Росси Карл Иванович
Ро́сси Карл Ива́нович (Карло Антонио де Росси; Carlo Antonio de Rossi) [18.12.1775, по другим сведениям, 1777, предположительно Венеция или Неаполь – 6(18).4.1849, Санкт-Петербург; похоронен на лютеранском Волковом кладбище, ныне Волковское кладбище; перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры], российский архитектор итальянского происхождения, один из крупнейших представителей ампира. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1822).
Родился в семье венецианского дворянина Антонио Доменико де Росси и балерины Гертруды Аблехер. В 1785 г. приехал в Санкт-Петербург вместе с матерью и отчимом, танцовщиком и балетмейстером Ш. Ле Пиком. К. И. Росси был подданным Неаполитанского королевства (позже Королевства обеих Сицилий), принял российское подданство за год до смерти.
Практические знания и опыт архитектора, рисовальщика и мастера декоративного убранства интерьеров Росси приобрёл под руководством В. Бренны, работая вместе с ним в Павловске и Гатчине. С 1796 г. Росси был его помощником (в качестве чертёжника) при строительстве Михайловского замка. В 1802–1805 гг. совершенствовал профессиональное мастерство в Центральной и Западной Европе (Берлин, Париж). В марте 1806 г. получил звание архитектора. В 1796–1832 гг. состоял на службе в Кабинете Его Императорского Величества.
Самостоятельную архитектурную практику Росси начал в Москве: по его проекту был выстроен деревянный театр на Арбатской площади (1807–1808; сгорел в 1812). В 1808–1811 гг. архитектор работал при Экспедиции кремлёвского строения. В этот период он спроектировал церковь Святой Екатерины Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1809–1817, достроена архитектором А. Н. Бакарёвым; не сохранилась), разрабатывал проекты для провинциальных городов Российской империи.
В 1809–1814 гг. Росси прикомандирован к Комитету по благоустройству города Твери, где перестраивал Путевой императорский дворец и отделывал заново его интерьеры для великой княжны Екатерины Павловны (сестры императора Александра I) и её мужа принца Георга Ольденбургского (1809); составлял образцовые и индивидуальные проекты административных, торговых, культовых и частных жилых построек для Твери и других городов Тверской губернии (Бежецка, Кашина, Старицы; ныне Тверская область), а также для Рыбинска Ярославской губернии (ныне Ярославская область). Наиболее значительными сооружениями Росси в этот период стали собор Рождества Христова в Христорождественском женском монастыре в Твери (1813–1820) и Спасо-Преображенский собор в Торжке Тверской губернии (1811–1820-е гг.).
После возвращения в Санкт-Петербург в 1814 г. Росси работал в Павловске (1814–1816): по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны создал ряд парковых сооружений и реконструировал некоторые из существовавших, а также спроектировал ансамбль деревни Глазово на окраине Павловского парка (постройки не сохранились).
В 1816 г. благодаря А. А. Бетанкуру Росси вошёл в состав Комитета строений и гидравлических работ, созданного для руководства застройкой Санкт-Петербурга. Тогда же стал придворным архитектором. Бо́льшую часть заказов Росси получал от Кабинета Его Императорского Величества. В столице Российской империи архитектор реализовал свои наиболее известные проекты.
Его первой крупной работой в этот период стала перестройка для Марии Фёдоровны в 1818–1822 гг. летней императорской резиденции на Елагином острове, затронувшая здание Елагина дворца, оранжерею и ряд павильонов.
В связи с необходимостью решения масштабных градостроительных задач после окончания Отечественной войны 1812 г. Росси представилась возможность проявить свои способности в проектировании парадных архитектурных ансамблей. Созданные им произведения в стиле ампир существенно изменили облик центра столицы.
Одним из самых значительных для Санкт-Петербурга стал проект Росси по планировке и застройке ансамбля Дворцовой площади (1819–1829), который позволил сосредоточить вокруг царской резиденции – Зимнего дворца – важнейшие государственные учреждения и создать торжественный облик главной площади столицы. Архитектор организовал пространство площади протяжёнными (около 600 м) корпусами зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов. Соединившая постройки триумфальная арка была задумана как композиционный центр ансамбля. Она позволила вывести изогнутую Большую Морскую улицу, идущую от Невского проспекта, на центральную ось площади. Лаконичные, величественные формы арки Росси акцентировал скульптурой. Как и в ряде других проектов, здесь архитектор отвёл монументальной пластике важную композиционную и смысловую роль: статуи (в том числе венчающая арку фигура Славы на колеснице) и рельефы (в частности, арматура), выполненные С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, в аллегорической форме рассказывают о триумфе русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Архитектору удалось создать из сооружений разных стилей единый ансамбль, части которого гармонично согласованы друг с другом. Барочный Зимний дворец получил величественное обрамление в виде строгой классицистической дуги; при этом в новых зданиях Росси повторил масштаб, этажность и горизонтальные членения постройки Б. Ф. Растрелли.
Созданные Росси новые улицы и площади Санкт-Петербурга становились частью единого целого, подчиняясь общему художественному замыслу. Так, вместе со строительством великокняжеского Михайловского дворца (1819–1825, ныне здание Русского музея) он спроектировал масштабный архитектурный ансамбль, включающий несколько улиц и площадей в центре столицы. Росси продолжил Садовую улицу до Марсова поля, проложил заново параллельно Невскому проспекту Инженерную улицу, а на главной оси дворца создал Михайловскую улицу, связавшую площадь перед дворцом (ныне площадь Искусств) с Невским проспектом. Объёмная композиция дворца организована по традиционной трёхчастной усадебной схеме, а торжественность его фасадов усилена коринфскими колоннадами и декоративной скульптурой (авторства С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского).
В 1828–1832 гг. парадный облик Санкт-Петербурга был дополнен ансамблем Александринского театра. Сохранившиеся чертежи демонстрируют, как совершенствовалась идея Росси в ходе создания проекта. Варьируя размеры площадей и композицию зданий, он добивался оптимального решения в пределах отведённой обширной территории. В результате были созданы новая, раскрытая к Невскому проспекту площадь с Александринским театром (ныне площадь Островского), обращённая к реке Фонтанка площадь у Чернышёва моста (ныне площадь Ломоносова с мостом Ломоносова) и соединяющая их Театральная улица (ныне улица Зодчего Росси). Монументальный объём поставленного в центре площади театра предполагает круговой обзор, поэтому он украшен не только парадной коринфской лоджией на главном фасаде, но и крупными боковыми восьмиколонными портиками. Скульптурное убранство, разработанное Росси, подчинено строгой архитектуре ансамбля и использует аллегорический язык эпохи классицизма: здание театра украшают квадрига Аполлона (скульптор С. С. Пименов), фигуры муз, летящие Славы, театральные маски. Торжественный классицистический образ поддержан архитектурой Театральной улицы: её отличают выверенные пропорциональные соотношения длины, ширины и высоты зданий, строгость фасадного оформления.
Западную границу Александринской площади (площади Островского) Росси оформил новым корпусом Императорской публичной библиотеки (1828–1832; ныне Российская национальная библиотека). Он с вниманием отнёсся к архитектуре соседнего, более раннего здания библиотеки (архитектор Е. Т. Соколов): т. н. корпус Росси сохранил аналогичный композиционный рисунок фасадов (рустованный нижний ярус, ионическая колоннада, объединяющая второй и третий этажи).
Последний крупный проект Росси – ансамбль здания Сената и Синода (1829–1834). Масштабное сооружение занимает почти весь квартал, но органично вписывается в существующую застройку. Закруглённый северный угол постройки создаёт плавный переход от пространства Петровской площади (ныне Сенатская площадь) к набережной Невы, а рисунок фасадных членений согласуется с оформлением расположенного напротив Адмиралтейства. В сравнении с другими постройками Росси здание Сената и Синода отличается особым богатством пластической разработки фасадов (руст, сочетание прямоугольных, арочных и термальных окон, нерегулярный ритм коринфских колонн, раскреповки, круглая скульптура в нишах стен и т. д.). С одной стороны, это подчеркнуло торжественность внешнего облика, с другой – обозначило тенденцию к избыточности архитектурного убранства.
Росси также занимался проектированием и оформлением дворцовых интерьеров. Стремясь к стилистическому единству, он сам детально прорабатывал архитектурные и живописные элементы интерьера, создавал рисунки для мебельных гарнитуров и осветительных приборов, каминов, ваз и других предметов внутреннего убранства. К наиболее значимым произведениям Росси в этой сфере принадлежат сохранившиеся изысканные парадные залы Елагина дворца, главный вестибюль и Белый зал Михайловского дворца (другие интерьеры, оформленные Росси, полностью перестроены в 1890-х гг. В. Ф. Свиньиным под нужды музея), Угловая гостиная (1815–1817) и библиотека дворца в Павловске (1822–1824), Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце (1826).
Наряду с архитектурной практикой Росси нередко обращался к садово-парковому искусству. По его проектам осуществлена перепланировка парков Путевого императорского дворца в Твери, Елагина дворца (совместно с мастером садово-паркового искусства Д. Бушем), Михайловского замка (здесь, в отличие от предыдущих работ, Росси сохранил черты предшествующего регулярного парка) и др. В Летнем саду архитектор перестроил павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826; скульптурное убранство работы В. И. Демут-Малиновского)
Росси считается одним из лучших отечественных мастеров архитектурной графики. Его богатое графическое наследие насчитывает около 650 чертежей и рисунков (большинство хранится в фондах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Санкт-Петербург). Они отличаются точностью рисовальной манеры, особой тонкостью отмывки тушью и акварелью, ювелирной проработкой деталей.
В 1812 г. Росси награждён орденом Святого Владимира 4-й степени, в 1825 г. – орденом Святого Владимира 3-й степени. В 1818 г. награждён орденом Святой Анны 2-й степени (в 1821 – алмазными знаками к нему).