Тег

Жанры прозы

Жанры прозы
Найденo 13 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Древнерусская повесть (жанр)
Древнеру́сская по́весть, общее обозначение произведений древнерусской литературы (11–17 вв.), различных по своей художественной структуре и объединённых лишь признаком повествовательности – связным описанием неких событий. «Повестями» именовались произведения религиозно-назидательного характера, летописи («Повесть временных лет»), пространные биографии царей и полководцев. Крупнейшие памятники древнерусской повести – «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».
Взятие Рязани монгольским ханом Батыем. 1237. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в.
Направления, стили, жанры в литературе
Повесть
По́весть, эпический жанр, преимущественно прозаический; занимает промежуточное положение между романом и рассказом как по объёму, так и по типу повествования. Выделение повести в отдельный жанр принадлежит отечественному литературоведению и отсутствует в западноевропейской традиции. Повесть тяготеет к хроникальному сюжету, охватывает сравнительно небольшой период времени, нередко характеризуется преобладанием описательности. Жанр получил широкое распространение в 1820–1830-е гг. («Роман и Ольга» А. А. Бестужева, «Лафертовская маковница» А. Погорельского, «Вечер накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина, и др.) и выдвинулся на первый план в литературе 1840-х гг. («Большой свет» В. А. Соллогуба, «Шинель» Гоголя, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина, «Деревня» Д. В. Григоровича, «Двойник» Ф. М. Достоевского, «Доктор Крупов» А. И. Герцена, и др.).
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Пастораль
Пастора́ль, термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства 14–18 вв., связанным с пастушеской тематикой. В литературе восходит в античной буколике и средневековой пастурели. Характерные черты пасторали: поэтизация сельской и пастушеской жизни, противопоставление городской распущенности и деревенской простоты и праведности. Основные жанровые формы – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. В Италии к пасторальной эклоге обращались Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, в Испании – Х. дель Энсина, Г. де ла Вега, в Португалии – Л. ди Камоэнс, во Франции – К. Маро, П. де Ронсар, Р. Белло, в Англии – Э. Спенсер, А. Филипс, А. Поуп, в России – А. П. Сумароков, М. М. Херасков, А. А. Ржевский, И. Ф. Богданович, В. В. Капнист. Пасторальная драма зародилась в Италии в творчестве А. Полициано, Дж. Чинцио, А. де Бекари, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини. Пасторальный роман представлен в творчестве Я. Саннадзаро, Х. де Монтемайора, М. де Сервантеса, Лопе де Веги, О. д’Юрфе, Ф. Сидни, Ф. фон Цезена и др. В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди. Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В изобразительном искусстве пастораль – разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта (Я. Пальма Старший, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Ф. Бассано Младший и др.).
Франсуа Буше. Пастушеская сцена. Начало 1730-х гг.
Направления, стили, жанры в литературе
«Роман с ключом»
«Рома́н с ключо́м» (франц. roman à clef), разновидность романа биографического характера, основанного на аллегорическом изображении картин действительности с «зашифрованными» прототипами. Предполагает наличие списка, так называемого ключа, где указано, какая историческая личность скрывается под тем или иным персонажем. Сформировался к началу 17 в., получил значительное развитие во французской литературе. Один из первых образцов – роман «Аргенида» («Argenis», 1621) Дж. Баркли, повествующий о французском дворе 16 в. Среди других – «Астрея» («L’Astrée», 1632–1633) О. д’Юрфе, «Опальный паж» («Le page disgracié», 1643) Т. Л’Эрмита, «Любовная история галлов» («L’Histoire amoureuse des Gaules», 1665) Р. де Бюсси-Рабютена. Оказал влияние на литературу последующих эпох, особенно модернизма: романы «Белла» (1926) Ж. Жироду, «Контрапункт» (1928) О. Хаксли, «Козлиная песнь» (1928) К. К. Вагинова, «Повесть о пустяках» (1934) Ю. П. Анненкова и др.
Иллюстрация из книги: Скюдери М. де. Артамен, или Великий Кир. Париж, 1654. Т. 4. Фронтиспис
Направления, стили, жанры в литературе
Очерк
О́черк, малый эпический жанр. Развивается в двух основных формах – художественной и документально-публицистической. В художественном очерке отсутствуют выраженный сюжет и единый конфликт, основное место занимают описания и диалоги, организующую композиционную роль играет авторское «я». Документально-публицистический очерк анализирует реальные факты общественной жизни. Ведущий жанр натуральной школы.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Бурлеск
Бурле́ск (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый, от burla – шутка), форма пародийной стилизации в литературе, комический эффект которой построен на несоответствии темы характеру её изложения. В бурлеске высокая тема разрабатывается подчёркнуто низким слогом, а низменная – возвышенным. Прообраз бурлеска – поэма «Война мышей и лягушек» (6–5 вв. до н. э.), пародийно ориентированная на гомеровский эпос. Понятие «бурлеск» восходит к названию сборника «Opere burlesche» итальянского поэта Ф. Берни (1548). Получил распространение в европейской литературе с эпохи Возрождения, особенно в эпоху классицизма, главным образом в жанре поэмы (см. в статье Ироикомическая поэма). В России зачинателем бурлеска стал В. И. Майков (поэма «Игрок ломбера», 1763, и др.).
Литература
1
2