Бизнес-процесс
Би́знес-проце́сс (БП, англ. business process), структурированный, измеряемый набор действий, направленных на преобразование ресурсов организации (используемых на входе в процесс) в конечный продукт (получаемый на выходе из процесса), и имеющий ценность для конкретного клиента или рынка. Таким образом, бизнес-процесс представляет собой набор последовательных действий, которые приводят к решению определённой предпринимательской задачи.
Определение бизнес-процесса
Ныне не существует единого общепринятого определения понятия «бизнес-процесс». Различные источники формулируют его следующим образом:
логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат (ГОСТ Р ИСО 9000-2001);
организованная деятельность, направленная на создание продукта (выхода), предназначенного для определённого клиента, обеспечив при этом необходимый вход процесса (см. статью Всеобщее управление качеством);
особый процесс, который служит достижению основных целей предприятия (бизнес-целей) и описывает основную сферу его деятельности (см. «Бизнес-процесс»);
организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые в совокупности дают ценный для клиента результат; все действия, включаемые в процесс, не случайны и не произвольны, а взаимосвязаны и организованы и только в совокупности могут дать требуемый эффект (Хаммер. 2011).
Общими элементами всех приведённых выше дефиниций бизнес-процесса является наличие некоторых ресурсов на входе, преобразования (непосредственно сам процесс) и некоторого результата на выходе.
Одной из основных задач, стоящих перед менеджерами в рамках организации управления бизнес-процессами, является их оптимизация. Компания, стремящаяся к оптимизации собственных бизнес-процессов, определяется как процессно-ориентированная.
Бизнес-процессы существуют в любой организации, даже если они не формализованы. Бизнес-процесс всегда происходит с участием человека, чаще в явной или неявной форме задействуются несколько человек.
Характеристики бизнес-процесса
Выделяют следующие базовые характеристики бизнес-процесса:
стоимость, которая представляет собой стоимостную величину ресурсов, требующихся на входе для осуществления того или иного бизнес-процесса; как правило, компании стремятся к снижению стоимостной характеристики бизнес-процесса с целью повышения эффективности своей деятельности;
длительность – период, в течение которого входные объекты преобразуются в некоторый конечный результат, имеющий определённую ценность для потребителя; аналогично стоимости компании также стремятся минимизировать длительность бизнес-процессов для ускорения их реализации и повышения эффективности собственной деятельности;
эффективность, т. е. достижение экономического эффекта от осуществления бизнес-процесса на предприятии;
качество, подразумевающее получение такого исходящего результата, который обеспечивал бы полное удовлетворение потребностей целевого рынка компании.
Субъекты в системе бизнес-процессов
Каждый бизнес-процесс связан не только с конкретными рабочими операциями и необходимыми ресурсами, но и с определёнными сотрудниками, организующими и исполняющими действия по реализации бизнес-процесса.
Чаще всего в системе бизнес-процессов выделяют следующие виды субъектов:
лидер команды;
коммуникатор;
участник команды;
внешний консультант;
координатор.
Обязанности субъектов бизнес-процесса не подразумевают их особого отделения от непосредственных трудовых обязанностей сотрудников компании; участник бизнес-процесса – это не отдельная должность или единица штатного расписания, а расширенный функционал, реализуемый силами имеющихся сотрудников.
Владелец бизнес-процесса – это лицо, ответственное за принятие управленческих решений в рамках конкретного вида деятельности предприятия. Например, владельцем процесса может выступать руководитель какого-либо функционального подразделения компании или отдельного проекта.
Концепция Business Process Management
Как правило, бизнес-процесс представляет собой множество вложенных процессов, которые заканчиваются созданием продукта, необходимого целевому рынку. Этот продукт может быть товаром, услугой, работой, информацией и т. д. Для регламентации, оптимизации и автоматизации деятельности предприятия осуществляется описание или моделирование бизнес-процессов на основе т. н. нотаций (инструкций, описывающих реализуемый процесс). В основе моделирования бизнес-процессов лежит управленческая концепция Business Process Management, или BPM (англ. business process management – управление бизнес-процессами).
BPM представляет собой концепцию процессного управления компанией, которая рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия. Управление подразумевает возможность адаптации и изменения процессов с помощью специализированного программного обеспечения (BPM-систем) с использованием BPMN-нотации (англ. Business Process Modeling Notation). Аббревиатура BPMS (англ. Business Process Management System) обозначает программное обеспечение для реализации BPM-концепции.
Алгоритм реализации процессного подхода включает следующие этапы: определение набора бизнес-процессов предприятия, их описание и регулирование, управление процессами, а также их аудит.
Классификация бизнес-процессов
Большинство авторов выделяют следующие виды бизнес-процессов: основные, поддерживающие и управляющие. Иногда последние подразделяют на бизнес-процессы управления и развития.
Основные бизнес-процессы ориентированы на производство товара или оказание услуги, которые являются целью создания предприятия и обеспечивают получение дохода. Основные БП создают добавленную стоимость, продукт, представляющий ценность для клиента. К основным БП относят производство, маркетинг, закупку материалов для производства продукции, продвижение товаров на рынке, деятельность, связанную с рекламой и увеличением числа клиентов. Например, для флористического салона основными будут являться процессы создания цветочных композиций для клиентов.
Поддерживающие бизнес-процессы предназначены для обеспечения выполнения основных БП и поддержания их специфических черт. К таким процессам относят бухгалтерский учёт, юридическое сопровождение, подбор персонала, техническую поддержку, делопроизводство и т. п.
Бизнес-процессы управления охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и бизнес-системы в целом. Это процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.
Бизнес-процессы развития подразумевают процессы совершенствования производимого товара или услуги, технологий, модификации оборудования. Например, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении или процесс технического перевооружения в электроэнергетике.