Эллинизм
Эллини́зм (греч. ‘Ελληνισμός – подражание грекам), термин, обозначающий эпоху в истории античного мира после царствования Александра Македонского. Введён немецким историком И. Г. Дройзеном. Время кануна эллинизма (4 в. до н. э.) ряд исследователей обозначают термином «предэллинизм». На Ближнем и Среднем Востоке его проявлениями считают прочную интеграцию регионов в составе государства Ахеменидов и высокую мобильность населения внутри неё, стимулируемую активными торговыми связями; в греческом мире – кризис классического греческого полиса и возрождение тиранических режимов, назревание интеграционных тенденций, возникновение надполисных структур во главе с единоличными лидерами (державы Ясона в Фессалии и Дионисия на Сицилии и в Южной Италии).
Становление эллинистического мира
В это время возникла идея общегреческого похода против Ахеменидской державы, целью которого было не только приобретение выгод от её разгрома, но и сплочение греческих полисов в общем деле и преодоление противоречий между ними (идеи афинского оратора Исократа). В 340-х – начале 330-х гг. до н. э. в греческом мире установилась гегемония Древней Македонии во главе с Филиппом II и началась практическая подготовка Восточного похода, который осуществил его сын Александр (III; по счёту царей в македонской династии Аргеадов, известный как Александр Македонский).
Александр Македонский в 334–330 гг. до н. э. нанёс поражение персидскому царю Дарию III и подчинил себе его державу. В ходе дальнейших завоеваний он продвинулся вплоть до областей между Амударьёй и Сырдарьёй и до Западной Индии. Он основал ряд городов на Востоке (в особенности в районах, где было необходимо создание опорных пунктов) – Александрию Египетскую и другие города, в том числе с названием «Александрия». Однако цель Александра состояла не в осуществлении господства греко-македонской элиты над странами Востока, а в создании государства, в котором представители всех его народов были бы объединены в служении царю. С 330 г. до н. э. Александр требовал от македонян и греков признания своей абсолютной власти и божественности. Города, основанные им, по-видимому, не имели полисного статуса, и в них жили как греки и македоняне, так и представители восточных народов. Центр его державы с 324 г. до н. э. – области Западного Ирана и Месопотамии. Некоторые исследователи считают Александра Македонского не первым эллинистическим правителем, а скорее «последним Ахеменидом» (Пьер Бриан).
Формальными преемниками Александра как царя межрегиональной державы стали его брат Филипп III Арридей (убит в 317 до н. э.) и малолетний сын Александр IV (от брака с дочерью бактрийского правителя Роксаной; убит около 309 до н. э.), но фактическая власть перешла к его военачальникам (диадохам); регентом державы при царях стал Пердикка. При его регентстве (323–320 до н. э.) центр державы оставался на Ближнем Востоке, что позволяло эффективно контролировать всю её территорию и поддерживать целостность. После гибели Пердикки в конфликте с сатрапом Египта Птолемеем (около 320 до н. э.) на совещании диадохов в Трипарадейсе (Сирия) резиденция царей и нового регента Антипатра была перенесена в Македонию, что предопределило распад единой державы Александра. В 310–300-х гг. до н. э. сохранить её единство, помимо регентов Антипатра и Полиперхона, стремились стратег Азии Антигон и его сын Деметрий. Против этого фактически выступил ряд военачальников, владевших отдельными областями державы (Птолемей – Египтом, Селевк – Вавилонией, Кассандр – Македонией, Лисимах – Фракией). В результате ряда войн сначала в 311 г. до н. э. была признана власть этих военачальников над их землями при формальной царской власти Александра IV. Затем в 306 г. до н. э. Антигон провозгласил себя и Деметрия царями, и далее в течение примерно года (до 304 до н. э. – «года царей») это сделали и его противники. Распад державы стал окончательным после гибели Антигона в битве при Ипсе (301 до н. э.; владения Антигона в Восточном Средиземноморье и Малой Азии были разделены между Птолемеем, Селевком и Лисимахом). В 281 г. до н. э. в битве при Корупедионе погиб Лисимах, и к середине 270-х гг. до н. э. оформилась система трёх великих держав эллинистического мира
(Птолемеев – с центром в Египте, Селевкидов – с центром в Сирии и обширными владениями в Месопотамии, Иране и Средней Азии, Антигонидов – в Македонии).
Общество, экономика и межгосударственные отношения эпохи «высокого эллинизма»
С 270-х гг. до конца 3 в. до н. э. эллинистический мир переживал расцвет («высокий эллинизм»). Уже диадохи отказались от политики Александра по созданию смешанной правящей элиты эллинистической ойкумены, включавшей как македонян и греков, так и представителей восточных народов. В эллинистических государствах Востока власть находилась в руках династий македонского происхождения, а реальное управление осуществляли преимущественно македоняне и греки (некоторые исследователи называют их «правящим этноклассом» эллинистического мира). В конце 4 в. основанные Александром города стали полисами, а эллинистические цари начали на Ближнем и Среднем Востоке активное градостроительство. Особенно интенсивно оно шло в государстве Селевкидов (например, в Сирии основаны такие крупные города, как Антиохия-на-Оронте, Селевкия-в-Пиерии, Лаодикия и Апамея), наименее активно – в Египте, метрополии государства Птолемеев (помимо трёх полисов – Александрии, Птолемаиды и Навкратиса, основанного ещё в 7 в., там распространились поселения неполисного статуса, например клерухии, в которых жили воины птолемеевской армии).
Монархия как форма государственности получила повсеместное признание в греческом мире. В эллинистических государствах Востока полисы (как старые, возникшие ещё до эллинистического времени, так и вновь основанные) не были независимыми государствами, а лишь пользовались внутренней автономией под властью царей. В Балканской Греции они часто сохраняли формальную независимость, но при этом оказывались в сфере влияния эллинистических царств (прежде всего, соседней Македонии) и вовлекались во всевозможные связи с их правителями (например, покровительство династии Птолемеев «союзу островитян» в южной части бассейна Эгейского моря, безвозмездные поставки хлеба крупным полисам царями, заинтересованными в их поддержке, и т. п.). Важной формой связи греков и македонян с эллинистическими царями стала причастность к их культу (так, культ царей дома Птолемеев существовал не только в пределах их владений, но и, например, в связанных с ними полисах «союза островитян»).
В экономике продолжилась наметившаяся ещё до эпохи эллинизма тенденция к интенсивному развитию торговых связей по всему Средиземноморью и Ближневосточному региону. Важнейшую роль в них играли такие города, как Александрия Египетская, города Сирии и Западной Малой Азии, островные полисы Эгейского бассейна – Родос и Делос. Благодаря основанию портов и опорных пунктов на побережье Красного моря и освоению торговых путей через Индийский океан возникли постоянные торговые связи с Индией. В основе экономики эллинистических царств Востока лежала эксплуатация греко-македонской элитой (представленной как полисами, так и непосредственно государственными структурами) местного населения, которое обрабатывало землю, находившуюся в государственной собственности («хора»), и платило государству ренту. Импульсом к поступательному развитию экономики стран Востока стала обеспеченная эллинистическими правителями стабильность и хозяйственная централизация (в Египте благодаря этому на протяжении конца 4 – 3 вв. до н. э., видимо, значительно выросло население).
Экономика эллинистического Египта изучена особенно подробно благодаря обилию и хорошей сохранности документального материала на папирусе (изучается с рубежа 19 и 20 вв.). Царская собственность на обрабатываемую землю теоретически распространялась на все пахотные площади страны. На практике земля делилась на «царскую» и «уступленную», находившуюся во владении вельмож («дары» – например, поместье знаменитого своим хозяйственным архивом диойкета Аполлония) и клерухов (военных поселенцев); в особую категорию выделялась храмовая («священная») земля, также бывшая под контролем государства. Источником дохода для государства была также монополия на производство и сбыт масла, для осуществления которой весь урожай масличных культур сбывался казне по фиксированным ценам. Получение доходов от земли, торговли и государственных налогов и монополий делало Египет источником богатства для представителей греко-македонской элиты. В исследованиях 1-й половины 20 в. было популярно восприятие его экономики (и в целом экономики эллинизма) как «предпринимательской», «капиталистической» по аналогии с обществом раннего Нового времени и в отличие от более застойной экономики Греции архаического и классического периодов (М. И. Ростовцев, на основе исторической концепции Э. Мейера). Подобные аналогии не учитывают многих факторов, которых в Новое время не было (так, например, хлеб в эллинистическое время не только продавался в ходе международной торговли, но и поставлялся царями совершенно безвозмездно полисам, в содействии которых они были заинтересованы). В эллинистическом Египте появились привычные для греков и новые для египтян сельскохозяйственные культуры (олива, некоторые сорта винограда, твёрдая пшеница) и породы животных (овец и свиней), водоподъёмные механизмы, облегчившие возделывание возвышенных участков. Однако в целом техника сельского хозяйства (обработка земли и сбор урожая, севооборот и т. п.) оставалась той же, что до эллинизма. В частности, греки и македоняне не внесли никаких изменений в приёмы ирригации, столь важной для экономики Египта.
Для межгосударственных отношений эпохи эллинизма характерны частые, ведшие к резким территориальным изменениям, войны между ведущими державами. По мнению ряда исследователей, территориальные притязания эллинистических царей основывались на общепризнанном праве победителя на «землю, завоёванную копьём» («хора дориктетос»). Это не вполне верно, т. к. за главными царскими династиями, по-видимому, признавалось бесспорное право на основной для них со времени диадохов территориальный домен (за Птолемеями – на Египет, за Селевкидами – на Сирию и Месопотамию, за Антигонидами – на Македонию). Целью войн было приобретение наиболее выгодных экономических и военных позиций. Птолемеи и Селевкиды воевали за преобладание в Восточном Средиземноморье и на южном и западном побережьях Малой Азии (Сирийские войны 3–2 вв. до н. э.); Птолемей II и македонский царь Антигон Гонат вели Хремонидову войну за усиление своего влияния в Балканской Греции и в бассейне Эгейского моря.
Помимо ведущих держав, в эллинистический мир входили малые государства. С конца 4 в. до н. э. в Малой Азии существовало Понтийское царство (с иранской династией). На протяжении 3 в. на её территории появлялись независимые Пергамское царство (с греческой династией), Вифиния (с династией местного происхождения), Каппадокия (с иранской династией). В Балканской Греции приобретали признаки территориальных государств Ахейский союз и Этолийский союз полисов. Уже в начале периода «высокого эллинизма» ослаб контроль державы Селевкидов над её восточными владениями. С одной стороны, это было неизбежным следствием размещения её метрополии в Сирии, вблизи от важнейших в экономическом и военном отношении регионов Средиземноморья. С другой стороны, ряд областей и народов Ирана и Средней Азии сохраняли под властью Селевкидов автономию и собственную политическую традицию (например, династия т. н. фратараков в Персиде). На юге Средней Азии и северо-востоке Ирана возникло (после 247 до н. э.) независимое от Селевкидов Парфянское царство под властью иранской династии Аршакидов. В середине – 3-й четверти 3 в. до н. э. из-под власти Селевкидов вышла также Бактрия, где сложилось Греко-Бактрийское царство с элитой, состоявшей из греков и македонян. Вероятно, дезинтеграции восточных владений Селевкидов способствовали тяжёлая для них 3-я Сирийская война (246–241 до н. э.) и династический кризис 240-х – начала 220-х гг. до н. э. В дальнейшем эти территории попытался вернуть Антиох III (Восточный поход 212–205), однако не достиг полного успеха.
Становление постэллинистических государств и поглощение государств «высокого эллинизма» Римом
Новым фактором, воздействовавшим на ситуацию в эллинистическом мире с начала 2 в. до н. э., стало вмешательство Римского государства. В ходе 2-й Македонской войны (200–197 до н. э.) Рим ликвидировал влияние Македонии в Греции, его союзниками (фактически – зависимыми от него государствами) стали полисы Балканской Греции и Пергам.
После победы над Антиохом III (192–187 до н. э.) Рим вынудил государство Селевкидов отказаться от владений в Малой Азии (Апамейский мир 188 до н. э.), позднее заставив Антиоха IV вывести войска из Египта в конце 6-й Сирийской войны (168 до н. э.). На протяжении 2 – начала 1 вв. до н. э. в фактическую зависимость от Рима попали государство Птолемеев, Пергам и Вифиния. Территории эллинистических государств стали превращаться в провинции Рима в результате войн (Македония после 148 до н. э.) и по завещаниям царей (Пергам в 133 до н. э., Вифиния в 74 до н. э.). Именно натиск Рима привёл к кризису государств «высокого эллинизма»; при этом в Египте с 210-х гг. до н. э. начался глубокий внутренний кризис, вызванный, видимо, аграрным перенаселением и хозяйственным упадком. Благодаря этому возвысились периферийные государства эллинистического мира, цари и элита которых принадлежали к восточным народам (иногда они называются постэллинистическими государствами). Во 2 в. активную политику вели Понт и Армения. Парфия к 120-м гг. до н. э. установила контроль над Ираном и Месопотамией. В 1 в. до н. э. Рим нанёс поражение Понту, царь которого Митридат VI Евпатор стремился к гегемонии в Малой Азии, Балканской Греции и Причерноморье (1-я, 2-я и 3-я Митридатовы войны 80–60-х гг. до н. э.) и в 60-х гг. до н. э. вступил также в противостояние с Арменией (владевшей в это время территориями от Каспийского до Средиземного морей).
После этого единственным противовесом Риму на территории прежнего эллинистического мира осталось Парфянское царство. В нём, несмотря на сохранение многих эллинских черт в обиходе элиты, греко-македонское население потеряло свои лидирующие позиции и возродилась восточная идеологическая и культурная традиция.
На протяжении 1 в. до н. э. римскими провинциями стали территории Понта, Сирии (остатки государства Селевкидов), Палестины, владения Птолемеев на Кипре и в Ливии (Киренаика). В 30 г. до н. э., после победы над Марком Антонием и его союзницей Клеопатрой VII, Октавиан Август присоединил к римским владениям Египет. Далее, на протяжении конца 1 в. до н. э. – 2 в. н. э., ситуация на Ближнем Востоке определялась противостоянием двух великих держав – Рима и Парфии. Царства, возникшие в эпоху эллинизма, продолжали существовать как младшие вассалы и союзники Рима (Каппадокия, Коммагена) в течение 1 в. н. э. Армянское царство, за верховенство над которым боролись Рим и Парфия, существовало вплоть до поздней Античности. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, лишь в первые века нашей эры характерные для эллинизма экономические и политические структуры возникли в государствах Причерноморского региона (Фракия, Боспорское государство).
На востоке эллинистического мира Греко-Бактрийское царство существовало до 2-й половины 2 в. до н. э.; в середине – 3-й четверти 2 в. Менандр (греко-бактрийский военачальник или представитель царского рода) установил свою власть над Восточным Ираном и Северо-Западной Индией. После него на этих территориях правил ряд царей с греческими именами. В последние десятилетия 2 в. до н. э. Бактрия была завоёвана тохарами (индоевропейский народ Центральной Азии, юэчжи в китайских источниках), а в 1 в. н. э. на базе её территории возникла т. н. Кушанская держава (по названию одного из племён тохар), объединявшая до 3 в. территории от Центральной Индии до юга Средней Азии. В греко-индийских государствах и Кушанской державе шёл активный культурный синтез, включавший распространение буддизма. В целом культурные процессы в этих государствах можно сравнить с ситуацией в постэллинистических государствах Ближнего и Среднего Востока.
Изучение истории эллинизма
В историографии Античности понятие эллинизма со времени его введения использовалось прежде всего как обозначение периода от завоеваний Александра Македонского и до окончательного крушения государств, возникших после распада его державы. Общая тенденция в изучении эллинизма в мировой науке на протяжении 20 – начала 21 вв. состояла в постепенном росте внимания не только к античным (грекоязычным и латинским), но и к восточным (прежде всего древнеегипетским и месопотамским) источникам и в конкретизации понятия эллинистического синтеза (переходу от его восприятия как широкого взаимодействия греческой и восточной культур к представлению скорее об их сосуществовании в государствах эллинистического Востока). Определение эллинизма как особого исторического явления в зарубежной науке довольно неконкретно; после отказа от его характеристики как «капиталистического» периода в экономической истории Античности исследователи обычно ограничиваются перечислением разнородных тенденций, свойственных этому времени. В отечественной историографии советского времени в 1930–1950-х гг. была предпринята попытка максимально конкретизировать понятие эллинизма, представив его особым этапом в развитии рабовладельческого способа производства (А. Б. Ранович). В ходе дискуссии по этой проблеме в начале 1950-х гг. была показана уязвимость данного определения и возобладало мнение об эллинизме как о конкретно-историческом явлении, состоящем во взаимодействии греческого и восточного начал в эпоху после завоеваний Александра Македонского в разных сферах жизни (в экономике, в политическом строе и идеологии, в культуре и религии; К. К. Зельин). В свою очередь, это мнение в его точной формулировке неправомерно исключает из эллинистического мира те регионы, где греко-восточное взаимодействие было минимально (например, Македонию – одно из важнейших государств «высокого эллинизма»). В 1960–1980-х гг. внимание отечественных историков древности сместилось с форм эксплуатации на эволюцию общины, в том числе древнегреческого полиса. Был сделан вывод о том, что кризис классического полиса в 4 в. до н. э. привёл к его сохранению как формы самоорганизации людей, но утрате им качества независимого суверенного государства (Л. П. Маринович). Такой вывод точно определяет значение эпохи эллинизма в истории древнегреческого общества, поскольку именно с данной трансформацией полиса связаны многие явления, наблюдаемые уже в её начале (на Востоке – встраивание полисов в структуру эллинистических монархий, в Балканской Греции – качественно новая роль надполисных объединений, связи полисов с крупными державами, отказ от традиционного для классического полиса негативного отношения к монархии). Независимо от этого понятие «эллинистический мир» служит общепринятым определением всей системы государств, возникших вследствие распада державы Александра Македонского к 280-м гг., а понятие «постэллинизм» может определять то соотношение греческого и восточного начал (с определённым преобладанием последних) в государствах Ближнего и Среднего Востока и отчасти Южной Азии, которое стало складываться к середине 2 в. до н. э.
Эллинистическая культура
Представляла собой культуру греков, македонян и отчасти народов Ближнего и Среднего Востока времени эпохи эллинизма. Становление и развитие эллинистической культуры происходило в условиях широкой экспансии греков и македонян на Востоке (в ходе завоеваний Александра Македонского), трансформации классического греческого полиса (утраты им качества независимого государства) и становления эллинистической монархии. Общие черты эллинистической культуры – более широкое и интенсивное, чем ранее, взаимодействие эллинской и восточной культур, освобождение эллинской культуры от воздействия полисной идеологии и попадание её под влияние монархов (их покровительство и исходящий от них идеологический заказ), изменение условий развития культуры стран Востока ввиду установления над ними чужеземной власти.
Важнейшее явление эллинистической культуры – возникновение новых центров греческой культуры в столицах эллинистических царств Востока (Мусейон в столице Птолемеев Александрии Египетской, библиотеки династии Селевкидов в Антиохии-на-Оронте и династии Атталидов в Пергаме). Они создавались по инициативе царей государств, их возглавляли крупнейшие писатели и учёные (Мусейон и библиотеку в Александрии в 3 в. до н. э. возглавляли Деметрий Фалерский, Каллимах Киренский, Аполлоний Родосский, Эратосфен Киренский и др.). Их важнейшей задачей стало собирание, переписывание и классификация книг (прежде всего греческих авторов, однако в Александрии была переведена на древнегреческий язык еврейская Библия – т. н. Септуагинта). На новый уровень вышла греческая наука. На основе представления о шарообразности земли была измерена длина земного меридиана и создана теория климатических поясов (Эратосфен Киренский), подробно описаны страны к югу от Древнего Египта и на побережье Красного моря и Индийского океана (Агафархид Книдский), систематизированы сведения по естествознанию и агрономии (Феофраст), по геометрии (Эвклид, или Евклид), разработаны методы вычисления площади и объёма, сделаны открытия в области механики (Архимед Сиракузский) и прочее. В историографии предложена единая для всего эллинского мира хронология по счёту Олимпиад (Тимей из Тавромения), написаны труды по истории царствования Александра Македонского (царь Птолемей I, Клитарх Александрийский и др.) и диадохов (Дурис Самосский, Гиероним из Кардии), которые, однако, почти все сохранились лишь в цитировании более поздних авторов (исключение – полностью сохранившиеся книги «Всеобщей истории» Полибия). Появились сводные истории стран Востока, написанные на др.-греч. языке их уроженцами (Египта – Манефоном, Месопотамии – Бероссом).
В греческой религии эпохи эллинизма совмещались противоречивые тенденции. Благодаря использованию некоторых предпосылок в доэллинистичекой идеологии (культовые почести Лисандру, Филиппу II и т. п.) и усвоению элементов восточной (прежде всего египетской) традиции в царствование Александра Македонского сложился его культ, ставший основой для культов эллинистических царей; причастность к нему объединяла их подданных, как ранее культы полисов – их граждан. Однако значение самих культов полисов сокращалось по мере ослабления связей с ними греков, живших в гораздо более обширной и взаимосвязанной эллинистической ойкумене. Началась рецепция в греческой среде восточных культов (например, египетских богов Сараписа и Исиды, воплощавших благие силы мироздания). В то же время возросло критическое отношение к религиозным истинам: Эвгемер Мессенский создал теорию происхождения культов богов от почестей великим людям – культурным героям далёкого прошлого; в философии стоицизма сложилось представление о присутствующем в мире и направляющем его Божественном законе (Логосе), отличном от мифологических богов; Эпикур отрицал вмешательство богов в жизнь людей, а также посмертное существование.
Греческая литература эпохи эллинизма перестала ориентироваться на требования полисной идеологии к писателям и драматургам. Авторы (поэты Аполлоний Родосский, Каллимах, Феокрит, Арат, комедиограф Менандр и др.) руководствовались чисто эстетическими мотивами, независимыми от полисной традиции моральными суждениями, стремлением развлечь читателя или зрителя театра и идеологическим заказом царей.
Сложен вопрос о существовании особой эллинистической культуры у народов Востока. Ни в одном из его регионов не возникло единой как для его местных жителей, так и для греков и македонян культуры. Заимствования из восточной культуры в греческую не носили всеобъемлющего характера и, как правило, имели определённую мотивацию (заимствование элементов культа правителей было связано с потребностями эллинистических монархов, культов восточных богов – с упадком греческой полисной религии). Ещё более редкими были заимствования и влияния в обратном направлении – от греческой культуры в восточную. Религии стран Востока в целом развивались в русле ещё доэллинистических тенденций, однако там, где царь считался исполнителем ритуала (например, в Египте), реальная значимость этой его функции, ввиду чужеродности правящих македонских династий, значительно снизилась. Македоняне и греки, составившие правящую элиту эллинистических царств Востока, не были носителями их исконной культурной традиции. Её поддержание стало осуществляться на более низком уровне не имевшего власти местного жречества и в целом образованного класса. Вместе с тем на Ближнем и Среднем Востоке ещё до эллинизма, в рамках государства Ахеменидов, достигли высокого уровня мобильность населения и культурно-языковая интеграция (на основе широко распространённого арамейского языка). В эпоху эллинизма эта тенденция продолжилась, способствуя частому отрыву людей Востока (особенно на уровне элиты и средних слоёв) от их исконной культурной традиции (в какой-то мере по аналогии с отрывом многих греков от их полисов).
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Искусство эллинизма – завершающая стадия развития древнегреческого искусства, причём для него хронологические границы «от Александра до Августа» не всегда корректны, поскольку некоторые художественные процессы не прерывались и после установления господства Рима.
После походов Александра Македонского, помимо старых художественных центров, огромную роль стали играть дворы – Антигонидов в Пелле, Селевкидов в Антиохии, Птолемеев в Александрии, Атталидов в Пергаме. Возник феномен придворного искусства.
Градостроительство в период эллинизма приобрело особенный размах из-за основания Александром и его преемниками многочисленных новых и перестройки старых городов, а также специфическую «ансамблевость» звучания (черта, унаследованная Римом). Нашли масштабное применение принципы, разработанные ещё в период классики (ортогональный план и модульная сетка, популяризированные Гипподамом из Милета). Появились городские комплексы, включающие залы для собраний (экклесиастерии, булевтерии), театры, дворцы, храмы, гимнасии, библиотеки, монументальные портики-стои (Пергам, Приена). Задачам визуального объединения построек внутри ансамблей служила новая в своём звучании «обрамляющая» архитектура: протяжённые колоннады площадей и улиц; распространились двухъярусные наружные колоннады (портики святилища Афины Никефоры в Пергаме и др.), прежде использовавшиеся лишь в интерьерах. Классическая система архитектурного ордера применялась более свободно, зачастую в декоративном ключе: элементы различных ордеров комбинировались внутри одной постройки, активнее использовались связанные колонны, пилястры. Амбициозность заказчиков воплощалась в возведении сложных инженерных сооружений и статуй-колоссов (Александрийский маяк, Колосс Родосский) и др.
Изобразительное искусство эллинизма отмечено расширением жанрового репертуара (пейзаж, портрет, натюрморт, историческая, батальная и мифологическая картина). В скульптуре, помимо традиционных изображений богов, героев, атлетов, создавались многофигурные мифологические композиции, развивались специфические формы декоративной скульптуры. Широкое распространение получили «бытовые» сцены, для которых характерна реалистическая (а порой заострённо-гротескная) передача натурных подробностей («Пьяная старуха», предположительно конец 3 – начало 2 вв. до н. э.; копия римского времени – в Глиптотеке, Мюнхен). Интерес мастеров к остроэмоциональному, драматическому проявился и в портрете, который в эту эпоху стал одним из ведущих жанров. Портреты эллинистических правителей (Аттала I, Селевка I Никатора, Антиоха III Великого, Митридата VI и др.) известны в оригиналах и копиях; особую группу составляют портреты деятелей культуры – философов, ораторов, поэтов. Эти достижения эллинистического искусства во многом были восприняты республиканским Римом и в дальнейшем развиты в период Римской империи.
Для эллинизма характерно многообразие локальных художественных школ (пергамская, родосская, антиохийская, неоаттическая), связанное с разными вариантами взаимодействия местной и греческой традиции. Так, искусство на территории Македонии в целом развивалось в русле позднеклассической линии, однако наиболее важные памятники (македонские монументальные гробницы) сочетают специфику местных форм (сводчатая погребальная камера под курганом) с греческим ордерным полихромным фасадом («Гробница Филиппа» в Вергине, «Гробница Суда» и «Гробница Пальметт» в Миезе и др.). Наряду с живописью, также сохранившейся почти исключительно в погребальном контексте, блестящий расцвет впервые переживала мозаика («Дом Диониса», «Дом Похищения Елены» в Пелле).В Малой Азии крупнейшим художественным центром стал Пергам. В 1-й половине 2 в. до н. э. там возведён ансамбль акрополя с алтарём Зевса (т. н. Пергамский алтарь), отражающий оригинальный синтез анатолийских и греческих традиций. Смелое сочетание архитектурных и пластических форм, динамика и зрелищность скульптурного декора (особенно «Битвы богов с гигантами») позволяют учёным характеризовать подобное искусство термином «эллинистическое барокко». Монументальность, патетика, эмоциональное напряжение свойственны и другим шедеврам скульптуры эллинизма – связанным с родосской школой статуе «Ника Самофракийская» (200–175 до н. э., Лувр, Париж) и сохранившимся в римских копиях скульптурным группам «Лаокоон» (40–30 до н. э., Ватиканские музеи) и «Ослепление Полифема» (1 в. н. э., Национальный археологический музей, Сперлонга, область Лацио).
В птолемеевском Египте традиционный и эллинский «стили», как правило, существовали параллельно. Так, в Александрии зодчество следовало греко-македонской традиции, также большого расцвета достигла живопись в духе греческого иллюзионизма (росписи гробниц), скульптура, мозаичное искусство. В русле египетских образцов Нового царства выдержаны храмовые комплексы Хора в Эдфу, Хатхор в Дендере, Исиды на о. Филэ: очевидны новшества в трактовке традиционных форм (например, варианты египетских «растительных» опор), однако греческие черты проявлены сравнительно слабо, как и в скульптуре, созданной в русле традиционной египетской «манеры».