Архитекторы, градостроители

Архитекторы, градостроители

Архитекторы советского модернизма

Архитекторы советского модернизма

Архитекторы Франции

Архитекторы Франции

Архитекторы Великобритании

Архитекторы Великобритании
Эдвин Ландсир. Мемориал пропавшим без вести на Сомме, Тьепваль, Франция. 1927–1932

Лаченс ЭдвинЛаченс Эдвин

Ла́ченс Э́двин (1869–1944), английский архитектор. Президент Королевской академии художеств (с 1938). В 1890-х – начале 1900-х гг. – загородные резиденции в русле национального романтизма (Динери-Гарден в Беркшире, 1899–1902) и под влиянием стиля модерн (дом Оверстранд-холл в Норфолке, 1899–1901). С середины 1900-х гг. – поворот к неоклассицизму: проекты центра «пригорода-сада Хемпстед» на северо-востоке Лондона (1908–1911), Мемориала полка Ранд в виде триумфальной арки в Йоханнесбурге (1911). Архитектор Планировочной комиссии Дели для разработки генплана новой столицы Британской Индии Нью-Дели (1912); реализован дворец вице-короля (1912–1930; ныне дворец президента Индии «Раштрапати Бхаван») и др. Архитектор Комиссии имперских военных захоронений (с 1917): мемориал погибшим в Первой мировой войне «Кенотаф» в Лондоне (1919–1920) и др. В 1920–1930-х гг. – проекты построек в русле неоклассицизма. С 1929 г. работал над проектом католического собора Ливерпуля (реализована только крипта, 1933–1940).

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Искусство эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения

Архитекторы стиля классицизм

Архитекторы стиля классицизм

Лемерсье Жак

Лемерсье Жак
Лемерсье́ Жак (около 1585 – 1654), французский архитектор, гравёр. Один из самых значительных мастеров французского классицизма 17 в., привнёсший черты римского барокко в традиции французской архитектуры. По заказам кардинала Ришельё возвёл Пале-Кардиналь в Париже (1624–1636), город Ришельё (департамент Эндр и Луара; сохранилась сеть улиц, резиденция кардинала – Шато-Ришельё, церковь); в конце 1630-х гг. завершил западный фасад Квадратного двора Лувра. Римское влияние сильнее всего сказалось в парижской церкви Сорбонны (1635–1648).
Жак Лемерсье. Павильон Часов. Западный фасад Квадратного двора Лувра, Париж. Конец 1630-х гг.

Казаков Матвей Фёдорович

Казаков Матвей Фёдорович
Казако́в Матве́й Фёдорович (1738–1812), российский архитектор, рисовальщик, один из крупнейших мастеров русского классицизма, один из создателей московской архитектурной школы последней четверти 18 – начала 19 вв. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства, среди них – комплексы Сената в Кремле (1776–1787, отделка интерьеров до 1790) и Московского университета (1786–1793, перестроен), а также Голицынская больница (1796–1801), дома-усадьбы И. И. Демидова (1789–1791), М. П. Губина (1790-е гг.). В русле «русской готики» создал Петровский путевой дворец (1775–1782), Большой дворец в Царицыно (с 1786 до 1795–1796). Автор торжественных интерьеров с колоссальным ордером (Колонный зал Благородного собрания, 1784).
Матвей Казаков. Гравюра Г. Афанасьева

Нэш Джон

Нэш Джон
Нэш Джон (1752–1835), английский архитектор. Работал в стиле позднего классицизма, один из ведущих архитекторов Великобритании эпохи Георга IV (Королевский павильон в Брайтоне с мотивами экзотики, 1815–1823). Автор проекта Трафальгарской площади (1826), блокированных домов – «террас» для оформления городских улиц: планировка Риджент-стрит в Лондоне (1811), Камберленд-террас (1825) Карлтон-хаус-террас (1827–1829).
Джон Нэш. Имение Кархейс-касл, Корнуолл (Великобритания). Ок. 1808

Архитекторы историзма

Архитекторы историзма
Архитекторы, градостроители

Брюллов Александр Павлович

Брюллов Александр Павлович
Брюлло́в Алекса́ндр Па́влович (1798–1877), российский архитектор, живописец, график; академик архитектуры (1831) и заслуженный профессор (1854) Императорской Академии художеств; тайный советник (1864). Старший брат живописца Карла Павловича Брюллова. Творчество А. П. Брюллова отразило путь развития отечественной архитектуры от позднего классицизма (комплекс Пулковской обсерватории, 1834–1839, ныне Главная астрономическая обсерватория РАН) к историзму, продемонстрировав многообразие его вариантов. Брюллов спроектировал ряд мемориалов (памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле, 1847–1850, ныне Куркинский район Тульской области, и др.). Был известным акварелистом, прославился как портретист («Н. Н. Пушкина», 1831–1832, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург).