Помпеянский стиль (18–20 вв.)
Помпея́нский стиль, помпейский стиль (франц. style pompéien), направление в архитектуре, оформлении интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, основанное на использовании мотивов древнеримского зодчества и искусства.
Распространению помпеянского стиля в европейском искусстве способствовали первые публикации о результатах раскопок Геркуланума и Помпей (с 1740-х гг.). Впервые эти мотивы использовали посетившие Италию Ш.-Л. Клериссо (интерьеры особняка Л. Гримо де ла Реньера в Париже, 1773–1774; 1779–1781, совместно с Э. де Лавалле-Пуссеном; не сохранился) и Р. Адам (Этрусская комната в поместье Остерли-парк-хаус под Лондоном, 1773–1774). Помимо знакомства с древнеримской архитектурой и античными помпеянскими стилями, они вдохновлялись также искусством этрусков (отсюда другое название в 18 в. – этрусский стиль), гротесками и публикациями Дж. Б. Пиранези, посвящёнными античным вазам, канделябрам, саркофагам и т. д. Этот стиль нашёл отражение в дизайне мебели (в том числе изящные треножники, т. н. l’athénienne) и живописно-скульптурной декорации интерьеров. Ч. Камерон также использовал помпеянские мотивы в оформлении ряда интерьеров Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе (1780-е гг.).
Помпеянский стиль сохранил значение и в эпоху ампира (например, Ванная комната Наполеона I в замке Рамбуйе, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, начало 1810-х гг.), однако к середине 19 в. он стал одним из проявлений историзма – у Л. фон Кленце, А. П. Брюллова (Помпейская столовая в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, 1836–1839; не сохранилась), В. П. Стасова (Помпейская галерея в Зимнем дворце, 1838, не сохранилась), А. И. Штакеншнейдера (интерьеры Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, 1839–1844; Царицын павильон в Верхнем Петергофе, стилизованный под помпейскую виллу, 1842–1844) и др. Имитация знаменитых образцов древнеримских вилл встречается во Франции (Помпеянский дом принца Наполеона Жерома Бонапарта в Париже, 1856–1860, архитектор А.-Н. Норман; разрушен), Великобритании, Германии (Помпеянум короля Людовика I в Ашаффенбурге, 1842–1849, архитектор Ф. фон Гертнер), в 20 в. также в США. Помпейские мотивы встречаются в архитектуре советского неоклассицизма 1930–1950-х гг. (архитекторы А. В. Власов, Г. П. Гольц, А. Н. Душкин, Б. Д. Хилькевич и др.).