ЮрченкоТатьянаГенриховна

Всего статей: 19
Овидий
Ови́дий (43 до н. э. – 17 или начало 18 н. э.), римский поэт. В лирике развивал традиции Тибулла и Секста Проперция (сборник «Любовные элегии», опубликован около 15 до н. э.), использовал мифологические образы (сборник «Героиды», около 10-х гг. до н. э.). Наиболее значительное произведение – поэма «Метаморфозы» (2–8 н. э.) – объединяет около 250 греческих и римских мифологических и фольклорных сюжетов о превращениях людей в животных, растения, созвездия, камни. Последние годы жизни провёл в ссылке, формальным поводом для которой послужила пародийная дидактическая поэма «Наука любви» (2 н. э.). В ссылке создал поэтический сборник «Скорбные элегии» (9–12 н. э.) и др. Оказал влияние на многих поэтов от Античности до 20 в.; мотивы сочинений Овидия, в особенности «Метаморфоз», широко использовали художники, скульпторы, музыканты, кинорежиссёры.
Этторе Феррари. Памятник Овидию, Констанца (Румыния). 1887
Россия. Литературоведение
Литературоведение в России. У истоков литературоведения в России – поэтики и риторики 17 – начала 18 вв. (митрополита Макария, Феофана Прокоповича и др.), стиховедческие трактаты В. К. Тредиаковского, филологические труды М. В. Ломоносова. Ко 2-й половине 19 в. в русском литературоведении складываются три крупных направления: мифологическая школа (Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский и А. Н. Афанасьев, а также А. А. Потебня), сравнительно-историческое литературоведение (Александр Н. Веселовский), культурно-историческая школа (А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов, Н. И. Стороженко, С. А. Венгеров и др.). Развивается психологическая школа (Д. Н. Овсянико-Куликовский). Огромное влияние на отечественную и зарубежную филологию 20 в. оказала формальная школа (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон). В 1920-х гг. развивается психоаналитическое литературоведение (И. Д. Ермаков); социологический метод в литературоведении представлен работами П. Н. Сакулина, В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева. Типологию романно-прозаического слова разрабатывали Б. А. Грифцов и М. М. Бахтин; аналитический подход к изучению произведения как идейно-стилистической целостности предложил А. П. Скафтымов. Мифологические истоки литературного сюжета и жанра выявила О. М. Фрейденберг. Структура и генезис индоевропейской волшебной сказки исследованы в работах В. Я. Проппа. Применением в литературоведении «точных методов», основанных на количественном анализе, занимался Б. И. Ярхо. В СССР структуралистский подход к литературе развивался с начала 1960-х гг. в рамках семиотики. Основателями отечественной структурно-семиотической школы (московско-тартуская семиотическая школа) были учёные из университета г. Тарту (Эстония) и из Москвы: Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и др. Большое влияние на отечественное и зарубежное литературоведение оказали концепции М. М. Бахтина, которые стали активно входить в научный обиход в последней трети 20 в.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Литературоведение
Литературове́дение, наука о художественной литературе. Включает ряд дисциплин, основные из которых – теория литературы и история литературы. Промежуточное место между теорией и историей литературы занимает историческая поэтика, изучающая литературные формы в развитии (например, прослеживая эволюцию романа как жанра). Иногда к литературоведению причисляют литературную критику, но существует выраженная тенденция к их размежеванию. Сложная структура литературного произведения, которое, с одной стороны, является самоценным словесно-языковым феноменом, а с другой стороны, соотносится с различными культурными областями (философией, религией, искусством, общественной жизнью и т. п.), обусловливает многосоставность литературоведения как науки, наличие в нём широких междисциплинарных связей (особенно тесны связи литературоведения с языкознанием, с которым оно составляет единую гуманитарную дисциплину – филологию). Взаимодействие литературоведения с другими гуманитарными науками привело к возникновению в нём различных направлений и методов: социологический метод, духовно-историческая школа, ритуально-мифологическая критика, психоаналитическая критика и др. Литературным произведением как собственно словесным феноменом занимается, в частности, стилистика, изучающая язык художественной литературы. Специфику поэтической речи изучает стиховедение. Материальная сторона литературного произведения как рукописи или совокупности рукописей, является предметом изучения текстологии и палеографии.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
AES+F
AES+F, российское художественное объединение, арт-группа. Основано в 1987 г. художниками Т. А. Арзамасовой, Л. Г. Евзовичем, Е. А. Святским, с 1995 г. в группу входит фотограф В. В. Фридкес. Получило название по первым буквам фамилий участников. AES+F работает в сфере видео-арта, фотоискусства, анимации, медиа-искусства и цифрового искусства, а также живописи, графики, скульптуры. Цифровые коллажи «Исламский проект» (1996), триптих из видеоинсталляций «The Liminal Space» (2005–2013), видеоинсталляция «Inverso mundus» («Перевёрнутый мир», 2015) соединяют ключевые образы и темы европейской культуры с иронической трактовкой острых проблем современности – мультикультурализма, толерантности, миграции, экономического и социального неравенства и др. Среди других произведений – серии скульптур из разных материалов (бронза, фарфор, стеклопластик), оформление спектаклей.
Группа художников AES+F (Татьяна Арзамасова, Евгений Святский, Владимир Фридкес, Лев Евзович) представляет выставку «Пир Трималхиона» в Музее современного искусства «Гараж». Москва. 2010
Пастораль
Пастора́ль, термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства 14–18 вв., связанным с пастушеской тематикой. В литературе восходит в античной буколике и средневековой пастурели. Характерные черты пасторали: поэтизация сельской и пастушеской жизни, противопоставление городской распущенности и деревенской простоты и праведности. Основные жанровые формы – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. В Италии к пасторальной эклоге обращались Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, в Испании – Х. дель Энсина, Г. де ла Вега, в Португалии – Л. ди Камоэнс, во Франции – К. Маро, П. де Ронсар, Р. Белло, в Англии – Э. Спенсер, А. Филипс, А. Поуп, в России – А. П. Сумароков, М. М. Херасков, А. А. Ржевский, И. Ф. Богданович, В. В. Капнист. Пасторальная драма зародилась в Италии в творчестве А. Полициано, Дж. Чинцио, А. де Бекари, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини. Пасторальный роман представлен в творчестве Я. Саннадзаро, Х. де Монтемайора, М. де Сервантеса, Лопе де Веги, О. д’Юрфе, Ф. Сидни, Ф. фон Цезена и др. В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди. Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В изобразительном искусстве пастораль – разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта (Я. Пальма Старший, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Ф. Бассано Младший и др.).
Франсуа Буше. Пастушеская сцена. Начало 1730-х гг.
1
2