Общество поощрения художеств
О́бщество поощре́ния худо́жеств (ОПХ; до 1882 Общество поощрения художников; в 1882–1917 Императорское; в 1917–1929 Всероссийское), российская общественная организация.
Общество возникло в 1820 г. в Санкт-Петербурге по инициативе князя И. А. Гагарина (из рода Гагариных), статс-секретаря П. А. Кикина, художников-любителей – подполковника А. И. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых) и флигель-адъютанта Л. И. Киля. Оно ставило своей целью «помогать художникам, оказывающим дарование, и способствовать к распространению всех изящных искусств… полезными изданиями стараться угождать публике».
Первоначально членами ОПХ были в основном меценаты, просвещённые аристократы и любители искусства [в том числе государственные деятели – графы В. П. Кочубей, И. Ф. Паскевич, П. Н. Игнатьев, М. С. Воронцов, С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф, А. Г. Кушелев-Безбородко, В. А. Мусин-Пушкин (из рода Мусиных-Пушкиных)], также писатели, художники, музыканты и художественные критики (В. А. Жуковский, князь В. Ф. Одоевский, графы Вильегорские Матвей Юрьевич и Михаил Юрьевич, А. Г. Варнек, князь Г. Г. Гагарин, граф Ф. П. Толстой и др.).
Первый устав общества утверждён императором Николаем I в 1833 г.; оно находилось под покровительством императорского двора и получало ежегодные денежные субсидии. Председателями комитета ОПХ состояли: Кикин (до 1834), граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (из рода Брюсов; 1835–1836), К. А. Нарышкин (из рода Нарышкиных; 1836–1838), граф П. И. Кутайсов (1838–1839); члены императорской фамилии (с 1840) – герцог М. Лейхтенбергский (из рода Лейхтенбергских; 1840–1851), его супруга великая княгиня Мария Николаевна (1851–1875), их дочь принцесса Е. М. Ольденбургская (1878–1914; в 1915–1917 почётная председательница), великий князь Пётр Николаевич (1915–1917). Секретарями комитета были Ф. Ф. Шуберт (1820–1833), В. И. Григорович (1833–1842), граф Н. И. Мусин-Пушкин (1853–1856), Ф. Ф. Львов (1856–1864), Д. В. Григорович (1864–1884), Н. П. Собко (1884–1900), Н. К. Рерих (1901–1906), В. И. Зарубин (1906–1917).
По заказу ОПХ выпускались литографические серии и альбомы («Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», 1821–1826; «Портреты знаменитых россиян», 1821; «Сцены из русского народного быта», 1852, и др.), к работе над которыми привлекались известные мастера – К. П. Беггров, К. П. Брюллов, С. Ф. Галактионов, И. С. Щедровский; А. Г. Венецианов и его ученики исполняли ставшие популярными хромолитографии (цветные литографии), которые продавались в магазине общества на Невском проспекте. Издавались также учебные пособия и атласы для начинающих живописцев. С 1823 г. ОПХ издавало «Журнал изящных искусств» (под редакцией В. И. Григоровича), в 1836–1840 гг. – «Художественную газету» (под редакцией Н. В. Кукольника). Оно оказывало материальную поддержку многим ученикам петербургской Академии художеств; заграничными пенсионерами общества были А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, К. А. Трутовский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов и др. С 1826 г. общество организовывало выставки-продажи художественных произведений, с 1837 г. – художественные лотереи и аукционы, с 1860 г. – ежегодные конкурсы молодых художников с присуждением именных денежных премий (среди первых награждённых – В. Г. Перов, Л. Л. Каменев, И. И. Шишкин, М. К. Клодт, Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский).
После утверждения нового устава ОПХ (1857), помимо действительных членов (около 140; в том числе граф С. Ю. Витте, П. М. Третьяков, барон А. Л. Штиглиц, П. П. Гнедич, Н. П. Кондаков, Д. А. Ровинский, В. В. Стасов), в него вошли свыше 600 членов-соучастников, среди них – известные художники, архитекторы и меценаты (И. К. Айвазовский, Альберт Н. Бенуа, Н. Л. Бенуа, А. П. Боголюбов, А. П. Брюллов, Б. П. Виллевальде, Н. Н. Ге, М. Зичи, Ф. И. Иордан, Н. Н. Каразин, П. К. Клодт, А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, М. О. Микешин, княгиня М. К. Тенишева, Г. Г. Чернецов и Н. Г. Чернецов, А. И. Штакеншнейдер).
В 1857 г. в ведение ОПХ перешла основанная в 1839 г. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, были открыты новые специализированные классы, расширен преподавательский состав (среди учителей – А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, Э. К. Липгарт, Н. С. Самокиш, А. И. Творожников); в 1889 г. организованы первые пригородные отделения школы для детей фабрично-заводских рабочих; с 1888 г. для выпускников введены пенсионерские поездки по России, с 1901 г. – заграничные (ежегодно для 2 выпускников). Радикальная реформа Рисовальной школы связана с директорством Н. К. Рериха (1906–1918), когда усилилось преподавание общеобразовательных предметов (в том числе истории искусства), были созданы художественно-промышленные мастерские (рукодельная, ткацкая, иконописная, керамическая, живописи по фарфору, чеканки и др.). В это время число учеников школы и её отделений достигло более 2 тыс.; к преподаванию были привлечены И. Я. Билибин, С. К. Маковский, В. В. Матэ, А. А. Рылов, Н. П. Химона, В. А. Щуко и др.
В 1870 г. при ОПХ организован Художественно-промышленный музей (первый директор – Д. В. Григорович, затем М. П. Боткин, П. П. Гнедич, С. П. Яремич). Под эгидой ОПХ издавались журналы «Искусство и художественная промышленность» (1898–1902, под редакцией Н. П. Собко) и «Художественные сокровища России» (1901–1907, под редакцией А. Н. Бенуа, с 1903 – А. В. Прахова).
В марте – апреле 1917 г. на экстренном общем собрании общество переименовано во Всероссийское общество поощрения художников и избран новый комитет во главе с вице-председателем Л. Ф. Лагорио [председатели – П. П. Гнедич (1918–1919), П. И. Нерадовский (1919–1928) и Н. А. Сергеев (с мая 1928)]. Новый устав ОПХ (1919) подтвердил неизменность задач общества («содействовать процветанию художественного творчества в России»); одна из главных задач – сохранение Рисовальной школы и преобразование её под руководством Н. К. Рериха в Свободную академию. Однако в 1918 г. по распоряжению Совета народных комиссаров денежные фонды ОПХ были аннулированы, Рисовальная школа передана в ведение отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения и превращена в художественно-промышленные мастерские. ОПХ продолжало устраивать аукционы художественных произведений; особо ценные приобретались для безвозмездной передачи в Эрмитаж, Русский музей и другие музеи. С 1924 г. общество находилось в ведении Российской академии истории материальной культуры; в том же году в фонд академии передан музей ОПХ (в 1929 его собрание разошлось по различным музеям). В 1930 г. ОПХ упразднено как «несоответствующее духу времени».