#Выпускники Императорской Академии художеств
Выпускники Императорской Академии художеств
Тег

Выпускники Императорской Академии художеств

Выпускники Императорской Академии художеств
Найденo 55 статей
Архитекторы, градостроители
Фомин Иван Александрович
Фоми́н Ива́н Алекса́ндрович (1872–1936), российский архитектор, график, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1915). Работал в 1898–1905 гг. в Москве в русле модерна, сотрудничал с Л. Н. Кекушевым и Ф. О. Шехтелем, в 1904 г. опубликовал в журнале «Мир искусства» программную статью «Московский классицизм», ознаменовавшую смену его творческого направления и давшую начало неоклассицистическому движению в России. Ключевые работы в стиле неоклассицизма – дача А. А. Половцова (сына А. А. Половцова) на Каменном острове (1911–1913) и дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка (1913–1915; обе постройки – в Санкт-Петербурге). В 1920-е гг. Фомин выступил критиком конструктивизма и разработал созвучные эпохе концепции «красной дорики». В 1930-е гг. Фомин возглавлял архитектурную мастерскую № 3 Моссовета. Среди его последних работ: проект здания Наркомтяжпрома (1934), станции метро «Красные Ворота» (подземный зал; 1934–1935) и «Площадь Свердлова» («Театральная»; завершена Л. М. Поляковым в 1937–1938; все – в Москве), здание Совета Министров УССР в Киеве (завершено П. В. Абросимовым в 1938).
Иван Фомин. Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка, Санкт-Петербург. 1913–1915
Архитекторы, градостроители
Старов Иван Егорович
Старо́в Ива́н Его́рович (1744–1808), российский архитектор, один из главных представителей классицизма в России. Академик (1769), профессор (1785) и адъюнкт-ректор (1794) Императорской Академии художеств. Создатель Таврического дворца (1783–1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778–1790) в Санкт-Петербурге, ряда усадебных ансамблей в окрестностях Санкт-Петербурга, Москвы и других частях России.
Иван Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург. 1778–1790
Живописцы
Иванов Александр Андреевич
Ива́нов Алекса́ндр Андре́евич (1806–1858), российский живописец, академик Императорской Академии художеств (1836). Виднейший представитель классицизма 1-й половины 19 в. в России. С 1830 г. пенсионер Общества поощрения художников в Риме. Автор грандиозного по замыслу и размерам полотна «Явление Христа народу» и более 400 этюдов к нему, ряда работ на мифологические и библейские сюжеты: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831–1834, картина не окончена), акварельные «Протобиблейские» и «Библейские» эскизы (2-я половина 1840-х – 1850-е гг., все – Третьяковская галерея, Москва) и др.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Архитекторы, градостроители
Захаров Андреян Дмитриевич
Заха́ров Андрея́н Дми́триевич (1761–1811), российский архитектор, академик Императорской Академии художеств (1794). Один из крупнейших представителей ампира. Создатель одного из наиболее значительных памятников отечественной архитектуры – здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806–1823), а также Андреевского собора в Кронштадте (1805–1817, не сохранился), проектов «образцовых» (типовых) сооружений для городов Российской империи.
Андреян Захаров. Здание Главного Адмиралтейства, Санкт-Петербург. 1806–1823
Живописцы
Иванов Сергей Васильевич (живописец)
Ивано́в Серге́й Васи́льевич (1864–1910), российский живописец и график. Действительный член Императорской Академии художеств (1905). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1889–1903) и Союза русских художников (с 1903, один из организаторов). Автор остросоциальных, эмоциональных произведений на темы крестьянской жизни («В дороге. Смерть переселенца», 1889, Третьяковская галерея, Москва; далее – ГТГ), Революции 1905–1907 гг. («Расстрел демонстрации в 1905 г.», 1905, Центральный музей современной истории России, Москва), русской истории («Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», 1901, ГТГ).
Сергей Иванов. Семья. 1907
Живописцы
Иванов Михаил Матвеевич
Ивано́в Михаи́л Матве́евич (1748–1823), российский акварелист и живописец. Академик Императорской Академии художеств (1785). Один из основоположников русской пейзажной живописи, представитель классицизма. Автор документально точных и эпически величавых видов Украины, Крыма, Кавказа, русских городов, батальных сцен («Штурм Очакова», 1788–1791; «Штурм Измаила», 1791; все – Русский музей, Санкт-Петербург). Брат скульптора Архипа Матвеевича Иванова (около 1749 – 1821).
Михаил Иванов. Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом 8 сентября 1798 года. 1799
Скульпторы
Зале Карлис
За́ле Ка́рлис (1888–1942), латвийский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды: бронзовые памятники Н. А. Добролюбову (1918) и Дж. Гарибальди в Петрограде (1919; оба не сохранились), и др. Создал символические монументальные образы (ансамбль Братского кладбища, 1924–1938, «Памятник свободы», 1931–1935, оба – в Риге). Исполнял также станковые произведения (горельеф «Рыбак», гранит, 1939, Музей г. Мальмё, Швеция).
Памятник Свободы, Рига. 1931–1935. Архитектор Эрнест Шталберг. Скульптор Карлис Зале
Скульпторы
Залеман
За́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын. Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) (1813–1874), академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма (барельефы южного портала Исаакиевского собора, начало 1840-х гг.; ангел на шпиле Петропавловского собора, оба – в Санкт-Петербурге). Автор портретных бюстов, анималистических статуэток. Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) (1859–1919), академик ИАХ (1889). Создавал произведения на религиозные и мифологические темы в позднеакадемической манере (барельефы на дверях Владимирского собора в Киеве, 1890-е гг.; фриз «Олимпийские игры» на аттике здания Музея изящных искусств, ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, 1902–1904).
Гуго Залеман. Каменный век. 1899
Живописцы
Кончаловский Пётр Петрович
Кончало́вский Пётр Петро́вич (1876–1956), российский живописец, график, театральный художник, педагог; народный художник РСФСР (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947). Один из основателей объединения «Бубновый валет». Представитель авангарда [«Семейный портрет (сиенский)», 1912]. Жизнерадостные, красочные жанровые картины («Возвращение с ярмарки», 1926), портреты («О. В. Кончаловская», 1925), пейзажи и натюрморты («Сирень», 1933) утверждают чувственную красоту мира.
Пётр Кончаловский. 1954
1
2
3
4
5