Камерон Чарлз
Камеро́н Чарлз (Charles Cameron) (1.7.1745, или 1743, Лондон – март 1812, Санкт-Петербург), английский и российский архитектор, рисовальщик.
Сын строительного подрядчика Уолтера Камерона, принадлежавшего к младшей ветви знатного шотландского рода. До 1764 г. учился в цехе плотников в Лондоне под руководством отца, в 1765–1766 гг. по приглашению архитектора И. Уэра работал над рисунками для переиздания книги обмеров римских терм А. Палладио. В 1768 г. отправился в Рим для проведения новых обмеров и археологических раскопок терм. Возможно, познакомился здесь с Ш.-Л. Клериссо и встретился со своим дальним родственником – Чарлзом Камероном оф Лохил. Позднее, уже в России, Камерон мистифицировал свою биографию, приписав себе некоторые факты жизни этого аристократа [изгнанник-якобит (т. е. приверженец короля Англии и Шотландии Якова II), «воспитывался в Риме», как писала о Камероне императрица Екатерина II в письме барону Ф. М. фон Гримму; Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 23. Санкт-Петербург, 1878. С. 207]; многие факты биографии Камерона уточнены лишь в новейших исследованиях (И. Рей, Д. О. Швидковский). По возвращении на родину (1769) Камерон подготовил к изданию увраж «Термы римлян» («The baths of the Romans explained and illustrated: with the restorations of Palladio corrected and improved», издан в Лондоне в 1772; переиздан в 1774, 1775) со своими текстами и офортами – труд, во многом определяющий архитектурную концепцию классицизма; участвовал в выставках Общества художеств в Лондоне (1767, 1772). Испытал влияние творчества Дж. Адама, Р. Адама, У. Кента, о чём свидетельствуют уже сохранившиеся эскизы убранства интерьеров дома Дж. Кларка в Лондоне (1770–1775).
В августе 1779 г. приглашён в Санкт-Петербург в качестве «знатока античности» в связи с намерением Екатерины II «выстроить греко-римскую рапсодию» в Царскосельском парке; в августе 1780 г. назначен архитектором «над всеми строениями в селе Царском» и остался в России до конца жизни (в 1784 женился на дочери царскосельского садовника Джона Буша; в 1791 посетил Англию). Один из выдающихся мастеров русского классицизма, Камерон стал создателем целостных садово-парковых ансамблей загородных императорских резиденций в Царском Селе (г. Пушкин) и Павловске; в его творчестве отразилось увлечение традициями английской усадьбы в русле палладианства. В дворцовом зодчестве Камерон уделял большое внимание архитектурному решению интерьеров; все его работы отмечены изысканностью, строгим вкусом, утончённым лиризмом и стилистическим единством. В декоративном убранстве он использовал разнообразные техники и материалы (скульптура, шёлковые панно, полудрагоценные камни, стекло, хрусталь, фаянс, майолика, бронза, стукко, лак, ценные породы дерева и др.).
В Царском Селе Камерон создал своё наиболее значительное произведение – комплекс терм, примыкающих к Большому (Екатерининскому) дворцу (Холодные бани с павильоном Агатовых комнат, 1780–1787; Камеронова галерея, 1784–1787; Висячий сад; пандус, 1792–1794). Камерону принадлежит декор ряда интерьеров этого дворца – апартаментов великого князя Павла Петровича и его жены (в том числе Зелёная столовая, Голубая гостиная, кабинет, все – до 1783) и личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле [Арабесковая, Лионская гостиные и Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Опочивальня, Голубой кабинет («Табакерка»), Пальмовая (Зеркальная) комната, все – 1780–1788; дворец, почти полностью разрушенный в 1941–1944, восстанавливается с 1957]. Работы Камерона создавались при участии скульпторов Л. Адана, Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, Ж.-Д. Рашетта, Ж. Б. Шарлеманя-Боде, также Дж. Уэджвуда и других мастеров. В парке по проектам Камерона созданы четыре «китайских» мостика (1784–1786); также он участвовал в перестройке Китайской деревни (1782–1798). По проекту Камерона с 1780 г. строился «образцовый» город София, живописно обрамлявший Екатерининский парк; доминантой его был Софийский собор (построен в 1782–1788 по проекту Камерона, переработанному И. Е. Старовым); город упразднён в 1808 г. и большей частью не сохранился (ныне – часть г. Пушкин).
В Павловске Камерону принадлежит общая планировка ландшафтного (английского) парка в духе предромантизма (1780 и 1784), с павильонами, каскадами, аллеями, искусственными руинами, обелисками и др. По проекту Камерона начал строиться Павловский дворец (1782–1787; Камерону принадлежали общее решение центрального корпуса и отделка покоев нижнего этажа), позднее достраивавшийся В. Бренной (с 1787), затем Дж. Кваренги. После пожара 1803 г. дворец был перестроен А. Н. Воронихиным (Камерон участвовал в восстановлении интерьеров); в 1941–1944 гг. дворец был разрушен и восстановлен в 1950–1970-е гг. По проектам Камерона в Павловском парке воздвигнуты Храм Дружбы (1780–1782), Колоннада Аполлона (1782–1783; перенесена в другое место в 1800), обелиск в честь основания Павловска (1782), Вольер (1782–1785), колонна «Конец света» (1783; перенесена в другое место в 1800), «Памятник родителям» (1786–1787), «Холодная мыльня» (1799) с мостом Кентавров и «Семейной рощей», Круглый зал, или Концертный павильон (1799–1800; интерьеры архитектора В. Бренна), павильон Трёх граций (1800–1801; мраморная группа П. Трискорни), завершавший композицию Собственного садика; Краснодолинный павильон (1800–1804) и др.
В 1796–1800 гг. Камерон был отстранён Павлом I от работ в императорских резиденциях. Предположительно по его проекту, построен дворец графа К. Г. Разумовского в Батурине (Черниговская губерния; 1799–1803). В 1802–1805 гг. Камерон был «Главных Адмиралтейств архитектором», исполнил проекты для Кронштадта (Андреевский собор, 1805–1817; проект переработан А. Д. Захаровым; разрушен в 1932; также госпиталь и казармы). Камерон был высоко ценим современниками – Дж. Кваренги, А. Н. Воронихиным (он повторил образ Камероновой галереи в даче Строгановых на Чёрной речке); П. ди Г. Гонзаго считал себя его последователем. Гармоничная красота созданных Камероном ансамблей неоднократно воспета в русской поэзии.