Эклога (в литературе)
Экло́га (лат. ecloga, от греч. ἐκλογή – выборка, собрание), литературный жанр. В Античности так первоначально обозначалось отдельное («избранное») стихотворение небольшого объёма и произвольного содержания. Такое название в большинстве рукописей имел сборник «Буколики» Вергилия, объединивший произведения, написанные в подражание идиллиям Феокрита; после этого сборника понятие «эклога» закрепляется за произведениями преимущественно буколической, пастушеской тематики.
Эклога, как она сложилась в творчестве Вергилия, оказала решающее воздействие на пасторальную традицию последующих веков. В ней получили оформление черты жанрового канона, которые сохранялись до 18 в., – условные пастухи условной Аркадии, служащие для выражения некоторого, не имеющего прямого отношения к их пастушескому состоянию смысла. Такому восприятию жанра в немалой степени способствовала комментаторская традиция со времён Сервия (4 в.), предположившего, что под именем Титира в первой эклоге «Буколик» (с неё веками начиналось обучение латинскому языку) поэт подразумевает себя, а пасторальная тень (umbra) над отдыхающим Титиром знаменует покровительство императора Августа. Окончательно оформляется у Вергилия и характерный пасторальный топос – идеальный ландшафт, «приятный уголок» («locus amoenus»), который у Феокрита, с его изобилующими природными подробностями описаниями, содержащими упоминания птиц, насекомых, разных трав, цветов и деревьев, был ещё вполне реальным пейзажем. Этот топос, впервые выделенный Э. Р. Курциусом, включает в себя дерево или группу деревьев, луг, ручей; к ним могут быть добавлены пение птиц, цветы, лёгкое дуновение ветерка. На этом условном природном фоне разыгрывалось действо новоевропейской пасторали.
Понятие «эклога» сохраняет в современной литературе весь комплекс накопленных многовековой историей жанра ассоциаций; например, «Полевая эклога» (1963), «Эклога 4-я (зимняя)» (1980) и «Эклога 5-я (летняя)» (1981) И. А. Бродского.