Монигетти Ипполит Антонович
Мониге́тти Ипполи́т Анто́нович (Ипполит Мартин Флориан Монигетти, итал. Ippolito Martin Florian Monighetti) [5(17).1.1819, Москва – 10(22).5.1878, Санкт-Петербург], российский архитектор, живописец, график, академик архитектуры (1847) и профессор архитектуры (1858) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1874). Мастер эклектики.
Родился в семье Антона (Джузеппе Антонио) Монигетти (1787–1857), московского купца 3-й гильдии (с 1816), уроженца г. Биаска (ныне кантон Тичино, Швейцария) (Материалы для истории Московского купечества. Т. 6. Москва, 1887. С. 154; Т. 7. Москва, 1888. С. 157–158; Т. 8. Москва, 1889. С. 172; Т. 9. Москва, 1889. С. 152). На протяжении 1810-х – 1850-х гг. А. Монигетти держал модный Швейцарский магазин (до середины 1840-х гг. располагался на Тверской улице, затем, до смерти владельца, – на Большой Дмитровке (Руденко Т. В. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия. Москва, 2015. С. 194–219).
И. А. Монигетти в 1829 г. поступил в Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам С. Г. Строганова, которую окончил первым учеником, «с похвалой», в 1835 г., при этом уже в 1834 г. поступил в Императорскую Академию художеств сверхштатным академистом в класс профессора А. П. Брюллова. В 1839 г. получил малую золотую медаль 2-й степени за проект театрального училища (из-за болезни не смог принять участие в конкурсе на большую золотую медаль). В 1840–1844 гг. для поправления здоровья отправился за границу, побывал в Италии, Греции, странах Ближнего Востока, где изучал памятники архитектуры, делал чертежи и зарисовки зданий и их деталей.
В 1844 г., вернувшись в Санкт-Петербург, представил совету ИАХ коллекцию собственных рисунков древнегреческих, древнеримских и средневековых орнаментов и получил от Академии стипендию на продолжение работы, после чего уже в статусе пенсионера отправился в Рим, также побывал в Каире, Константинополе (ныне Стамбул) и Париже. В 1847 г., по возвращении из поездки, был удостоен звания академика. В 1845 г., во время поездки в Рим, император Николай I пожелал ознакомиться с работами пенсионеров. Отметив акварели с изображением монастыря Осиос-Лукас в Фокиде авторства Монигетти, Николай I приказал зачислить его по окончании пенсионерства архитектором при Царскосельском придворном ведомстве. С 1848 г. Монигетти служил архитектором Министерства императорского двора и уделов, а в 1860 г. назначен архитектором Высочайшего двора.
Первые постройки по проектам Монигетти осуществлены в Царскосельской императорской резиденции (ныне в г. Пушкин). В 1848 г. он построил деревянный Швейцарский домик для сторожей и конюшни царского выезда (все не сохранились). В том же году получил заказ на составление проекта Турецкой бани, в которой должны были быть использованы мраморные детали отделки павильонов султанского дворца, вывезенные в качестве трофеев из Адрианополя (ныне Эдирне). Павильон в виде небольшой мечети с минаретом и позолоченным куполом, расположенный на берегу Большого пруда, строился в 1850–1852 гг.; оформление интерьера, включая мебель, светильники и декор «в византийском духе» также выполнены по рисункам Монигетти. В 1861 г. на острове Малого пруда он выстроил Детскую фермочку в русском стиле для восьмилетней великой княжны Марии Александровны – деревянную усадьбу из чистой и молочной изб, птичника и коровника, также спроектировал мостики-дамбы, ведущие к острову, выполнил рисунки, по которым была изготовлена резная мебель, стеклянный, столовый и чайный сервизы. В 1866 г. по проекту Монигетти реконструирован Ламский павильон (выстроен А. Менеласом в 1820–1822 гг. для содержания лам; пристроены фотографический павильон и фотолаборатория).
Монигетти много работал над оформлением интерьеров Большого (Екатерининского) дворца в Царском Cеле. В 1848 г. он переделывал интерьеры в Зубовском флигеле – резиденции цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II): оформление Малиновой гостиной в восточном вкусе для хранения коллекции оружия и трофеев. В 1860–1863 гг. перестраивал парадную лестницу дворца, в 1856–1863 гг. – Лионский зал, занимался реставрацией и переделкой деталей интерьеров других помещений (замена живописного плафона в Большом зале, замена элементов декора в Китайском кабинете и т. д.). В 1868 г. по рисунку Монигетти выполнены Вензельные (Вензелевые) ворота для Собственного садика из чугуна и кованого железа, украшенные позолоченными вензелями императорской четы.
В обязанности архитектора также входило строительство общественных и частных зданий в Царском Селе. В 1862–1865 гг. он выстроил здание Городовой ратуши с использованием мотивов ренессансной и византийской архитектуры; в 1848–1860 гг. возвёл в Царском Селе 26 домов для частных лиц, включая дома для собственной семьи (1850, 1868, оба не сохранились), стилизованную под царскосельский павильон Эрмитаж дачу княгини З. И. Юсуповой из рода Юсуповых (1856–1859; интерьеры в стиле Людовика XV). После этого приглашён для перестройки дворца Юсуповых на реке Мойка в Санкт-Петербурге (1858–1860), где оформил интерьеры в различных исторических стилях (парадная лестница в стиле Людовика ХIV, Гобеленовый зал в стиле неоренессанса, Помпейский коридор в помпеянском стиле, Мавританская и Восточная гостиные в мавританском стиле и т. д.). С 1875 г. выполнял реконструкцию интерьеров Аничкова дворца (парадная лестница в стиле Людовика XIV, библиотека в неороманском стиле и др.).
В 1862–1866 гг. Монигетти был главным архитектором императорской резиденции в Ливадии, где по его проектам сооружены свыше 70 построек, в том числе перестроен дворец Потоцких (1862–1866, не сохранился), и возведены парковые павильоны в «татарском вкусе», а также дворцовая Крестовоздвиженская церковь в русско-византийском стиле. По поручению Морского министерства создал внутреннее убранство императорских яхт «Ливадия» и «Держава» (1869–1873).
По проектам И. А. Монигетти в Санкт-Петербурге построен ряд жилых зданий в исторических стилях: особняк Т. П. Дылёва (1849–1850) и доходный дом Н. П. Жеребцовой (1852–1854) в формах необарокко; особняк княгини С. А. Трубецкой (1851, перестроен) и дворец графини М. В. Воронцовой (1856–1857) в духе неоренессанса, и др. Монигетти составил проект фасада для московского Политехнического музея в русском стиле (ныне цен ральная часть комплекса; проект 1873–1875, реализация 1874–1877, архитектор Н. А. Шохин).
В 1874–1878 гг. по проекту Монигетти построена в русском стиле православная церковь Святой Варвары в г. Веве в швейцарском кантоне Во. В 1872 г. архитектор спроектировал и построил Морской павильон для Политехнической выставки в Москве из металла и стекла, а в 1873 г. для Всемирной выставки в Вене построил и оформил Императорский павильон в духе боярских хором (оба не сохранились).
По проектам Монигетти выполнены пьедесталы для памятников работы И. Н. Шредера: Ф. Ф. Беллинсгаузену в Кронштадте (1870), Петру I в Петрозаводске (1872) и И. Ф. Крузенштерну в Санкт-Петербурге (1872).
С начала 1860-х гг. работал на Императорском стеклянном заводе (сервизы «Византийский», для яхт «Ливадия» и «Держава» и др.).
С 1872 г. член редакции журнала «Зодчий», где руководил отделом русского стиля.
Мастер акварельного портрета и пейзажа, архитектурной графики («Римская Кампанья», середина 19 в., акварель, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.)
Награждён орденами Святого Станислава 3-й степени (1856), Святой Анны 2-й степени (1866), Святого Владимира 4-й степени (1872), командорским крестом Австрийского императорского ордена Франца-Иосифа (1873).
В 1876 г. в связи с болезнью был вынужден полностью оставить все дела, последние два года жизни провёл в петербургском доме призрения душевнобольных, где и скончался. Похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.