Маска (жанр)
Ма́ска (англ. masque, mask, от франц. masque, от итал. máschera), английский музыкально-драматургический жанр, представление на пасторально-аллегорический или мифологический сюжет, сочетающее драматические диалоги с пением, танцами, маскарадными процессиями.
Маски главным образом ставились при дворе; отличались пышностью костюмов, сложными декорациями и сценическими эффектами.
Возникновение маски связано с традициями средневекового театра (мистерии, моралите, интерлюдия), придворных празднеств во Франции и Италии. Первая английская маска – анонимное «Святочное представление» (1512). Среди ранних образцов жанра: «Леди мая» (1578) Ф. Сидни, «Видение двенадцати богинь» (1604) С. Даниэла. В творчестве Б. Джонсона (сотрудничавшего со сценографом И. Джонсом) сложилась каноническая форма жанра; её основные черты – двухчастная структура (собственно маске предшествовала контрастная по содержанию антимаска, в которой выступали отрицательные и гротескные персонажи – ведьмы и т. д.), финальный танец актёров со зрителями. К жанру маски обращались также поэты и драматурги Т. Кэмпион, Т. Кэри, Дж. Мильтон («Комус», 1634) и др.
Исполнителями масок были как профессиональные актёры, музыканты и танцоры, так и любители. Стиль вокальных номеров маски эволюционировал от бытовой песенности в ранних образцах до развитой кантилены с элементами декламации (близкой итальянской монодии конца 16–17 вв.). Музыкальная композиция в зрелых образцах маски объединялась сюитой танцев – от медленно-торжественных (measures, dump) до подвижных (жига, гальярда, куранта, реже вольта, бранль). Музыку к маскам писали Т. Кэмпион, Р. Джонсон и А. Феррабоско-младший (музыка к маске «Оберон» Б. Джонсона), Н. Ланье («Любовники, ставшие мужьями» Б. Джонсона), М. Локк и К. Гиббонс («Купидон и Смерть» на текст Дж. Шерли), Дж. Блоу («Венера и Адонис»).
Маски могли исполняться как отдельно, так и внутри более крупных сценических произведений: Г. Пёрселл включал маскарадные эпизоды в свои семи-оперы «Пророчица, или История Диоклетиана» (1690) и «Король Артур, или Британский Герой» (1691). Жанр английской маски повлиял на формирование национальной оперы («Дидона и Эней» Пёрселла). В 18 в. к жанру обращались композиторы Г. Ф. Гендель («Ацис и Галатея», 1718), Т. А. Арн («Альфред», 1740), У. Бойс («Буря» на либретто Д. Гаррика по У. Шекспиру, 1757). В 19 в. постановки масок (главным образом по случаю празднеств в королевской семье) редки. В 20 в. традицию маски продолжил Р. Воан-Уильямс («В рождественскую ночь», по Ч. Диккенсу; «Иов», по У. Блейку; «Свадьба», по Э. Спенсеру).