Мавританский стиль
Маврита́нский стиль (англ. Moorish revival; франц. Style néo-mauresque), один из исторических стилей 19 – 1-й трети 20 вв. Основан на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства мавров – мусульманского населения Северо-Западной Африки и Испании (в 8–15 вв.). Нередко эклектично соединял особенности собственно мавританского искусства с элементами ближневосточного, турецкого, индийского, персидского искусства и архитектуры.
Распространение мавританского стиля началось в эпоху романтизма, испытывавшего особый интерес к Востоку (ориентализм). Ранний пример мавританского стиля – Королевский павильон в Брайтоне (1815–1823, архитектор Дж. Нэш). Мавританский стиль использовался как для комплексного архитектурного решения здания (Воронцовский дворец в Алупке, 1820-е – 1840-е гг., архитектор Э. Блор), так и для оформления интерьеров (Ванная императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце, 1838–1840, архитектор А. П. Брюллов, не сохранилась; «Арабский зал» особняка Лейтон-хаус в Лондоне, 1877–1881, архитектор Дж. Эйтчисон).
Одно из направлений мавританского стиля – т. н. стиль неомудехар, распространённый в последней четверти 19 – 1-й трети 20 вв. на территории Испании и Латинской Америки (его элементы заметны в постройках А. Гауди – доме Висенс в Барселоне, 1883–1885; епископском дворце в Асторге, 1889–1893).
Часто использовался в проектах синагог (например, в Дрездене, 1838–1840, архитектор Г. Земпер, не сохранилась; в Санкт-Петербурге, 1883–1893, архитекторы И. И. Шапошников, Л. И. Бахман и др.), что, вероятно, было обусловлено неевропейским видом зданий, выстроенных в этом стиле.
Постройки эпохи модерна с включением мавританских элементов нередко описывают как образцы неомавританского стиля. Мотивы мавританского стиля также проявлялись в постройках ар деко (интерьер кинотеатра «Астория» в Лондоне, 1927, архитектор Э. А. Стоун; ныне церковь).
Иногда термин «мавританский стиль» используется в том же значении, что и мавританское искусство.