Фрескобальди Джироламо
Фрескоба́льди Джирола́мо (Girolamo Frescobaldi) (сентябрь 1583, Феррара – 1.3.1643, Рим), итальянский композитор, органист, клавесинист.
Учился музыке в Ферраре у Л. Луццаски. В 1607 г. органист римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. В 1607–1608 гг. придворный музыкант кардинала Г. Бентивольо (двор находился в Брюсселе). В 1608 г. в Антверпене опубликовал свои первые сочинения (сборник мадригалов). С этого же года до конца жизни (с перерывами) органист в соборе Святого Петра. Одновременно до 1621 г. работал при дворе кардинала П. Альдобрандини, преподавал игру на органе, сочинял музыку (наибольшая часть сочинений Дж. Фрескобальди опубликована в 1615–1628). В 1628–1634 гг. органист и композитор при флорентийском дворе Медичи. В 1634 г. вернулся в Рим, продолжал служить органистом и преподавать; самый знаменитый его ученик – И. Я. Фробергер.
Дж. Фрескобальди – один из крупнейших представителей музыкального барокко. Прославился как автор органных и клавирных сочинений во всех современных ему жанрах: токкат, партит, ричеркаров, фантазий, канцон «во французском стиле» (итал. canzoni alla francese), каприччио, курант, пассакалий, чакон, баллетто, арий (в форме вариаций на песенные темы), обработок григорианских распевов – оффиция и мессы (магнификаты, Kyrie, гимны). Границы между отдельными инструментальными жанрами (в соответствии с практикой раннего барокко) зачастую размыты.
Инструментальные пьесы Дж. Фрескобальди издавал в виде сборников; часть их вышла уже после смерти автора. Принцип составления сборника Фрескобальди заявлял как жанровый, однако в действительности в публикации включались пьесы разных жанров. Так, сборник «Токкаты в партитуре для клавесина и органа. Книга I» («Il primo libro d'intavolatura di toccate di cimbalo et organo», 1637) содержит, кроме 12 токкат, ещё 4 партиты, 5 курант, 4 баллетто, 3 каприччио и др. Клавирные пьесы Фрескобальди иногда объединял в небольшие сюиты («Баллетто, куранта и пассакалия», «Куранта и чакона», «Пассакалия и чакона»). Наиболее известен сборник «Музыкальные цветы» («Fiori musicali», 1635), содержащий три органные мессы (вставки инструментальной полифонической музыки в монодическую григорианскую мессу), ориентированные на специфику современной автору пышной литургии.
Некоторые пьесы, как, например, «Хроматический ричеркар после Credo» («Recercar cromaticho post il Credo») из Апостольской мессы, «Ричеркар с пением» («Recercar con obligo di cantare») из Богородичной мессы, «Хроматическая токката на Возношение Даров» («Toccata cromaticha per l’Elevatione») из Воскресной мессы, представляют собой изысканные творческие эксперименты (в 21 в. их интерпретация, включая понимание музыкального строя, составляет проблему аутентичного исполнительства). К сочинениям для органа и клавесина примыкает «Первая книга инструментальных канцон для всякого рода инструментов» («Il primo libro delle canzoni per sonare con ogni sorte di stromenti», 1628) – сборник ансамблевой музыки, содержащий 38 канцон и 2 токкаты.
В инструментальной (реже вокальной) музыке Дж. Фрескобальди широко использовал форму вариаций на остинатные гармонические модели (романеска, фолия, Руджеро и др.), а также вариации на бассо остинато: в терминологии Фрескобальди – вариации «на чакону» и «на пассакалию». Примеры – «Ария под названием Фрескобальда» («Aria detta la Frescobalda»; 1627) и большая «Партита-ченто на пассакалию» («Cento partite sopra passacagli»; 1637). Смысл заглавия последней загадочен. Слово cento в переводе с итальянского языка значит «сто», но что за «сотня» имеется в виду, неясно. Во всяком случае, оно не может относиться к числу вариаций, которых в произведении около 130. Возможно, cento (в переводе с латинского языка – «лоскут») ссылается на центон как общий принцип «пёстрой» композиции. Короткая тема подвергается разнообразным темповым, метроритмическим, фактурным метаморфозам. Форма имеет черты сюиты (исследователи выделяют 9 разделов). В гармонии хроматические модуляции (метаболы) охватывают звуковысотный материал в пределах квинтового круга от des до dis, а тональный план разомкнут (местная тоника в начале партиты – d, в конце – e).
Среди вокальных сочинений Дж. Фрескобальди – мадригалы, мотеты (образцы второй практики; для 1–3 голосов с бассо континуо), 2 мессы (в основу полифонической разработки положены популярные светские мелодии). Крупнейшая публикация вокальной музыки – 2 сборника «Музыкальных арий» («Arie musicali», 1630; всего 44 пьесы) для солистов и бассо континуо, в которых «ариями» называются песни танцевального характера, а также вокальные пьесы в свободной форме (с разделами в разных темпах, мензурах, ладах, фактуре). Ансамблевые «арии» написаны с применением приёмов имитационной полифонии, некоторые из них напоминают раннебарочные итальянские мадригалы.
Рецепция Дж. Фрескобальди прослеживается в музыке 17–20 вв., в диапазоне от восприятия отдельных приёмов техники композиции до заимствования тем в качестве основы для собственной вариационной и/или полифонической разработки. Среди композиторов, в той или иной мере испытавших его влияние, – М. Росси (клавирная музыка), И. Я. Фробергер (клавирные канцоны, «гексахордовые» фантазии № 1 и № 4 и др.), Я. Д. Зеленка (Miserere ZWV 57, Salve Regina ZWV 137 и Salve Regina ZWV 141), И. С. Бах (фуга cis-moll из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира», пьесы из сборника «Clavierübung III»), А. Рейха (Фуга-фантазия op. 36 № 14), впоследствии – А. Тансман («Вариации на тему Фрескобальди» для струнного оркестра), Д. Лигети («Musica ricercata XI»), Л. Даллапиккола («Две духовные песни Фрескобальди»). Музыку Фрескобальди редактировали и инструментовали для различных составов Ф. Мендельсон, Б. Барток, О. Респиги, А. Казелла.
Важнейший современный электронный ресурс, посвящённый Дж. Фрескобальди, – «Тематический онлайновый каталог» (Frescobaldi Thematic Catalogue Online), поддерживаемый Университетом Дьюка (США). Помимо списка сочинений (с нотными инципитами) содержит описания источников, старинных и современных нотных изданий и некоторые другие материалы; дискография отсутствует. Главный редактор и руководитель онлайн-проекта – крупный исследователь творчества Фрескобальди А. Зильбигер.