературы; назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Обозначение «легенда» применяется также к живописным и музыкально-драматическим произведениям, связанным с сюжетами легенд. Легендой может называться песня в народном духе о событиях далёкого прошлого (разновидность вокальной баллады) или инструментальное произведение повествовательного характера.
Литература
Термины
Лимерик (жанр)
Ли́мерик, жанр английской поэзии нонсенса, представляет собой короткое стихотворение юмористического содержания. Как правило, состоит из 5 строк, написанных анапестом, со схемой рифмовки ааbbа. Лимерику присущи характерное интонационно-синтаксическое строение, ориентация на разговорную стилистику, использование каламбуров и прихотливой орфографии. Темы могут варьироваться от бытовых до философских и религиозных, однако они всегда воплощаются в повествовании о каком-либо смешном, необычном или вообще невероятном событии.
Литература
Термины
Эпиграмма
Эпигра́мма, 1) в античной поэзии – короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом. Возникла в греческой поэзии 7–6 вв. до н. э., расцвет её относится к 3 в. до н. э. – 1 в. н. э. 2) В новоевропейской поэзии – короткие сатирические стихотворения, обычно с острóтой (пуантом) в конце, отчасти перерабатывающие традиционные марциаловские мотивы, отчасти откликающиеся на злободневные, порой политические события.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Баллада (в литературе)
Балла́да, лироэпический фольклорный и литературный жанр, получивший широкое распространение в странах Европы. Его характерные черты – динамичность, драматизм, отрывистость повествования, эмоциональность – проявились в балладах о Робин Гуде. В конце 18 – начале 19 вв. баллада утвердилась как повествовательное стихотворное произведение преимущественно на исторический, легендарный или любовный сюжет. К жанру обращались Дж. Г. Байрон, Р. Бёрнс, Р. Браунинг, Ф. Вийон, В. Скотт, Р. Л. Стивенсон, А. Ч. Суинберн, А. Теннисон, П. Б. Шелли и др.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Панегирик
Панеги́рик, хвалебная речь. Появился в 5 в. до н. э. в Греции. В Античности получили распространение похвалы городам, богам (речи Диона Хрисостома, Элия Аристида) и императорам («Панегирик Траяну» Плиния Младшего). В Средние века с помощью приёмов панегирика составлялись похвальные слова святым и другие произведения агиографии. Образец пародического панегирика эпохи Возрождения – «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. В эпоху классицизма 17–18 вв. достиг расцвета панегирик, прославляющий монарха (сочинения Феофана Прокоповича, М. В. Ломоносова и др.). Большое распространение получил на Востоке, особенно в персидской литературе (касыда, газель). В более широком смысле панегириком называют всякое восхваление независимо от жанра, в котором оно выражено.
Литература
Термины
Антиутопия
Антиуто́пия, литературный эпический жанр, описывающий негативную модель государственного или мирового устройства. Будучи зачастую пародией или сатирой на утопию, антиутопия зародилась как реакция на распространение идей образцового государства (Т. Мор, Т. Кам­па­нел­ла, Ф. Бэкон и др.), показывая возможные антигуманные и опасные последствия их осуществления. Сюжет антиутопий строится, как правило, вокруг противостояния политических, социальных и прочих внешних факторов и внутренних, личностных качеств и интересов героя. Среди других жанровых черт – аллегоричность повествования, использование приёмов научной фантастики. Классические образцы романов-антиутопий в 20 в. создали Р. Брэдбери, Е. И. Замятин, Дж. Оруэлл, О. Хаксли и др.
Кит Расселл. Иллюстрация из книги: Евгений Замятин. Мы. Лондон, 2018
Направления, стили, жанры в литературе
Комедия гумора
Коме́дия гу́мора (комедия гуморов; англ. comedy of humours, humour comedy), тип комедии, получивший распространение в Англии 17–18 вв. Комедия гумора формировалась на основе комедии нравов и является её разновидностью. Как жанровая модель начала складываться в пьесах Дж. Чапмена («Веселье странного дня», «An Humorous Day’s Mirth», 1597) и окончательно утвердилась в творчестве Б. Джонсона, обосновавшего понятие «гумор» (англ. humour – расположение духа, настроение, нрав, причуда характера; от лат. humor – жидкость, влага) как важную категорию комического. В прологе к пьесе «Всяк вне своего нрава» (или «Все без своих причуд», «Everyman out of His Humour», 1599, опубликована в 1600) Джонсон объединил медицинское определение гумора как наименования «текучих» элементов организма с актуальными «психологическими» значениями слова: «настроение», «расположение духа», «каприз». Постулируемую античными медиками (в рамках теории темпераментов) связь между избытком одного из жизненных соков и преобладающим состоянием духа Джонсон понимал метафорически. В интерпретации драматурга власть господствующего «настроения» или ведущей черты характера делает этот характер «влажным» – податливым для искушений преобладающей страсти – и превращает в законный объект осмеяния.
Литература
Термины
Шпрух
Шпрух, жанр средневерхненемецкой дидактической поэзии конца 12 – 15 вв. Родоначальники – Старший и Младший Сперфогели (Шперфогели), Готфрид Страсбургский, Вальтер фон дер Фогельвейде. Возник в 12 в. и сразу разделился на две разновидности – дидактическая (в 13 в. Фрейданк, в 14 в. Петер Зухенвирт и Генрих Тейхнер) и лирическая, которая сочинялась и исполнялась миннезингерами (в 12–13 вв. Вальтер фон дер Фогельвейде и Конрад Вюрцбургский, в 13–14 вв. Фрауэнлоб). Дидактический шпрух – нравоучение на тему религии, политики и морали, близок к пословице; тематика лирического шпруха также включала восхваления покровителя автора, размышления о космологии, рефлексию на тему искусства, полемику с собратьями по перу. В отличие от дидактических, лирические шпрухи создавались и пелись на определённую мелодию, или «тон»; основной размер стиха – 4-стопный с преобладанием парной рифмовки. Влияние шпруха отразилось в творчестве Ганса Сакса, И. В. Гёте и др., хаусшпрухе (изображение рифмованных изречений на стенах и табличках).
Литература
1
2