Массовый опрос
Ма́ссовый опро́с, наиболее распространённый метод социологического исследования, предполагающий сбор личных данных о выборке из совокупного населения или о населении в целом. Основные типы массового опроса – личное интервью, в ходе которого интервьюер фиксирует ответы участников (респондентов), и самостоятельно заполняемый ими вопросник, – могут быть реализованы с помощью разнообразных техник: как индивидуальное интервью лицом к лицу, почтовый опрос, телефонное интервью, опрос, интервью с использованием компьютерных технологий и т. д. Получаемые в ходе массового опроса данные обычно касаются поведения, установок, мнений, предпочтений, опыта единиц исследования – индивидов, домохозяйств, реже – организаций.
Наряду с однократными, т. н. срезовыми массовыми опросами, которые фиксируют мнения и другие характеристики респондентов в момент проведения исследования, существуют и многократные массовые опросы – трендовые, панельные, когортные, – позволяющие исследовать динамику социальных процессов. Основная цель опросов – измерение значений тех или иных демографических, политических, экономических и других переменных на сравнительно небольшой выборке индивидов или домохозяйств с целью статистического оценивания их значений в генеральной совокупности, обычно представляющей собой население страны, региона, территориальное сообщество. В некоторых случаях выборочные массовые опросы позволяют оценивать и взаимосвязи между переменными (например, между уровнем доходов и политическими предпочтениями). Распространение данных выборочного массового опроса на генеральную совокупность требует применения методов вероятностного отбора. Иногда используются не основанные на вероятностном отборе неслучайные выборки, однако они позволяют обобщать результаты исследования лишь на совокупность участников опроса.
Предыстория подобной формы опросов связана с социальными обследованиями конца 19 – начала 20 вв., характерными для реформистских движений в Великобритании и США (Ч. Бут, Б. С. Раунтри и др.), а также с восходящей к 1-й половине 19 в. американской традицией проведения неофициальных предвыборных (т. н. соломенных) опросов. Существенную роль в формировании методов массового опроса сыграли исследования статистиков, разработавших основы вероятностного отбора, методы оценки ошибки выборки и параметров генеральной совокупности (А. Боули, А. Чупров, Е. Нейман и др.). Современная методология опросов складывалась в 1930–1940-е гг. сначала в рамках предвыборных и маркетинговых опросов общественного мнения, проводившихся опросными агентствами в США (Дж. Гэллап, Э. Роупер) по заказам правительства, бизнеса или СМИ, а позднее и в массовых опросах, которые разрабатывались в академической науке (например, Х. Кантрилом, П. Лазарсфельдом и другими социологами).