Тег

Жанры поэзии

Жанры поэзии
Найденo 20 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Описательная поэма
Описа́тельная поэ́ма, поэтический жанр, в основе которого – описание природного ландшафта. Восходит к дидактической поэме «Георгики» Вергилия. Среди образцов: поэмы «Времена года» (1726–1730) Дж. Томсона, «Альпы» (1729) А. фон Галлера, «Сады» (1782) и «Сельский житель, или Французские георгики» (1800) Ж. Делиля. Традиции природоописательной поэзии оказали влияние на творчество А. C. Пушкина.
Литература
Термины
Лимерик (жанр)
Ли́мерик, жанр английской поэзии нонсенса, представляет собой короткое стихотворение юмористического содержания. Как правило, состоит из 5 строк, написанных анапестом, со схемой рифмовки ааbbа. Лимерику присущи характерное интонационно-синтаксическое строение, ориентация на разговорную стилистику, использование каламбуров и прихотливой орфографии. Темы могут варьироваться от бытовых до философских и религиозных, однако они всегда воплощаются в повествовании о каком-либо смешном, необычном или вообще невероятном событии.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Нид
Нид (др.-исл. nið), жанр скальдической поэзии, содержанием которого является оскорбление, поношение и осмеяние какого-либо лица, хулительные стихи. Древнеисландский судебник «Серый Гусь» (Grágás) и норвежские «Законы Гулатинга» (Gulaþínglög) объявляли автора нида вне закона. Запрещение нида связано с представлением о его вредоносной магической силе: саги приписывают изгнание короля Эйрика Кровавая Секира из Норвегии воздействию нида Эгиля Скаллагримссона; известна прядь о скальде Торлейве, произнёсшем при ярле Хаконе Могучем (около 970 – 995) нид, который привёл в движение оружие дружинников ярла, обратив его против владельцев. Нидом также назывался деревянный объект, с вырезанным на нём рунами заклятьем (древесный нид, или trénið), который устанавливался с целью навредить кому-либо. Нид, нанесённый на жердь с насаженным на неё лошадиным черепом, назывался «шест нида» (níðstöng).
История
Термины
Шпрух
Шпрух, жанр средневерхненемецкой дидактической поэзии конца 12 – 15 вв. Родоначальники – Старший и Младший Сперфогели (Шперфогели), Готфрид Страсбургский, Вальтер фон дер Фогельвейде. Возник в 12 в. и сразу разделился на две разновидности – дидактическая (в 13 в. Фрейданк, в 14 в. Петер Зухенвирт и Генрих Тейхнер) и лирическая, которая сочинялась и исполнялась миннезингерами (в 12–13 вв. Вальтер фон дер Фогельвейде и Конрад Вюрцбургский, в 13–14 вв. Фрауэнлоб). Дидактический шпрух – нравоучение на тему религии, политики и морали, близок к пословице; тематика лирического шпруха также включала восхваления покровителя автора, размышления о космологии, рефлексию на тему искусства, полемику с собратьями по перу. В отличие от дидактических, лирические шпрухи создавались и пелись на определённую мелодию, или «тон»; основной размер стиха – 4-стопный с преобладанием парной рифмовки. Влияние шпруха отразилось в творчестве Ганса Сакса, И. В. Гёте и др., хаусшпрухе (изображение рифмованных изречений на стенах и табличках).
Литература
1
2