Тег

Графики России

Графики России
Найденo 83 статьи
Живописцы
Вейсберг Владимир Григорьевич
Ве́йсберг Влади́мир Григо́рьевич (1924–1985), российский живописец, график, теоретик искусства, педагог. Член группы «Девять», экспонент выставок Московского союза советских художников (МССХ). Создатель концепции «невидимой живописи» («белое на белом»), построенной при помощи лессировок и градаций оттенков («Архитектурная композиция», 1977; «Спящая обнажённая», 1978; обе – Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Как теоретик искусства рассматривал живопись сквозь призму семиотики как систему невербальной коммуникации.
Владимир Вейсберг. Архитектурная композиция. 1977
Графики
Фаворский Владимир Андреевич
Фаво́рский Влади́мир Андре́евич (1886–1964), российский гравёр, рисовальщик, художник книги, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1959), народный художник СССР (1963); действительный член Академии художеств СССР (1962). Работал как мастер монументального и декоративно-прикладного искусства, сценограф. Как практик и теоретик занимался проблемой пространства и времени в искусстве. Его работы отличаются строгой логикой организации формы, аналитическим подходом к созданию художественной реальности. Работал преимущественно в технике ксилографии. Фаворский внёс значительный вклад в развитие изобразительного искусства в России. Награждён Ленинской премией (1962).
Владимир Фаворский. Ок. 1930
Живописцы
Латри Михаил Пелопидович
Латри́ Михаи́л Пелопи́дович (1875–1942), российский и французский живописец, график, керамист; представитель киммерийской школы живописи. Старший внук Ивана Константиновича Айвазовского. Один из основателей «Нового общества художников». Последователь А. И. Куинджи; для произведений Латри характерны романтическое отношение к природе, сильные живописные эффекты, часто сочетавшиеся с декоративностью изображения. Его творчество представляет оригинальное сочетание символизма, модерна и реалистических тенденций.
Михаил Латри. Колоннада у моря. 1910-е гг.
Живописцы
Архангельский Максим Евгеньевич
Арха́нгельский Макси́м Евге́ньевич (1926–2006), российский живописец, скульптор, реставратор, физик. Представитель неофициального искусства. Автор экспрессивных абстрактных и полуабстрактных живописных композиций («Евангелие от Матфея», или «Стихия Земля», 1973, Русский музей, Санкт-Петербург), скульптурных объектов в духе кинетического искусства («Паруса», 1972), серии скульптурных портретов из меди (Ф. М. Достоевский, 1982–1983, Московский музей современного искусства).
Максим Архангельский. Свет. 1968
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).
Михаил Авилов. «Взять живьём!». 1942
Архитекторы, градостроители
Фомин Иван Александрович
Фоми́н Ива́н Алекса́ндрович (1872–1936), российский архитектор, график, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1915). Работал в 1898–1905 гг. в Москве в русле модерна, сотрудничал с Л. Н. Кекушевым и Ф. О. Шехтелем, в 1904 г. опубликовал в журнале «Мир искусства» программную статью «Московский классицизм», ознаменовавшую смену его творческого направления и давшую начало неоклассицистическому движению в России. Ключевые работы в стиле неоклассицизма – дача А. А. Половцова (сына А. А. Половцова) на Каменном острове (1911–1913) и дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка (1913–1915; обе постройки – в Санкт-Петербурге). В 1920-е гг. Фомин выступил критиком конструктивизма и разработал созвучные эпохе концепции «красной дорики». В 1930-е гг. Фомин возглавлял архитектурную мастерскую № 3 Моссовета. Среди его последних работ: проект здания Наркомтяжпрома (1934), станции метро «Красные Ворота» (подземный зал; 1934–1935) и «Площадь Свердлова» («Театральная»; завершена Л. М. Поляковым в 1937–1938; все – в Москве), здание Совета Министров УССР в Киеве (завершено П. В. Абросимовым в 1938).
Иван Фомин. Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной реки Мойка, Санкт-Петербург. 1913–1915
Живописцы
Пастернак Леонид Осипович
Пастерна́к Леони́д О́сипович (1862–1945), российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905). Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ; 1888–1901), член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, исполнил ряд его портретов («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва), иллюстрировал романы писателя («Война и мир», 1893). Автор жанровых композиций («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж), портретов («А. Н. Скрябин за роялем», 1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва). С 1921 г. жил в Берлине, с 1938 г. – в Великобритании. Среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко. Сыновья Пастернака – Б. Л. Пастернак и Александр Леонидович Пастернак (1893–1982).
Леонид Пастернак. Накануне экзаменов. 1895
Художники (современное искусство)
Кудряшов Олег Александрович
Кудряшо́в Оле́г Алекса́ндрович (1932–2022), российский график, живописец, скульптор, мультипликатор, автор объектов, перформансов. Жил в Москве (1932–1974; 1997–2022) и Лондоне (1974–1997). Наиболее известны беспредметные рельефы Кудряшова, представляющие собой синтез графики, монументального искусства и скульптуры («Конструкция № 1815», 1989), а также абстрактные и фигуративные графические работы («доски» – крупноформатные композиции, составленные из отдельных фрагментов отпечатков), некоторые из которых достигают площади 10 м² («Правиловка», доска № 1038, 1984). Государственная премия Российской Федерации (2000).
Олег Кудряшов на выставке в Третьяковской галерее в Москве. 1999
1
2
3
4
5