Теория ожиданий
Тео́рия ожида́ний, теория, в рамках которой изучаются закономерности формирования ожиданий экономических субъектов относительно предстоящих событий.
Ожидания – это представления экономических субъектов о будущем. Они имеют существенное значение при определении прогнозных значений экономических показателей и, следовательно, оказывают влияние на принятие решений субъектами и последствия этих решений для экономики в целом.
На микроэкономическом уровне ожидания потребителей и производителей относительно будущих цен на товарных рынках оказывают воздействие на спрос и предложение. Так, ожидаемое снижение цены товара в будущем вызывает снижение спроса на него в текущем периоде, и, наоборот, ожидаемое в будущем повышение цены товара приводит к повышению спроса на него в настоящем. Ожидаемый рост цены товара в будущем становится причиной сокращения его предложения в текущем периоде, а ожидаемое снижение цены товара в будущем выражается ростом его предложения в настоящем. Эти обстоятельства приводят к изменениям параметров равновесия на товарных рынках.
В условиях риска поведение субъектов экономики исследуется с помощью показателей, рассчитываемых по принципу математического ожидания – взвешенного среднего значения всех возможных исходов с вероятностями их наступления в качестве весов. Так, функция ожидаемой полезности Неймана – Моргенштерна (Neumann. 2004) имеет вид суммы произведений полезностей всех возможных исходов на вероятности их наступления:
,
где – полезность исхода , – эффективная (единственная) вероятность получения полезности соответствующего исхода.
Если предпочтения индивида могут быть представлены функцией ожидаемой полезности и этот индивид ведёт себя рационально, то он отдаст предпочтение тому связанному с риском варианту выбора, ожидаемая полезность которого максимальна.
В макроэкономику идею ожиданий ввёл Дж. М. Кейнс. В «Общей теории занятости, процента и денег» (1936) он утверждал, что профессиональный инвестор вынужден уделять внимание предвидению надвигающихся перемен, будь то новые данные или изменения в общей конъюнктуре, оказывающие наибольшее влияние на психологию поведения рыночных агентов (Кейнс. 2013). Таким образом, в кейнсианской теории ожидаемая чистая доходность инвестиционного проекта является результатом оптимистических или пессимистических субъективных настроений предпринимателей. Именно оптимистические ожидания роста доходов от инвестиций приводят к увеличению инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса, что вызывает прирост совокупного дохода, мультипликативно превышающий изначальный прирост автономного инвестиционного спроса.
В дальнейшем принципы формирования ожиданий экономических субъектов стали одним из ключевых аспектов микроэкономических оснований макроэкономических моделей.
Полноценный теоретический анализ ожиданий, включающий их моделирование, начался в рамках монетаристской концепции в 1950-х гг., когда, в отличие от времён Кейнса, экономика развивалась намного стабильнее и экономические субъекты получили реальную возможность строить долгосрочные прогнозы будущего на основе прошлого опыта (Никифоров. 2010. С. 398–399). Так, в 1956 г. при исследовании зависимости между спросом на деньги и ожидаемым темпом инфляции Ф. Кейганом (1927–2012) была впервые применена концепция адаптивных ожиданий (Cagan. 1956), в основе которой лежит гипотеза, что ожидаемые величины корректируются пропорционально их отклонению от фактических (Кейган. 2004).
Соответственно, адаптивные ожидания – это ретроспективные ожидания экономических субъектов, которые строят свои прогнозы, исходя только из прошлых значений прогнозируемого показателя. Действуя таким образом, экономические субъекты переносят в будущее представления из прошлого опыта, учитывая допущенные ранее ошибки прогнозирования. Например, прогноз будущей инфляции в рамках концепции адаптивных ожиданий строится экономическими субъектами на основе знания темпов инфляции в предшествующие периоды (Антипина. 2012. С. 225).
Согласно вышеупомянутой концепции, прогнозируемое значение экономической переменной () является взвешенным средним её прошлых значений за период адаптации () с геометрически убывающими весами () (Никифоров и др., 2010. С. 403):
,
где , причём .
Разновидность адаптивных ожиданий, когда ожидаемое значение экономического показателя в каком-либо периоде равно его фактическому значению в предыдущем периоде (), называется статическими ожиданиями (Антипина. 2012. С. 225–226).
Другой тип ожиданий – рациональные – в начале 1970-х гг. вошёл в теоретическую модель новой классической школы в макроэкономике, опирающуюся на идею о том, что при построении прогнозов экономические субъекты не только используют свой прошлый опыт, но и учитывают всю имеющуюся у них информацию и применяют знания о закономерностях функционирования экономики.
Новыми классиками была использована уже известная к тому времени гипотеза рациональных ожиданий (Muth. 1961), сформулированная Дж. Мутом (1930–2005), из которой следует, что ожидаемое значение переменной (), прогнозируемое использующими всю доступную информацию экономическими субъектами, совпадает с оптимальным прогнозом (англ. optimal forecast, «of») этой переменной ():
.
Таким образом, согласно теории рациональных ожиданий, экономические субъекты строят оптимальные прогнозы будущих значений экономических переменных – уровней цен, инфляции, безработицы и др. (Антипина. 2012. С. 357–358).
Однако теория рациональных ожиданий уязвима с позиции поведенческой макроэкономики, которая признаёт неоднородность (гетерогенность) экономических субъектов и наличие у них когнитивных ограничений, таких как «мысленная бухгалтерия» (или «ментальный учёт», англ. mental accounting – принятие финансовых решений в зависимости от источника получения денег, места их хранения, представлений о надлежащих направлениях их расходования и т. п.), референтные точки, неприятие потерь, защита статус-кво, приоритет текущего периода, прокрастинация, чрезмерная уверенность, «стадное чувство» и др. Следствием этого становится неспособность экономических субъектов осваивать и анализировать всю поступающую информацию, неумение учитывать в своих действиях реакцию на происходящие события и новую информацию со стороны других индивидов (Антипина. 2021. С. 244).
Поэтому вместо термина «ожидания» в поведенческой макроэкономике чаще используется понятие «убеждения». Это связано с тем, что неспособность построить оптимальный прогноз приводит индивидов к выбору сформировавшегося у них стереотипа поведения. Допускается существование простейшего набора убеждений – оптимистических и пессимистических, в соответствии с которым индивиды ориентируются либо на наилучший, либо на наихудший вариант развития событий (Никифоров. 2016. С. 95). Поведенческая макроэкономика также исходит из предпосылки о том, что действия экономических субъектов основываются на простых правилах – эвристиках – стратегиях, которые игнорируют часть информации, для того чтобы принимать решения быстрее, проще и точнее (Антипина. 2021. С. 245).
Например, прогнозирование инфляции на основе эвристик может допускать два правила: доверия объявленному центральным банком целевому показателю инфляции и экстраполяции показателя инфляции из прошлого в будущее. В результате «то, как в экономике распространение шоков производительности приводит к инфляции, зависит от доли агентов, использующих каждую эвристику» (The danger of inflating expectations of macroeconomic stability. 2008. Р. 219).
При этом пересмотр применяемых правил возможен и реализуется как результат процесса обучения экономических субъектов на собственном опыте. В качестве проявления такого процесса могут рассматриваться волны оптимизма и пессимизма в настроениях инвесторов относительно будущего состояния экономики, которые то стимулируют, то сдерживают совокупный спрос, так что колебания совокупного выпуска становятся результатом самоуправляемого делового цикла (De Grauwe. 2020. P. 2).