Боккаччо Джованни
Бокка́ччо Джова́нни (Giovanni Boccaccio) [1313, Чертальдо (область Тоскана) или Флоренция – 21.12.1375, Чертальдо], итальянский писатель.
Первоначальное образование получил во Флоренции. С 1327 г. жил с отцом в Неаполе, где близко познакомился с придворной и рыцарской культурой французского образца; изучал право в Неаполитанском университете. В конце 1340 – начале 1341 гг. вернулся во Флоренцию; знакомство с Ф. Петраркой (1350) переросло в прочную дружбу. В 1350–1360-х гг. выполнял по поручению Флорентийской коммуны ряд дипломатических миссий. В 1373–1374 гг. по поручению Совета Коммуны читал курс публичных лекций о Данте (в церкви Сан-Стефано-ди-Бадиа), но не успел закончить его; в «Малом трактате в похвалу Данте» первым назвал «Комедию» Данте «Божественной» («Trattatello in laude di Dante», 1-я редакция – 1352, 2-я – около 1360, 3-я – до 1372; в русском переводе – «Жизнь Данте», 1975).
В творчестве Боккаччо можно выделить 3 периода: неаполитанский, флорентийский и последекамероновский. В поэмах 1-го периода исходный эпико-романический материал насыщен лирическим началом: «Охота Дианы» («Caccia di Diana», создана около 1334–1338) – своеобразный каталог прекраснейших неаполитанских дам; «Филострато» («Filostrato», создана около 1335) – рассказ о любви троянского царевича Троила и дочери Калханта Хрисеиды, изменившей царевичу с Диомедом; «Тезеида» («Teseida», создана около 1339–1341) – в сюжетном плане – продолжение поэмы Публия Папиния Стация «Фиваида». В первом прозаическом опыте Боккаччо – романе «Филоколо» («Filocolo», создан около 1336–1338), восходящем к французской поэме «Флуар и Бланшефлор» или к её итальянским переделкам, – любовный сюжет оттеснён на второй план изощрённой риторикой и пространным учёно-энциклопедическим комментарием.
Первое сочинение, созданное Боккаччо после возвращения во Флоренцию, – прозиметр «Комедия нимф» («Comedia delle Ninfe», другое название – «Амето», создан в 1341–1342), рассказ о молодом охотнике, который благодаря любви приобщается к культуре и обретает подлинную человечность (одна из центральных тем творчества Боккаччо). Написанная терцинами поэма в 50 песнях «Любовное видение» («Amorosa visione», создана в 1342) описывает путь героя, преодолевающего житейские соблазны и отвергающего ложных кумиров (славу, богатство, фортуну), к высшему благу, которое представлено в соответствии с аллегорической традицией как соединение с возлюбленной. В повести «Элегия мадонны Фьямметты» («Elegia di madonna Fiammetta», создана около 1343–1344, опубликована в 1472) на первом плане описание душевных переживаний знатной неаполитанской дамы, полюбившей флорентийского купца и оставленной им; трактовка внутреннего мира персонажей сводится к умелому комбинированию риторических топосов. Новаторство «Фьямметты» состоит в радикальной модернизации жанровой традиции, заданной классической элегией и сборником поэтических посланий Овидия «Героиды». Поэзия пробуждающейся женственности и материнства – в центре поэмы в октавах «Фьезоланские нимфы» («Ninfale Fiesolano», создана около 1344–1346), где рассказывается о любви пастуха к нимфе, давшей Диане обет девственности. При всей условности пасторального фона поэма является наименее риторически отвлечённым из додекамероновских произведений Боккаччо.
Стремление Боккаччо к жанровому экспериментированию, характерное для сочинений флорентийского периода, наиболее отчётливо проявилось в «Декамероне» («Decameron», создан около 1349–1351, опубликован в 1471) – книге, заложившей основу жанра новеллы (до Боккаччо можно говорить только о предновеллистических тенденциях). Писатель радикально трансформировал традицию короткого повествования: рассказ лишился автономности, вошёл в состав единой книги; полностью устранился внеповествовательный дидактизм; в центр повествования ставился парадоксальный сюжетный поворот; конфликт драматизировался и частично интериоризировался; наконец, новелла, по сравнению с её средневековыми источниками («пример», фабльо, житие, анекдот), существенно повысила свой статус в литературной иерархии. В новеллах «Декамерона» вырабатывается чрезвычайно разнообразная, яркая и живая картина действительности, в которой центральную роль играет личная предприимчивость. В обрамлении «Декамерона» противопоставлены друг другу два образа действительности: реальный (социальный хаос, описание чумы) и идеальный (социальная гармония, общество рассказчиков). Покинув зачумлённый город, рассказчики «Декамерона» не просто покидают мир, в котором утрачены и растоптаны все человеческие связи, ради некоего утопического идеала, – они обращаются к этому миру со своим словом, благодаря которому вновь утверждается порядок.
Единственное художественное сочинение на народном итальянском языке, созданное Боккаччо после «Декамерона», – повесть «Корбаччо» («Corbaccio», создана около 1355–1365; смысл названия неясен), по форме представляющая собой видение, а по пафосу – резкий памфлет, направленный против женщин. Большинство сочинений писателя этого периода написано на латыни и посвящено каталогизации и адаптации накопленных Античностью исторических, мифологических и географических сведений: «Генеалогия языческих богов» («Genealogia deorum gentilium», создано около 1360–1375) – монументальный свод античной мифологии; «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus illustrium virorum», создано около 1360–1374) – собрание примеров, демонстрирующих превратности судьбы великих мужей всех времён; «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus, de nominibus maris», создано около 1355–1374) – собрание древних и современных географических сведений. Трактат «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», создан около 1361–1374) включает 106 биографий (от Евы до современницы Боккаччо королевы Неаполя Иоанны). На народном языке написан «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante», создан в 1352–1372).
Восприятие творчества Боккаччо в России началось сравнительно поздно: некоторые сюжеты «Декамерона» проникли в русскую культуру в конце 17 в. (через переводы с польского языка). Два перевода из «Декамерона» принадлежат К. Н. Батюшкову (заключительная новелла, опубликована в 1817, и вступление к книге, опубликовано в 1819). Настоящее знакомство с «Декамероном» состоялось благодаря переводу А. Н. Веселовского (1891–1892), с другими сочинениями Боккаччо – в 20 в. («Фьямметта» в переводе М. А. Кузмина – 1913; «Фьезоланские нимфы» в переводе Ю. Н. Верховского – 1934).