Щусев Алексей Викторович
Щу́сев Алексе́й Ви́кторович [26.9(8.10).1873, Кишинёв – 24.5.1949, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский архитектор, реставратор, исследователь, музейный деятель; академик архитектуры Императорской Академии художеств (1910), действительный член Академии архитектуры СССР (1939) и Академии наук СССР (1943).
Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ; 1891–1897) в архитектурной мастерской Л. Н. Бенуа; окончил ИАХ со званием художника-архитектора и золотой медалью с правом на пенсионерскую поездку за границу. В 1895 и 1897 гг. был в Средней Азии с экспедицией Н. И. Веселовского, посетив в том числе Самарканд. Путешествовал по Австро-Венгрии в 1896 г. Как пенсионер ИАХ в 1898–1899 г. побывал в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции (откуда совершил поездку в Тунис), Бельгии, Англии. Будучи в Париже, полгода посещал Академию Жюлиана.
С 1901 г. внештатный архитектор при канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. С храмовым зодчеством связаны почти все программные произведения Щусева дореволюционного периода: Троицкий собор Почаевской лавры, Спасская церковь в Натальевке (оба ныне на территории Украины), Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (все – 1912), паломнический центр Императорского православного палестинского общества в Бари (Италия; 1913–1915), храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913–1917; отреставрирован к 1980; ныне в Тульской области). Глубоко изучив максимально широкий круг памятников древнерусской архитектуры, в своих работах он свободно соединял и виртуозно компоновал заимствованные из разных источников объёмы, формы и декор. В результате он создавал эмоционально и художественно выразительные образы в стилистике обобщённо трактуемого древнерусского зодчества в рамках эстетики модерна. К концу 1900-х гг. стал одним из признанных лидеров неорусского направления модерна. Работал преимущественно по заказам церковных иерархов и православных обществ украинских епархий или частных лиц, связанных с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и поддерживавших художественные устремления зодчего. Восстановление храма Василия Великого 12 в. в Овруче (завершено в 1911; ныне Украина) принесло ему славу исследователя и реставратора; работа сразу стала образцом научной реставрации памятника, а Щусев – избран академиком архитектуры ИАХ (1910).
В 1910-е гг. расширилась типология его работ: учебные заведения, музеи, банки, доходные дома. Расширился и круг источников заимствования: барокко, ампир (станции Московско-Казанской железной дороги, 1916), памятники архитектуры Византии и Молдавского княжества (храм Святой Троицы в Верхних Кугурештах, проект 1912, строительство 1913–1930; ныне Флорештский район Молдавии). Но в главных постройках Щусев оставался в рамках творческой стилизации древнерусской архитектуры: так, павильон России на 11-й биеннале в Венеции (1913) и Казанский вокзал в Москве (1-я очередь, 1913–1926; 2-я очередь завершена в 1940) отсылают к нарышкинскому стилю. К концу 1910-х гг. Щусев стал крупнейшим зодчим русского национального стиля, мастерски проектировавшим постройки любых типов.
Благодаря непрерывавшейся длительной работе по строительству Казанского вокзала он смог остаться в архитектурной профессии и после Октябрьской революции 1917 г. Поскольку строительство находилось в ведении Наркомата путей сообщения, он постоянно взаимодействовал с руководителями этого учреждения, в том числе с Ф. Э. Дзержинским (занимал этот пост в 1921–1924), возглавившим в январе 1924 г. комиссию по организации похорон В. И. Ленина. Отсюда и приглашение Щусева к проектированию мавзолея и его дальнейшая работа для Наркомата внутренних дел – Наркомата государственной безопасности – Министерства государственной безопасности СССР.
После сооружения деревянного (1924), а затем каменного, в стиле ар деко (1930) Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве деятельность Щусева приобрела административный и градостроительный размах. Он возглавлял архитектурную мастерскую Моссовета, где создавался план «Новая Москва» (1918–1925), Третьяковскую галерею (1926–1928), к которой тактично пристроил новый корпус, повторявший основные черты здания по проекту В. М. Васнецова, 2-ю архитектурно-проектную мастерскую Моссовета (1932–1937).
Профессиональное умение свободно работать с любой стилевой формой позволило ему включиться в архитектурное проектирование сразу же с возобновлением реального строительства в середине 1920-х гг. В период господства авангарда Щусев не без успеха участвовал в конкурсах с рядом конструктивистских проектов: Центрального телеграфа в Москве, Дома госпромышленности в Харькове (оба – 1925), Госбанка в Москве, гостиницы-санатория «Новая Мацеста» в Сочи (1-е место) (оба – 1927), Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве и маяка-памятника Х. Колумбу в Санто-Доминго (оба – 1929). В конструктивистском духе им построены в Москве жилой дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке (1928), здания Наркомата земледелия (Наркомзема; 1933; ныне Министерство сельского хозяйства РФ) и Механического института имени М. В. Ломоносова (1934; ныне здание вмещает Военный университет имени князя Александра Невского). Щусев непосредственно отозвался на поворот советской архитектуры от авангарда к традиции, переделав проект столичной гостиницы «Москва» Л. И. Савельева и О. А. Стапрана: он придал внешнему облику и интерьерам здания черты ар деко (1-я очередь, 1935; 2-я очередь, 1937–1938).
Среди построек Щусева 2-й половины 1930 – 1940-х гг. – в основном крупные общественные и ведомственные здания для Академии наук, т. к. с 1938 г. он возглавлял Академпроект, архитектурно-проектную мастерскую АН СССР. Они выполнены в традиционных классических формах, но отличающее Щусева развитое пластическое мышление неизменно привносило в замыслы объёмно-пространственное и формальное своеобразие: «полукруглый» жилой дом Союза советских архитекторов на Ростовской набережной (1936; достроен в 1960-е гг.), жилой дом артистов Государственного академического Большого театра в Брюсовом переулке (1934–1936), Москворецкий мост (1938), институты АН СССР на современном Ленинском проспекте – генетики (1938–1939; ныне вмещает НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам имени Я. В. Самойлова), органической химии и металлургии (оба завершены в 1951; все – в Москве), главное здание Академии наук Казахской ССР в Алма-Ате (президиум; завершено в 1954). Более лаконичными выглядят в этом ряду жилой дом АН СССР (1939; ныне Ленинский проспект, 13) и главное здание Министерства государственной безопасности СССР на Лубянской площади (1947; оба – в Москве).
В годы Великой Отечественной войны и после неё Щусев много занимался реставрацией и восстановлением городов. Он выполнил проекты восстановления и застройки Истры (1942–1943), Новгорода (ныне Великий Новгород; 1943–1945) и Сталинграда (ныне Волгоград; 1943–1944), Туапсе (1945), восстановления Пулковской обсерватории под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург; 1944). Для сохранения, изучения и реставрации пострадавших в войну памятников отечественного зодчества его усилиями в Москве был создан Музей русской архитектуры (1945; ныне Музей архитектуры имени А. В. Щусева), и он же стал его первым директором.
Ставшее возможным в 1940-х гг. широкое обращение к традиции позволило Щусеву вернуться к тому, в чём он достиг особого мастерства, – к созданию произведений современной, в данном случае советской, архитектуры с использованием национальных форм. Все три его крупных сооружения в этом духе удостоены Сталинских премий: филиал Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси (1936–1937; 1-й степени, 1941 за 1938), Государственный академический театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте (1940–1947; 1-й степени, 1948 за 1947), станция метрополитена «Комсомольская» Кольцевой линии в Москве (открыта в 1952; 2-й степени, 1952 за 1951, посмертно). Щусев – единственный из архитекторов четырёхкратный лауреат Сталинской премии (также за реконструкцию саркофага В. И. Ленина в мавзолее на Красной площади, 1946; 2-й степени, 1946 за 1943–1945). В формах русской архитектуры им были спроектированы главное здание АН СССР (варианты, 1935–1949) и гостиница «Бородино» (1947; оба проекта не осуществлены). Разрабатывавшиеся Щусевым высотные ярусные композиции по мотивам русского храмового зодчества были привнесены его учеником, главным архитектором Москвы (1945–1949) Д. Н. Чечулиным в концепцию строительства т. н. сталинских высоток.
Прагматичный, целеустремленный и амбициозный Щусев энергично брался не только за сугубо архитектурную, но и за организационную работу, в которой мог проявить себя. Так, он сменил Ф. О. Шехтеля на посту председателя Московского архитектурного общества (1922–1930) и оставался им до роспуска объединения. В 1932–1937 гг. – член правления Союза советских архитекторов.
Много преподавал: в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1908–1911), Строгановском училище (1913–1918), Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917), Московском институте гражданских инженеров (1921–1924), Вхутемасе (1924–1930; руководитель мастерской), Московском архитектурном институте (1948–1949), но главные его ученики вышли из архитектурной мастерской Щусева, составив плеяду крупных мастеров советской архитектуры 1930–1960-х гг.: Д. Н. Чечулин, А. В. Власов, М. В. Посохин и др.
Награждён орденом Святой Анны 2-й степени (1910) и орденом Ленина (1947).