Тассо Торквато
Та́ссо Торква́то (Torquato Tasso) (11.3.1544, Сорренто – 25.4.1595, Рим), итальянский поэт.
Сын поэта Бернардо Тассо. Обучался в Падуанском и Болонском университетах (1560–1565). С 1565 г. служил в Ферраре, сначала у кардинала Л. д’Эсте, затем у герцога Альфонсо II. К феррарскому периоду относятся первые проявления душевной болезни Тассо (мания преследования). В 1579–1586 гг. находился в лечебнице при монастыре Святой Анны. Последнее десятилетие жизни провёл преимущественно в Неаполе и Риме. В ноябре 1594 г. приехал в Рим из Неаполя, привлечённый обещанием папы почтить его поэтической коронацией, но, так и не дождавшись её, умер в монастыре Святого Онуфрия на Яникуле.
Тассо – самый яркий представитель итальянской литературы Позднего Возрождения. Обширный корпус его литературного наследия составляют лирические стихотворения (всего 1708). Тематический и предметный мир лирики ограничен придворной жизнью и академией; тон лирики ровный, контрасты снимаются музыкальностью стиха, которой Тассо целенаправленно добивался. В большей степени он стремился к остроумию, нежели к философской глубине; традиционные метафоры развёрнуты в изящные картины, рисующие идеализированный образ придворного общества. С лирикой связана пасторальная драма «Аминта» («Aminta», 1573, издана в 1581), отмеченная сильным идеализирующим пафосом, придающим пасторальному миру черты вневременной утопии и через систему аллюзий соотносящим его с современностью.
Наиболее значительный раздел творчества Тассо представлен эпической поэзией: рыцарским романом «Ринальдо» («Il Rinaldo», 1562), а также его лучшим произведением – героической поэмой «Освобождённый Иерусалим» («Gerusalemme liberata», закончена в 1575, издана в 1581, первый полный русский перевод в прозе был выполнен в 1772 М. И. Поповым с французского языка), посвящённой кульминационному событию 1-го крестового похода – осаде и взятию Иерусалима. Тассо следовал модели «Илиады», которая представлялась ему идеальным образцом эпоса. У главных героев его поэмы, Ринальдо и Танкреда, сложная сюжетная судьба и напряжённый душевный мир. Любовь (Танкреда – к деве-воительнице Клоринде, Ринальдо – к фее Армиде) препятствует им в исполнении их эпического долга и вводит в ситуации, отмеченные явной близостью к рыцарскому роману. Все герои поэмы проходят через сомнения, падения, прозрения; для многих намечена перспектива дальнейшего пути. Поэма, с присущими ей сочетанием противоположных точек зрения, двойственностью стиля и идейного содержания, стала ярким примером литературы маньеризма. Работа над поэмой не завершилась с её изданием: под влиянием критики, указывавшей на лингвистические неправильности и недопустимый отход от классических образцов, Тассо приступил к радикальной переделке, изымая многие романические эпизоды. В 1593 г. поэма вышла в свет под названием «Завоёванный Иерусалим» («Gerusalemme conquistata»). Устранение смысловой неоднозначности нанесло произведению непоправимый художественный урон. В поздней поэме «Семь дней сотворения мира» («Le sette giornate del mondo creato», 1594, издана в 1608) доминирует религиозная дидактика. К этому же времени относятся «Рассуждения о героической поэме» («Discorsi del poema eroico», 1594) – переделка юношеского поэтологического сочинения Тассо. Вопросы эстетики затронуты и в 28 диалогах, посвящённых философско-академической и светской проблематике.
Богатая разнообразными перипетиями жизнь Тассо легла в основу многочисленных литературных произведений, в том числе драмы И. В. Гёте «Торквато Тассо» (1790), поэмы Дж. Байрона «Жалоба Тассо» (1817), а также «драматической фантазии» Н. В. Кукольника «Торквато Тассо» (1833).