Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ), художественный музей в Москве, одно из крупнейших музейных собраний в России.
Возник в качестве учебного музея при Московском университете (ему предшествовали Кабинет изящных искусств и древностей при университете, с 1851, а также Румянцевский музей). Открыт 31 мая (13 июня) 1912 г. как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете; в 1923 г. выведен из состава университета. В 1917–1923 гг. носил название Музей изящных искусств при Московском университете, в 1923–1932 гг. – Государственный музей изящных искусств, с 1932 г. – Музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина.
К идее создания музея были причастны архитектор В. И. Баженов, предлагавший разработать проект здания (Антонова И. А. Храм, форум, хранилище, научный центр // Музей. Художественные собрания СССР. 1982. С. 7), З. А. Волконская, при содействии С. П. Шевырёва опубликовавшая программу под названием «Проект Эстетического музея при императорском Московском университете» в журнале «Телескоп» (1831. Ч. 3. № 11. С. 385–399). Основатель кафедры теории и истории искусства в Московском университете К. К. Гёрц в статье «Об основании художественного музея в Москве» в «Московских ведомостях» (1858) сформулировал идейную концепцию собрания (Аксененко М. Музей изящных искусств: от замысла к осуществлению // 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 2012. Т. 1. С. 37–41).
Инициатором создания музея, организатором строительства здания и собирания коллекций, а также первым директором стал И. В. Цветаев, возглавивший с 1889 г. кафедру истории искусства в университете. С 1894 г. проводился сбор пожертвований на строительство музейного здания [крупнейшие жертвователи – В. А. Алексеева, семья (наследники) Г. А. Захарьина, Ю. С. Нечаев-Мальцев, Н. И. Пастухов, Ф. О. Шехтель и др.]. Архитектор Р. И. Клейн возвёл главное здание в стиле неоклассицизма со стеклянными перекрытиями, обеспечивающими выставочные залы естественным освещением (1898–1912, инженер И. И. Рерберг), над интерьерами работали художники И. И. Нивинский, А. Я. Головин, скульптор Г. Р. Залеман.
Первоначально музей был задуман И. В. Цветаевым как собрание слепков с крупнейших скульптурных и архитектурных произведений мирового искусства (ныне оно стало одним из крупнейших в мире; охватывает период от цивилизаций Древнего Востока до эпохи Возрождения), однако ещё до его открытия начала формироваться коллекция подлинников. В собрание музея вошли произведения из частных коллекций Н. В. Баснина, Г. А. Брокара, С. К. Говорова, М. А. Грачёвой, семьи Зубаловых, Н. В. Исакова, С. Н. Китаева (японское искусство), Н. П. Колюпанова, Н. А. Кушелева-Безбородко, герцогов Лейхтенбергских, М. А. Морозова, Н. С. Мосолова, Н. А. и В. А. Мухановых, И. С. Остроухова, А. В. Прахова, Д. А. Ровинского, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, С. М. Третьякова, Н. В. Трофимович. Д. А. Хомякова, Д. И. Щукина и др., а также предметы из национализированных после Октябрьской революции 1917 г. собраний, в том числе Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, Вяземских-Шереметевых, Мещерских, Барятинских, Н. П. Рябушинского, К. А. Хрептовича-Бутенева, фирмы «Мандль», Музея-института классического Востока. Дарителями в разное время выступали: М. С. Щёкин, Л. Н. Делекторская, Н. П. Ходасевич-Леже (Надя Леже), П. Д. Эттингер, А. А. Сидоров; художники О. Э. Браз, Р. Кент, Р. Гуттузо и др.
Основу собрания искусства Древнего Востока составила приобретённая в 1909 г. коллекция древнеегипетского искусства В. С. Голенищева, дополненная последующими приобретениями (в том числе завещанной музею коллекцией А. В. Живаго) и археологическими находками (памятники скульптуры, эпиграфики, клинописи, папирусы, искусство доколумбовой Америки, Древней Индии, Урарту, в том числе крепости Эребуни, исследования которой велись сотрудниками музея). Начало коллекции подлинных античных памятников было положено собранием университетского музея, позднее в неё вошли произведения из музейного собрания Строгановского училища, из коллекций В. С. Голенищева и И. С. Остроухова; эта коллекция включает произведения расписной керамики, терракотовой пластики, саркофаги, статуи, бюсты, надгробия, декоративно-прикладное искусство Древней Греции, Древнего Рима, этрусков, городов Северного Причерноморья, файюмские портреты и коптские ткани и рукописи. С 1996 г. в ГМИИ экспонируется найденный Г. Шлиманом «клад Приама» («Сокровища Трои»), вывезенный из Берлина в 1945 г.
История картинной галереи музея восходит к организованному в 1923 г. в его здании центральному Музею старой западной живописи (на основе западноевропейских собраний Румянцевского музея и Московского публичного музея). Открытая в 1924 г. экспозиция пополнялась поступлениями из Эрмитажа, Третьяковской галереи, расформированных Юсуповского и Шуваловского музеев, а также многочисленных частных коллекций (в том числе Г. А. Брокара, Д. И. Щукина). После Великой Отечественной войны в ГМИИ хранились художественные ценности, вывезенные из музеев Польши и Германии, в том числе из Дрезденской картинной галереи (в 1945–1955). В собрании ГМИИ: византийская иконопись («Собор двенадцати апостолов», начало 14 в.); работы итальянских мастеров – С. Мартини («Мария Магдалина» и «Святой Августин», 1322–1323), С. Боттичелли («Благовещение», 1495–1498), Перуджино («Мадонна с Младенцем», 1-е десятилетие 16 в.), А. Бронзино («Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем», или «Мадонна Строганова», около 1540), А. Маньяско («Вакханалия», между 1720 и 1730), Б. Строцци («Аллегория бренности», или «Старая кокетка», около 1637), Дж. Б. Тьеполо («Смерть Дидоны», 1757–1770), А. Каналетто («Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей», 1727–1729), Ф. Гварди («Вид Пьяцетты в Венеции», 1775–1785) и другие; работы художников разных европейских школ: французской – Н. Пуссена («Ринальдо и Армида», 1620-е гг.), К. Лоррена («Похищение Европы», 1655), А. Ватто («Бивуак», 1709–1710), Ф. Буше («Геркулес и Омфала», 1732–1734), Ж. С. Шардена («Натюрморт с атрибутами искусств», около 1724–1728), Ж.-О. Фрагонара («Приготовление обеда», или «Счастливое семейство», около 1756–1760), Ж.-Л. Давида («Андромаха, оплакивающая Гектора», 1783), К. Коро («Воз сена», 1865–1870), немецкой – Л. Кранаха Старшего («Мадонна с младенцем», или «Мадонна в винограднике», около 1520), голландской – Рембрандта («Артаксеркс, Аман, Эсфирь», 1660), П. Класа («Завтрак», 1646), В. К. Хеды («Ветчина и серебряная посуда», 1649), Г. Терборха («Сцена в кабачке», конец 1640-х гг.), Г. Метсю («Девушка за работой», конец 1550-х гг.), А. ван Остаде («Драка», около 1635), Х. Аверкампа («Катание на коньках», 1-я половина 17 в.), Я. ван Гойена («Сенокос», 1630), Я. ван Рёйсдала и С. ван Рёйсдала (пейзажи), фламандской – А. Брауэра («Драка», середина 17 в.), П. П. Рубенса («Вакханалия», около 1615), Я. Йорданса («Одиссей в пещере Полифема», около 1635), Ф. Снейдерса («Рыбная лавка», около 1616), А. ван Дейка («Леди д’Обиньи и графиня Портленд», 1638–1639), испанской – Ф. де Сурбарана («Благословляющий Младенец Христос», 1635–1640), А. Переды («Натюрморт с часами», 1652), Б. Э. Мурильо («Девочка – продавщица фруктов», 1650–1660). Особую ценность представляет собрание живописи мастеров французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардизма, поступившее в музей в 1948 г. из расформированного Музея нового западного искусства в Москве (коллекции С. И. Щукина и И. А. Морозова): работы Э. Мане («Кабачок», 1878–1879; «Портрет Антонена Пруста», 1877–1880), К. Моне («Завтрак на траве», 1866; «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873; «Скалы в Бель-Иль», или «Пирамиды Порт-Котон. Бурное море», 1886; «Руанский собор вечером», 1892–1894; «Руанский собор в полдень», 1893–1894; «Белые кувшинки», 1899; «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1903–1904), О. Ренуара («Купание на Сене», или «Лягушатник», 1869; «Портрет Жанны Самари», 1877; «Девушки в чёрном», 1880–1882), К. Писсарро («Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро», 1898), А. Сислея («Мороз в Лувесьенне», 1873), В. Ван Гога («Красные виноградники в Арле. Монмажур», «Море в Сент-Мари», обе – 1888; «Прогулка заключённых», 1890), П. Сезанна («Пьеро и Арлекин», около 1888; «Мужчина, курящий трубку», или «Курильщик», 1890–1892), П. Гогена («Кафе в Арле», 1888; «А, ты ревнуешь?», 1892; «Жена короля», 1896), А. де Тулуз-Лотрека («Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки Linger, longer, loo», 1894), М. Дени («Зелёный берег моря. Перро-Гирек», 1909), П. Боннара («Зеркало над умывальником», 1908), Э. Вюйара («В комнате», 1904), М. де Вламинка («Баржи на Сене», 1905–1906), А. Марке («Собор Парижской Богоматери», 1908), А. Матисса («Розовая мастерская», 1911; «Красные рыбы», 1912), П. Пикассо («Старый еврей с мальчиком», 1903; «Девочка на шаре», 1905), Ф. Леже («Композиция», 1918) и др.
Коллекция скульптуры сформирована главным образом из частных собраний; в неё входят произведения итальянских ренессансных скульпторов (в том числе А. делла Роббиа, Дж. Ф. Рустичи, Антико), немецкая ренессансная пластика, французская скульптура 17 – начала 20 вв. (Ж.-А. Гудон, А. Куазевокс, Клодион, Э. М. Фальконе, Ж.-Б. Пигаль, А.-Л. Бари, Ж.-Б. Карпо, Ф. Рюд, О. Роден, А. Майоль, А. Матисс и др.). Собрание графики начало формироваться в 1919 г. и включает рисунки и гравюры западноевропейских, восточных и отечественных мастеров (А. Дюрер, Ж. Калло, Рембрандт, П. П. Рубенс, Дж. Б. Пиранези, Утагава Хиросигэ, В. В. Кандинский, П. Пикассо и др.). Музей располагает также коллекциями европейского декоративно-прикладного искусства и нумизматики.
В отделе рукописей хранится документация по истории музея, включая научное и эпистолярное наследие И. В. Цветаева.
В структуру музея входят Учебный художественный музей имени И. В. Цветаева (с 1997, в здании Российского государственного гуманитарного университета, слепки с произведений скульптуры начиная с цивилизаций Древнего Востока до эпохи Возрождения), Отдел личных коллекций (основан по инициативе И. С. Зильберштейна, открыт в 1994; с 2005 в новом здании; собрания Е. П. и Ф. В. Лемкуль, Т. А. Мавриной, Е. М. Макасеевой, Б. В. Михайловского и И. В. Корецкой, А. Н. Рамма, С. Т. Рихтера, Е. Я. Степанова, М. И. Чуванова, подаренные наследниками собрания работ А. Я. Быховского, В. Г. Вейсберга, Л. М. Козинцевой, Д. М. Краснопевцева, Л. О. Пастернака, А. М. Родченко и В. Ф. Степановой, С. В. Соловьёва, А. Г. Тышлера, Д. П. Штеренберга и др.), Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (с 2006 в здании усадьбы конца 18 – начала 20 вв.), Музей-квартира С. Т. Рихтера на Большой Бронной (открыт в 1999).
В состав ГМИИ также вошли Мастерская Э. А. Штейнберга в Тарусе (в 2016 подарена вдовой художника Г. И. Маневич), Государственный центр современного искусства и его филиалы во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске (с 2020).
При ГМИИ работает крупная реставрационная мастерская.
Среди директоров – И. В. Цветаев (1911–1913), В. К. Мальмберг (1913–1921), В. Г. Гиацинтов (1921–1923), Н. И. Романов (1923–1928), С. Д. Меркуров (1944–1950), А. И. Замошкин (1954–1961), И. А. Антонова (1961–2013); с 2013 г. – М. Д. Лошак.
Музей активно занимается научной и просветительской деятельностью, проводит конференции – Випперовские чтения (с 1968), Зильберштейновские чтения (с 2006) и др. С 1981 г. по инициативе С. Т. Рихтера и И. А. Антоновой проходит ежегодный Международный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».
Ныне разрабатывается проект расширения и реконструкции музейных зданий и объединения их в масштабный музейный квартал (с 2008). Осуществляются строительство депозитарно-реставрационного и выставочного центров, реконструкция зданий музея (с 2014 архитектурное бюро «Меганом»; в том числе главного здания, усадьбы князей Вяземских – Долгоруких, Голицыных, доходный дом купцов П. Т и Н. Т. Стуловых).