Архитекторы, градостроители

Архитекторы Великобритании

Смитсон (архитекторы)
Смитсон (архитекторы)
Сми́тсон, английские архитекторы; супруги. Питер (1923–2003) и Элисон (1928–1993) Смитсон – представители брутализма, члены «Группы 10» и «Независимой группы», реформаторы послевоенной британской архитектурной школы. Среди ключевых работ: школа Смитдона в Ханстантоне (графство Норфолк; 1951–1954), жилой комплекс «Робин Гуд Гарденс» в Лондоне (1969–1972), комплекс зданий редакции журнала The Economist в Лондоне (1959–1964), общежитие Гарден-билдинг для колледжа Святой Хильды в Оксфорде (1968–1970), корпуса Университета в Бате (1980-е гг.).
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Стерлинг Джеймс (архитектор)
Сте́рлинг Джеймс (1926–1992), шотландский архитектор. Первые постройки близки к брутализму (жилой комплекс в Хам-Коммоне, 1957–1958 в Лондоне). В 1960-х гг. отходит от принципов «классического» модернизма (общежитие Флори-билдинг Куинс-колледжа в Оксфордском университете, 1966–1971). С 1971 г. работал над зарубежными объектами в стиле постмодернизма (здания Новой государственной галереи в Штутгарте, 1984). Преподавал в Йельском университете в Нью-Хейвене (1959 и 1966–1984). Возведён в рыцарское достоинство (1992). Именем Стерлинга названа главная ежегодная (c 1996) премия Королевского института британских архитекторов за лучший реализованный архитектурный проект.

Архитекторы Франции

Леблон Жан-Батист
Леблон Жан-Батист
Лебло́н Жан-Бати́ст (1679–1719), французский архитектор, ландшафтный архитектор, график. Построил в Париже отель Вандом (1706–1707), разрабатывал проекты парков виллы М. Реньо, замка Уже в Шатийоне (близ Парижа) и др. «Генерал-архитектор» Санкт-Петербурга (с 1716); автор «Генерального чертежа Санкт-Петербургу» (1717; овальный в плане город с развитой системой каналов, окружённый крепостными валами с бастионами; проект не был утверждён). Гравировал иллюстрации для архитектурных трактатов (А. Ж. Дезалье д’Аржанвиль «Теория и практика садоводства», 3-е издание, 1722).
Суфло Жак-Жермен
Суфло Жак-Жермен
Суфло́ Жак-Жерме́н (1713–1780), французский архитектор, член Королевской академии архитектуры (1749), Академии Святого Луки в Риме (1751). Работал в русле классицизма в 1738–1755 гг. в Лионе, затем в Париже, где построил церковь Сент-Женевьев (завершена в 1790; в 1791 превращена в Пантеон) и возглавлял парижские королевские мануфактуры Гобеленов и Савоннери.

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Сааринен Ээро
Сааринен Ээро
Са́аринен Э́эро (1910–1961), американский архитектор и дизайнер. Сын архитектора Элиеля Сааринена. В первых постройках в русле модернизма демонстрируют внимание к фактуре материала (концертный зал Клейнханс в Буффало, штат Нью-Йорк, 1940). В проекте монумента Т. Джефферсона «Арка-врата» в Сент-Луисе (проект 1948, реализован в 1963–1965) воплотилось его мастерство работы с пластической формой, как и в его проектах мебели из гнутой фанеры, пластика 1930-1950-х гг. Сааринен первым применил зеркальное стекло в крупном масштабе (комплекс лабораторий Bell Labs в Холмделе, штат Нью-Джерси, 1957–1962). Среди построек Сааринена также: терминалы аэропортов имени Дж. Ф. Даллеса в Вашингтоне (1958–1962) и Элиникон в Афинах (1969), здания посольств США в Лондоне (1957–1960) и Осло (1959).
Понти Джо
Понти Джо
По́нти Джо (1891–1979), итальянский архитектор, дизайнер, художник и публицист. Постройки Понти – важнейшие образцы итальянского модернизма (здание математического факультета Римского университета, 1935; здание компании Philips в Риме, 1960; Художественный музей в Денвере, 1971, совместно с архитектором Дж. Садлером). Занимался просветительской деятельностью в сфере современной архитектуры и дизайна (основатель журналов Domus, Stile). Теоретические воззрения лежат в границах «строгого» модернизма. Основоположник итальянского промышленного дизайна (стул Superleggera, 1957; cветильники для Fontana, 1931, 1967 и др.). Член исполнительного совета (с 1938), оформитель экспозиции и участник (1930–1940-е) Миланской триеннале, учредитель премии дизайна Compasso d’Oro (1954, «Золотой циркуль»), сооснователь итальянской Ассоциации промышленного дизайна.

Искусство эпохи Возрождения

Порта Джакомо делла
Порта Джакомо делла
По́рта Джа́комо де́лла (1523–1602), итальянский архитектор. Главный архитектор Рима (с 1564), собора Святого Петра (с 1574). Разработал концепцию церковного фасада, унаследованную архитектурой 17 в., наиболее ярко воплотившуюся в фасаде церкви Иль-Джезу в Риме (1571–1573; церковь построена по проекту Джакомо да Виньолы). Строил церкви (Сан-Луиджи-деи-Франчези, 1581–1586), дворцы (Палаццо Фарнезе, 1574–1589; завершил крыло, выходящее в сад, и возвёл задний фасад, выходящий к Тибру), виллы (Альдобрандини во Фраскати, с 1601, завершена К. Мадерной), участвовал в реконструкции раннехристианских церквей (Санта-Мария-Маджоре и др.). Творчество Порта ознаменовало переход от архитектуры маньеризма к принципам барокко.
Лаурана Франческо
Лаурана Франческо
Лаура́на Франче́ско (около 1420–1430 – до 12.3.1502), итальянский скульптор раннего Возрождения. С 1453 г. в Неаполе; работал по заказам герцога Рене I Анжуйского (портретные медали, близкие произведениям А. Пизанелло). В 1468–1471 гг. на о. Сицилия; в Палермо исполнил скульптурное убранство семейной капеллы в церкви Святого Франциска Ассизского. Известен как автор женских бюстов: Баттисты Сфорца (Национальный музей Барджелло, Флоренция) и др. Между 1475 и 1483 гг. жил в Марселе (в Старом соборе работал над декором капеллы Сен-Лазар, совместно с Томмазо Мальвито) и Авиньоне (алтарный образ «Несение креста» для капеллы целестинцев; ныне в церкви Сен-Дидье, 1478–1481).