Опережающие индикаторы розничной торговли
Опережа́ющие индика́торы ро́зничной торго́вли, экономические показатели, которые позволяют заблаговременно получить информацию о потенциальном росте или спаде объёмов розничной торговли, измеренных непосредственно в физическом/денежном выражении или при помощи некоторого индекса.
Опережающие индикаторы могут использоваться как самостоятельные источники информации при анализе экономической ситуации, так и в качестве объясняющих факторов в математических моделях для прогнозирования и моделирования индекса розничной торговли. Опираясь на прогнозы последнего, политики, бизнесмены и инвесторы могут оценить состояние экономики, анализировать возможные изменения экономических условий и принимать обоснованные управленческие решения. Совокупный индекс розничной торговли часто включают в качестве одного из основных факторов в модели краткосрочного макроэкономического прогнозирования, используемые как центральными банками, так и частными организациями (Measuring and forecasting retail trade ... 2021). В свою очередь, индекс розничной торговли может рассматриваться как самостоятельный индикатор состояния экономики, отражающий поведение потребителей, их доверие и общее экономическое состояние.
В качестве опережающих индикаторов розничной торговли выделяют следующие показатели.
Совокупная чистая прибыль, а именно конечная сумма, которая остаётся после вычета из общего дохода всех расходов и налогов, включая операционные расходы, проценты по займам, налоги на прибыль и неоперационные расходы (не относящиеся напрямую к основной деятельности организации), по широкому кругу предприятий розничной торговли. Данный фактор является основным показателем финансового благополучия предприятий розничной торговли и может сигнализировать о будущих тенденциях потребительских расходов и активности розничной торговли.
Операционная маржа по широкому кругу предприятий розничной торговли (Stoyanov. 2021). В отличие от чистой прибыли, которая учитывает все аспекты деятельности компании, включая неоперационные доходы и расходы, операционная маржа отражает эффективность непосредственно операционной деятельности. Изменения такой маржи могут предшествовать изменениям общего финансового состояния и результатов деятельности розничного бизнеса. Повышение операционной маржи может сигнализировать о росте эффективности бизнес-процессов, что может привести к более сильному росту продаж и прибыли в будущем.
Уровень и/или оборачиваемость товарно-материальных запасов могут являться опережающими показателями розничной торговли ввиду их прямой связи с потребительским спросом (Stoyanov. 2021). Розничные продавцы корректируют свои запасы на основе ожидаемых продаж. Растущий уровень запасов может указывать либо на ожидание более высокого потребительского спроса, либо на несоответствие между текущими запасами и фактическими продажами, потенциально сигнализируя о будущем снижении потребления.
Индекс потребительского доверия. Доверие потребителей является значимым фактором розничной активности. Когда потребители настроены оптимистично в отношении перспектив экономики и своих личных финансов, они с большей вероятностью увеличат свои расходы. Растущий индекс потребительского доверия часто ассоциируется с более высокими розничными продажами. Индекс потребительского доверия положительно и существенно влияет на целевую переменную – индекс объёма розничных продаж в долгосрочной перспективе (Tatli. 2021).
Индекс розничных продаж на основе опросных данных. Например, индекс розничных продаж, публикуемый Управлением национальной статистики Великобритании (Winton. 2011), представляет собой агрегирование опросных данных 5 тыс. предприятий. Выборка охватывает весь сектор розничной торговли и включает каждого крупного розничного продавца и репрезентативную выборку предприятий малого бизнеса. В совокупности все предприятия охватывают около 95 % сектора розничной торговли с точки зрения оборота. Опросы предполагают получение от представителей бизнеса оценок изменений стоимостных и физических объёмов розничных продаж за последний месяц по сравнению с предыдущим и по сравнению с тем же месяцем годом ранее. Центральный Банк России также рассчитывает показатель «Индикатор бизнес-климата Банка России» в розничной торговле (Мониторинг предприятий). Исходные данные включают обработанные ответы представителей розничной торговли на следующие вопросы: «как изменился объём производства, подрядных работ, товарооборота, услуг?», «как изменится в ближайшие 3 месяца объём производства, подрядных работ, товарооборота, услуг?», «как изменился спрос на продукцию, товары, услуги?» и «как изменится в ближайшие 3 месяца спрос на продукцию, товары, услуги?».
Данные о трансакциях. Банковские трансакции могут давать своевременную и подробную информацию о структуре потребительских расходов, которые непосредственно связаны с розничной деятельностью (Measuring and forecasting retail trade ... 2021). Данные о трансакциях по картам позволяют получать сведения о потребительских расходах практически в режиме реального времени, что позволяет существенно ускорить процесс анализа розничной активности по сравнению с традиционными отчётами о розничных продажах, которые могут публиковаться с задержкой. Кроме того, операции по картам охватывают широкий спектр потребительских расходов от небольших ежедневных покупок до крупных. Подобный широкий охват обеспечивает всестороннюю картину розничной активности и доверия потребителей.
Расходы по кредитным картам. Мониторинг трансакций по кредитным картам, как составляющая данных о трансакциях в целом, также позволяет анализировать данные о структуре потребительских расходов в режиме реального времени и может рассматриваться в качестве дополнительного или альтернативного источника информации о расходах населения. Увеличение расходов по таким картам может свидетельствовать о растущем доверии потребителей, в частности, к банковской системе и возросшей активности розничной торговли.
Уровень безработицы. Данный показатель влияет на структуру потребительских расходов. При низком уровне безработицы потребители, как правило, имеют бо́льший располагаемый доход, что приводит к увеличению розничных расходов. И наоборот, рост безработицы может привести к снижению активности розничной торговли. В работе российских исследователей (Sukhanova. 2019) показано, что рост уровня безработицы в РФ приводит к падению розничной торговли в стране.
Индекс потребительских цен (ИПЦ). Данный показатель отражает среднее изменение во времени цен, которые потребители платят за рыночную корзину товаров и услуг. ИПЦ является основным показателем инфляционных тенденций в экономике. Инфляция воздействует на розничную торговлю неоднозначно. С одной стороны, рост цен может отрицательно влиять на покупательную способность и приводить к снижению розничной торговли. С другой стороны, инфляция может быть вызвана ростом спроса и потребительских расходов, что будет соответствовать увеличению объёмов розничной торговли. Таким образом, направленность влияния инфляции зависит от глобальных тенденций в экономике, вызвавших рост цен. Например, в работе (Sukhanova. 2019) показано, что в среднем при росте индекса потребительских цен в России розничный товарооборот также увеличивался.
Средний уровень заработной платы. Более высокие зарплаты увеличивают располагаемый доход, позволяя потребителям тратить больше средств на товары и услуги. Это напрямую влияет на розничную торговлю, поскольку увеличение потребительских расходов может привести к росту розничных продаж.
Показатели рынка жилья. Состояние данного рынка способно повлиять на розничную торговлю по нескольким каналам. Активность на рынке жилья часто приводит к увеличению продаж товаров для дома и бытовой техники. Кроме того, строительство жилья является опережающим экономическим индикатором глобальных экономических процессов в национальной экономике и позволяет прогнозировать в том числе периоды рецессии. Такая способность вызвана наличием взаимосвязи между инвестициями в жильё и валовым внутренним продуктом. Снижение инвестиций в жильё или падение цен на недвижимость может сигнализировать о спаде в экономике, что, в свою очередь, влияет на потребительские расходы и розничные продажи (Joseph. 2012). Соответственно, такие показатели, как ввод жилья в эксплуатацию, его продажи и цены на жильё, могут позволить более точно спрогнозировать будущие тенденции розничной торговли.
Розничные онлайн-продажи. Рост электронной коммерции – значимый фактор в сфере розничной торговли. Мониторинг тенденций розничных продаж онлайн позволяет получить представление об изменении предпочтений потребителей и помогает предвидеть изменения традиционной розничной торговли (Tudor. 2022).
Процентные ставки. Решения Центрального банка о процентных ставках влияют на стоимость розничных займов и, следовательно, на потребительские расходы. Более низкие ставки могут стимулировать розничную активность, делая займы более доступными для потребителей. Кроме того, спред процентных ставок, определяемый как разница между долгосрочными и краткосрочными процентными ставками, является опережающим показателем экономического цикла, поскольку отражает ожидания финансовых рынков относительно будущей экономической активности (Joseph. 2012). Сужающийся спред может указывать на пессимизм в отношении экономического роста, в то время как расширяющийся может свидетельствовать об оптимизме. Соответственно, динамика процентных ставок может давать более широкое представление об экономических ожиданиях и финансовых условиях, что в том числе позволяет прогнозировать активность в сфере розничной торговли.
Глобальные экономические условия. Экономические условия во всём мире могут влиять на розничную торговлю, особенно для международных ритейлеров или локальных производителей, зависящих от глобальных цепочек поставок. Такие факторы, как международные торговые соглашения, геополитические события и финансовые шоки, могут влиять на экономический цикл (Salisu. 2023) и, как следствие, на поведение потребителей и динамику розничной торговли. Однако подобные факторы сложнее формализовать, а их степень влияния в значительной степени индивидуальна в зависимости от конъюнктуры. При этом в рамках прогнозирования тенденций в розничной торговле на уровне страны следует учитывать внешние экономические условия.
Выбор и интерпретация опережающих индикаторов требует целостного подхода, включающего качественный анализ экономики отрасли и статистический анализ данных. В зависимости от фазы экономического цикла и общих экономических и политических условий опережающими индикаторами розничной торговли могут быть различные показатели. Как правило, для отнесения показателя к числу опережающих индикаторов в наблюдаемых экономических условиях следует использовать следующие статистические инструменты: корреляционный анализ, сглаживающие фильтры, тесты на наличие причинно-следственной связи, дисперсионный анализ вклада опережающих показателей в прогноз целевой переменной.