Крылов Иван Андреевич
Крыло́в Ива́н Андре́евич [2(13).2.1769, по другим данным, 1766 или 1768, Москва(?) – 9(21).11.1844, Санкт-Петербург], русский писатель, журналист. Член Российской академии (1811), академик Петербургской академии наук (1841).
Сын армейского офицера, выслужившего потомственное дворянство. Регулярного образования не получил. В 1778 г. поступил на службу в Тверской магистрат. В 1782 г. приехал в Санкт-Петербург, служил канцеляристом в казённой палате (1783–1787) и горной экспедиции (1787–1788).
Дебютировал как драматург. Первое известное сочинение Крылова – либретто комической оперы «Кофейница» (1783, опубликовано в 1869), высмеивающей суеверия (гадание на кофейной гуще) и грубые нравы провинциальных помещиков. Трагедия «Филомела», либретто комической оперы «Бешеная семья» (оба произведения созданы в 1786), прозаические комедии о нравах в литературной среде «Сочинитель в прихожей» (создана в 1786) и «Проказники» (создана в конце 1787 или в начале 1788) опубликованы в издании «Российский Феатр…» (1793–1794), однако не были поставлены на сцене.
С января по август 1789 г. Крылов издавал сатирический журнал «Почта духов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами», иногда рассматриваемый как цельный сатирический нравоописательный роман (все 48 писем, 23 из которых – переводы из романов Ж.-Б. де Буайе, маркиза д,Аржанса, объединены несколькими сквозными сюжетными линиями). Не чуждаясь злободневных политических намёков и сатиры на «лица», писатель в «Почте духов...» вывел представителей различных социальных групп и профессий, сделав главным объектом сатиры неразумное и неправедное устройство современного общества.
В конце 1791 г. совместно с И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и А. И. Клушиным основал типографскую компанию на паях «Крылов с товарищи», выпускавшую журналы «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793). В них печатались стихотворения, сатирические «похвальные речи», статьи и повести Крылова; наиболее значительна «восточная повесть» «Каиб» (1792), в которой пародируются литературные штампы классицизма и сентиментализма, а также подвергаются сомнению идеалы Просвещения. Вскоре из-за осложнившейся политической ситуации и материальных затруднений Крылов оставил издательскую деятельность.
В 1794–1795 гг. жил в Москве, в 1797–1801 гг. – в имениях князя С. Ф. Голицына [село Зубрилово Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне Тамалинский район, Пензенская область) и др.] на положении секретаря и учителя его детей. Написал для домашней сцены «шуто-трагедию» «Подщипа, или Трумф» (1800), в которой высмеяны одновременно идеология петровской государственности и патриархальные нравы русской старины (пьеса распространялась в списках; впервые опубликована в Берлине в 1859, в России – в 1871). Одноактная комедия «Пирог» (1800 или 1801, опубликована в 1869) стала первой пьесой Крылова, поставленной на профессиональной сцене (Санкт-Петербург, 1802; Москва, 1804). Большой успех писателю принесла сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (поставлена в 1806, музыка К. А. Кавоса; опубликована в 1807), а также прозаические комедии «Модная лавка» (поставлена в 1806, опубликована в 1807) и «Урок дочкам» (поставлена и опубликована в 1807), высмеивавшие галломанию, идеализм и практическую беспомощность русских дворян. В 1806 г. Крылов окончательно поселился в Санкт-Петербурге, сблизился с А. Н. Олениным; состоял на службе в Монетном дворе (1808–1810), а с января 1812 г. – в Императорской публичной библиотеке. С 1841 г. в отставке.
Из произведений Крылова наиболее известны басни. Первые опыты писателя в этом жанре относятся к 1788 г. (не вошли ни в один из прижизненных сборников), но всерьёз к басням он обратился только в 1805 г., соревнуясь с И. И. Дмитриевым. В 1808 г. в журнале «Драматический вестник» опубликована большая подборка басен Крылова, в 1809 г. вышло первое отдельное издание. С этого времени Крылов писал исключительно басни. Последующие издания, пополняемые новыми произведениями, выходили в 1811, 1815, 1816, 1819, 1825 и 1830 гг. Итоговое, ставшее каноническим, собрание в 9 книгах (197 басен) Крылов выпустил в 1843 г. (в современных изданиях 7-я книга дополнена басней «Пёстрые овцы», при жизни автора не прошедшей цензуру).
Басни Крылова – итог и вершина развития данного жанра в русской литературе. «Низкий», простонародный слог, прежде служивший средством достижения комического эффекта (например, у А. П. Сумарокова), у Крылова стал естественной формой выражения народной мудрости, с которой, как правило, солидаризируется и сам автор. Как и в баснях И. И. Дмитриева, у Крылова всегда ощутимо присутствие рассказчика, ироничного и уклончивого, избегающего прямолинейной дидактики; однако это уже не просто умный скептик, а именно русский человек, с присущими ему «весёлым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться» (Пушкин А. С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова. 1824). Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, не выдерживают у Крылова столкновения с повседневной реальностью и посрамляются элементарной житейской мудростью, основанной на печальном опыте многих поколений. Характерная особенность басен Крылова – наличие второго смыслового плана, ставящего под сомнение прямо высказанное нравоучение. Доминирование поэтического начала над дидактическим обусловило широкую популярность басен Крылова, сделав их достоянием как детской, так и «взрослой» литературы.
В 1838 г. состоялось торжественное чествование писателя; в приветственном стихотворении П. А. Вяземского («Песнь в день юбилея И. А. Крылова») впервые прозвучало словосочетание «дедушка Крылов». В 1855 г. в Летнем саду был воздвигнут памятник Крылову (скульптор П. К. Клодт) – первый в Санкт-Петербурге памятник писателю.