Религия

Русское православие

Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из древнейших сохранившихся чудотворных икон России, произведение византийско-русской живописи. Создана в 1390-х гг., предположительно Феофаном Греком, как выносной двусторонний образ (размер 86×68 см) для Успенского собора Коломны. На лицевой стороне – изображение Божией Матери иконографического типа Умиление, на обороте – «Успение Богородицы». В середине 16 в. получила наименование «Донская» и перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Празднование святыни 19 августа (старого стиля) установлено в 17 в. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Исторический музей; с 1930 г. хранится в Третьяковской галерее.
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович
Бердя́ев Никола́й Алекса́ндрович (1874–1948), русский религиозный философ, представитель персонализма. Оказал значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма. Основное сочинение: «Опыт эс­ха­то­ло­ги­че­ской ме­та­фи­зи­ки» (1947).
Алексий (митрополит Киевский и всея Руси)
Алексий (митрополит Киевский и всея Руси)
Алекси́й (1304–1378), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378); русский святой. Происходил из семьи черниговского боярина Фёдора Бяконта. Не ранее 1344 г. по инициативе великого князя владимирского Семёна Ивановича стал наместником митрополита Феогноста. В 1352 г. рукоположен в епископа Владимирского. После смерти Семёна Ивановича – советник его братьев, великого князя владимирского Ивана II Ивановича и серпуховского князя Андрея Ивановича. Являлся одним из опекунов при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, сыграл значительную роль в укреплении положения Московского княжества и в решении междукняжеских конфликтов. Рукоположил более 20 епископов. Основал ряд московских монастырей. Автор посланий, грамот и поучений.
Новоторжский во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь
Новоторжский во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь
Новото́ржский во и́мя святы́х князей-му́чеников Бори́са и Гле́ба мужско́й монасты́рь, обитель Русской православной церкви. Расположен в г. Торжок. Основан в 1-й половине 11 в.; 12 в. стал временем расцвета обители, к концу столетия был возведён каменный храм. Новый расцвет пережил в 16 в., не позднее 1572 гг. в монастыре введена архимандрития. В 1606 г. разорён польско-литовскими отрядами. В 1785 г. обитель посетила императрица Екатерина II, положившая начало масштабной перестройке монастырского комплекса, в значительной мере изменившей его облик. Закрыт в 1927 г. В 1993 г. возобновлён.
Волоколамский Иосифов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Волоколамский Иосифов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Волокола́мский Ио́сифов в честь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы мужско́й монасты́рь, ставропигиальная обитель Русской православной церкви. Основан в 1479 г. Иосифом Волоцким. В 1–3-й четверти 16 в. играл исключительную роль в подготовке будущих архиереев Русской Церкви. В 16–17 вв. – крупнейший центр книжности. Значительный земельный вотчинник 16 – середины 18 вв. В 1652 г. в монастыре учреждена архимандрития. Закрыт в 1920–1989 гг. Возобновлён в 1989 г. В 1999 г. получил статус ставропигиального. Архитектурный ансамбль последней четверти 15 – начала 20 вв. К 2021 г. имеет три подворья.
Московский в честь Донской иконы Божией Матери мужской монастырь
Московский в честь Донской иконы Божией Матери мужской монастырь
Моско́вский в честь Донско́й ико́ны Бо́жией Ма́тери мужско́й монасты́рь, ставропигиальная обитель Русской православной церкви. Основан в 1592 г. (менее вероятно, что в 1591). С середины 17 в. в связи с развитием почитания Донской иконы Божией Матери часто посещался русскими царями. В 1683 г. в монастыре учреждена архимандрития. С 1721 г. находился в непосредственном ведении Синода. К началу 20 в. по совокупному капиталу (свыше 670 тыс. руб.) входил в тройку богатейших монастырей России. Полностью закрыт в 1929 г. Вновь открыт как монастырь в 1991 г. Архитектурный ансамбль конца 16 – начала 21 вв. Сохранился уникальный монастырский некрополь 17–21 вв.
Пимен (митрополит всея Руси)
Пимен (митрополит всея Руси)
Пи́мен (ум. 1389), русский церковный деятель, митрополит всея Руси (1380–1389). До 1380 г. архимандрит, возглавлял чёрное духовенство и монашество г. Переяславль (Залесский). Входил в состав московской делегации, отправившейся в конце июля 1379 г. в Константинополь для поставления на митрополичью кафедру архимандрита Михаила (Митяя). После внезапной кончины Михаила на пути в Константинополь избран делегацией в качестве кандидата на митрополию. В июне 1380 г. патриархом Нилом поставлен митрополитом. После возвращения из Константинополя осенью 1381 г. по распоряжению великого князя Дмитрия Ивановича задержан и отправлен в ссылку в Чухлому. После набега Тохтамыша 1382 г. возвращён в Москву. В 1385 г. прибыл на судебное разбирательство в Константинополь, но, не дождавшись решения, покинул Византию в 1387 г. Осуждён в феврале 1389 г. на соборе в Константинополе, после того как, прибыв в Византию, отказался прибыть на заседания церковного суда.
Киприан (митрополит Киевский)
Киприан (митрополит Киевский)
Киприа́н (около 1330 – 1406), греческий, литовский и русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (с 1375); русский святой. Доверенное лицо Константинопольского патриарха Филофея Коккина. В 1375 г. при поддержке великого князя литовского Ольгерда поставлен в митрополиты литовской части Киевской кафедры, что вызвало резко негативную реакцию в Москве. В 1378–1389 гг. боролся за киевский митрополичий престол с Михаилом (Митяем), Пименом, архиепископом Суздальским Дионисием. В марте 1390 г. по приглашению великого князя московского Василия I Дмитриевича приехал в Москву, которая с этого времени стала основным местом его пребывания. Заключил 2 соглашения с Василием I Дмитриевичем, защищавшие привилегии РПЦ. Выступал защитником интересов Византии. Автор посланий, грамот церковно-хозяйственного и церковно-правового содержания, агиографических сочинений. Канонизирован Русской Православной Церковью.

История христианства

Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери, одна из древнейших сохранившихся чудотворных икон России, произведение византийско-русской живописи. Создана в 1390-х гг., предположительно Феофаном Греком, как выносной двусторонний образ (размер 86×68 см) для Успенского собора Коломны. На лицевой стороне – изображение Божией Матери иконографического типа Умиление, на обороте – «Успение Богородицы». В середине 16 в. получила наименование «Донская» и перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Празднование святыни 19 августа (старого стиля) установлено в 17 в. После раскрытия из-под записей Г. О. Чириковым в 1914–1919 гг. поступила в Исторический музей; с 1930 г. хранится в Третьяковской галерее.
Полкинхорн Джон
Полкинхорн Джон
По́лкинхорн Джон (1930–2021), британский теолог, священник Церкви Англии, физик-теоретик. Преподавал математическую физику в Эдинбургском (1956–1958) и Кембриджском (1958–1979) университетах. В 1979 г. завершил карьеру физика и решил стать священником Англиканской церкви (с 1982). Занимал различные церковные должности. Сооснователь Общества рукоположенных учёных, Международного общества науки и религии (в 2002–2004 – президент). Автор ряда книг по математической физике и теологии. Посвящён в рыцари королевой Елизаветой II. Лауреат Темплтоновской премии (2002).
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович
Бердя́ев Никола́й Алекса́ндрович (1874–1948), русский религиозный философ, представитель персонализма. Оказал значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма. Основное сочинение: «Опыт эс­ха­то­ло­ги­че­ской ме­та­фи­зи­ки» (1947).
Алексий (митрополит Киевский и всея Руси)
Алексий (митрополит Киевский и всея Руси)
Алекси́й (1304–1378), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1354–1378); русский святой. Происходил из семьи черниговского боярина Фёдора Бяконта. Не ранее 1344 г. по инициативе великого князя владимирского Семёна Ивановича стал наместником митрополита Феогноста. В 1352 г. рукоположен в епископа Владимирского. После смерти Семёна Ивановича – советник его братьев, великого князя владимирского Ивана II Ивановича и серпуховского князя Андрея Ивановича. Являлся одним из опекунов при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, сыграл значительную роль в укреплении положения Московского княжества и в решении междукняжеских конфликтов. Рукоположил более 20 епископов. Основал ряд московских монастырей. Автор посланий, грамот и поучений.
Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Маттиас Грюневальд: дни памяти в лютеранском календаре
Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Маттиас Грюневальд: дни памяти в лютеранском календаре
Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Маттиас Грюневальд: дни памяти в лютеранском календаре. Календари лютеранских церквей могут включать в себя имена не только апостолов, евангелистов, ряда канонизированных до Реформации святых, но и важных для истории протестантизма или конкретной церкви фигур, воплотивших своей деятельностью ценности христианского учения в версии лютеранства, «свидетелей истины», чья жизнь может служить примером для верующих. В их число входят современники М. Лютера художники А. Дюрер, Л. Кранах Старший и М. Грюневальд.
Сергий III (папа Римский)
Сергий III (папа Римский)
Се́ргий III (2-я половина 9 в. – 911), папа Римский (с 904). С ранних лет принадлежал к римскому клиру, около 893 г. назначен папой Римским Формозом на епископскую кафедру г. Цере (ныне Черветери, область Лацио). После смерти Формоза Сергий отказался от кафедры, заявив, что был рукоположен против своей воли. После смерти папы Римского Теодора II (декабрь 897 или январь 898) часть римского клира провозгласила Сергия новым папой, но верх взял его соперник – Иоанн IX. Сергий III около 7 лет жил в изгнании, в 904 г. вернулся в Рим и сверг антипапу Христофора. Подтвердил решение собора 897 г. об осуждении папы Римского Формоза. В понтификат Сергия III началось возвышение семьи римского аристократа Феофилакта, дочь которого Марозия, по одной из версий, родила от Сергия III будущего папу Римского Иоанна XI.
Ферраро-Флорентийский собор
Ферраро-Флорентийский собор
Ферра́ро-Флоренти́йский собо́р (1438–1445), собор представителей Римско-католической и православных церквей. Проводился в Ферраре (1438–1439), Флоренции (1439–1442), Риме (1442–1445). В католической традиции признаётся XVII Вселенским собором. Православными церквами постановления Ферраро-Флорентийского собора отвергаются.
Лев III (папа Римский)
Лев III (папа Римский)
Лев III (ум. 816), папа Римский (с 795), святой Римско-католической церкви. Верный сторонник Карла I Великого, пользовался его политической поддержкой. В 800 г. собственноручно венчал Карла императорской короной, восстановив тем самым империю на Западе и заложив традицию решающего участия пап Римских в коронации императоров.

Религиозные учения и доктрины христианства

Исагогика
Исагогика
Исаго́гика, ком­плекс биб­лей­ских дис­ци­п­лин, из­учаю­щих ис­то­рию отдельных книг Библии, а так­же биб­лей­ско­го ка­но­на. Исагогику принято делить на исагогику Ветхого Завета и Нового Завета, а также на общую (состав и формирование канона, начальные сведения об истории библейского текста, краткое введение в текстологию и т. д.) и частную (авторство, датировка, место и история создания текста отдельных книг и т. д.).
Арминианство
Арминианство
Арминиа́нство, религиозное течение, сформировавшееся в начале 17 в. в Нидерландах в рамках нидерландской кальвинистской церкви как реакция на ряд крайних догматов кальвинизма; получило название по имени своего основателя Я. Арминия. Основные положения арминианства были сформулированы в 1610 г. в т. н. ремонстрации, направленной Генеральным штатам. Арминианство было осуждено на Дордрехтском синоде (1618–1619). Официальное признание арминианская (ремонстрантская) церковь получила в 1795 г. В начале 21 в. в Нидерландах действует национальная церковь «Братство ремонстрантов» (Remonstrantse Broederschap), насчитывающая около 8 тыс. членов.

Буддизм

Буддийские достопримечательности Москвы и Московской области
Буддийские достопримечательности Москвы и Московской области
Будди́йские достопримеча́тельности Москвы́ и Моско́вской о́бласти, наиболее значимые архитектурные и скульптурные объекты, связанные с буддизмом, построенные и действующие в Московском регионе. Первые буддийские достопримечательности в Москве и Московской области появились только в постсоветский период. Большинство из них относится к традиции тибето-монгольского буддизма, но есть и сооружения, принадлежащие к традициям тхеравады и махаяны.
Буддизм
Буддизм
Будди́зм, европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Индии около середины 1-го тыс. до н. э. и восходящей к учению отшельника по имени Сиддхартха Гаутама, носящего титул Будды (санскр. – «Просветлённый», однако в обращении к нему чаще использовалось слово Бхагаван – «Благословенный») и известного как Будда Шакьямуни. Буддизм как религия и философское учение зиждется на авторитете Будды, модели его жизненного пути, и прежде всего опыта «просветления» (бодхи), в котором ему открылась истина (дхарма) о природе человека и о нирване – возможности его освобождения от тягот существования в мире, управляемом законом кармы (воздаяние «по делам») и сансары (перерождения в соответствии с кармой). В ходе своего исторического развития буддизм, распространившийся из Индии в Центральную Азию, Шри-Ланку, Тибет, Юго-Восточную и Восточную Азию, а в 20 в. проникший в Европу, Америку и Австралию, стал объектом культурного и религиозного влияния принявших его стран и претерпел серьёзную внутреннюю трансформацию, обретя множество разнообразных форм. Современный буддизм существует в трёх основных формах: тхеравада, распространённая в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже; махаяна и близкая ей ваджраяна, преобладающие в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, Японии, Корее и Монголии, а также в Бутане и Сиккиме (на севере Индии). Общее число буддистов в мире колеблется от 300 до 700 млн человек. Такой разброс в цифрах связан c трудностями подсчёта, состоящими в том, что, во-первых, буддизм позволяет сохранить ту религию, к которой человек принадлежал раньше, а во-вторых, с тем, что в некоторых странах он слился с местными религиями (например, с синтоизмом в Японии и даосизмом в Китае).
Потала
Потала
Потала́, дворец далай-лам Тибета. Расположен в г. Лхаса – исторической столице Тибетского государства, ныне административном центре Тибетского автономного района (КНР). Построен Далай-ламой V и его регентом (деси) Сангье Гьяцо в 1645–1694 гг. Дворцовый комплекс включает в себя Белый и Красный дворцы, а также большое число святилищ, ступы с останками далай-лам. Ранее в нём находились монастырь Намгьел-дацан, тибетское правительство Кашаг, департамент религии Игцан, буддийская академия. Ныне Потала – музей национального уровня. Включён в список Всемирного наследия (1994).
Волоколамский Иосифов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Волоколамский Иосифов в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Волокола́мский Ио́сифов в честь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы мужско́й монасты́рь, ставропигиальная обитель Русской православной церкви. Основан в 1479 г. Иосифом Волоцким. В 1–3-й четверти 16 в. играл исключительную роль в подготовке будущих архиереев Русской Церкви. В 16–17 вв. – крупнейший центр книжности. Значительный земельный вотчинник 16 – середины 18 вв. В 1652 г. в монастыре учреждена архимандрития. Закрыт в 1920–1989 гг. Возобновлён в 1989 г. В 1999 г. получил статус ставропигиального. Архитектурный ансамбль последней четверти 15 – начала 20 вв. К 2021 г. имеет три подворья.
Тхить Нят Хань
Тхить Нят Хань
Тхить Нят Хань (1926–2022), вьетнамский дзен-буддийский монах, поэт и автор множества книг по дзен-буддизму и осознанному образу жизни, общественный деятель и настоятель буддийского монастыря Plum Village (франц. Village des pruniers; вьетн. Làng Mai, буквально – Сливовая деревня) на юго-западе Франции.
Тхить Куанг Дык
Тхить Куанг Дык
Тхить Куа́нг Дык (1897–1963), вьетнамский буддийский монах, известный публичным актом самосожжения в разгар буддийского кризиса в Республике Вьетнам в 1963 г. Акция Тхить Куанг Дыка, как и в целом буддийский кризис, подготовили падение режима президента Республики Вьетнам Нго Динь Зьема, произошедшее в ноябре 1963 г. в результате военного переворота. Тхить Куанг Дык стал символом буддийского протеста.
Йога
Йога
Йо́га, в индийской религиозной культуре комплекс психофизических методов, направленных на преображение сознания и тела практикующего, обретение им высшего знания и окончательного освобождения от страданий. Истоки йоги архаичны и, по всей вероятности, связаны с культурой неарийских племён, однако несомненен и вклад в развитие йоги со стороны индоарийских создателей ведийской традиции. Большое влияние на развитие этих практик оказал буддизм. К началу 1-го в. в Индии складывается философская школа (даршана) йоги, создание которой приписывается легендарному мудрецу Патанджали (автору основополагающего трактата «Йога-сутры»; 2–4 вв.). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий под влиянием тантризма появляется хатха-йога и её вариации – раджа-йога, кундалини-йога и мантра-йога. Йогические практики стали важнейшим средством духовного пути (садхана) почти во всех индийских религиозных традициях. В настоящее время в разных странах существует огромное количество центров, курсов, институтов йоги, проходят конференции и семинары, развиваются новые направления.
Махакашьяпа
Махакашьяпа
Ма́хакашья́па, один из великих учеников Будды Шакьямуни, достигший, согласно буддийскому преданию, состояния архата. Мирское имя – Пиппали. Махакашьяпа являлся руководителем Первого буддийского собора в Раджгире, состоявшегося через некоторое время после ухода из жизни Будды. О фигуре и деяниях Махакашьяпы повествует множество буддийских канонических текстов, в том числе Типитака.
Сакральное
Термины
Сакральное
Сакра́льное, культурная и научная категория, обозначающая: 1) центральную фигуру религиозного воображения, которая предполагает существование неких особо ценных («сакральных») вещей и отделение их от всех остальных («профанных»); 2) универсальное содержание религиозности, инвариантное по отношению к конкретным религиям. В историко-философской или культурно-исторической перспективе сакральное может рассматриваться как идея, возникшая на Западе на рубеже 17–18 вв. и уже в 20 в. получившая развитие в ряде интеллектуальных проектов: это французская социологическая школа и философы, на которых она оказала влияние; классическая феноменология религии и неофеноменология религии; философская феноменология священного, традиционализм, отчасти – русская религиозная философия, постмодерная и неклассическая философия, современная социология.

Иудаизм

«Житие Адама и Евы»
«Житие Адама и Евы»
«Житие́ Ада́ма и Е́вы», псевдоэпиграф, посвященный рассказу о событиях из жизни Адама и Евы после их изгнания из Эдемского сада. Основой для апокрифа послужили 1–5-я главы книги Бытия. Текст сохранился в латинской, греческой (под названием «Апокалипсис Моисея»), грузинской, армянской, старославянской и коптской версиях.
Гезениус Вильгельм
Гезениус Вильгельм
Гезе́ниус Вильге́льм (1786–1842), немецкий востоковед, гебраист и экзегет, основоположник немецкой научной традиции изучения еврейской филологии и семитской эпиграфики. Известен исследованиями семитских языков и Ветхого Завета.
Олбрайт Уильям Фоксуэлл
Олбрайт Уильям Фоксуэлл
О́лбрайт Уи́льям Фо́ксуэлл (1891–1971), американский археолог, историк, филолог (семитолог), член Национальной АН США (1955). Вёл полевые исследования на Ближнем Востоке, в основном в Палестине. Исследовал соотношения керамических комплексов и стратиграфии археологических памятников, хронологии, исторической географии, ономастики Сиро-Палестинского региона, кумранистике. Обобщающие публикации Олбрайта повлияли на ряд направлений научных исследований в Сиро-Палестинском регионе, способствовали пониманию Библии в историческом и географическом контексте.
Пейсы
Пейсы
Пе́йсы, неподстриженные волосы на висках, традиционный элемент причёски религиозного еврея. Ашкеназы произносят это слово как «пейс» (на идише); в этой форме оно вошло в русский язык (пейсы). В отличие от обычая (видимо, относительно позднего) покрывать голову, предписание не стричь волосы на висках является именно заповедью, т. е. сакральным установлением: запрет стричь бороду и волосы на висках встречается уже в Торе (Пятикнижии Моисеевом) в книге Левит.
Книга Судей Израилевых
Книга Судей Израилевых
Кни́га Cу́дей Изра́илевых, 7-я книга Ветхого Завета. В еврейском Священном Писании (Танахе) – 2-я книга раздела Невиим («Пророки»), в христианской традиции входит в раздел исторических книг. В еврейской религиозной традиции автором книги Судей считается пророк Самуил (Бава Батра. 14b). События книги Судей разворачиваются в период между завоеваниями Иисуса Навина и установлением монархии в Израиле.
Кипа
Кипа
Кипа́, традиционный еврейский головной убор, маленькая круглая матерчатая шапочка, покрывающая темя. Ношение кипы является обычаем, а не религиозным предписанием. В религиозных еврейских кругах кипу рассматривают как головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Богом.
Колена Израилевы
Колена Израилевы
Коле́на Изра́илевы, еврейские племена, происходящие от 12 сыновей Иакова (Израиля). О рождении у Иакова 12 сыновей, прародителей колен Израиля, рассказывается в книге Бытия (Быт 29:31–30:24, 35:16–18). Все они происходят от одного отца, но от разных матерей – от старшей жены Иакова, Лии, от его младшей жены, Рахили, а также от их служанок. Старшие дети Лии – Рувим, Симеон, Левий и Иуда. За ними по порядку рождения следуют: сыновья Валлы, служанки Рахили, – Дан и Неффалим, сыновья Зелфы, служанки Лии, – Гад и Асир, младшие сыновья Лии – Иссахар и Завулон и, наконец, сыновья Рахили – Иосиф и Вениамин. Каждый из 12 сыновей Иакова (Израиля) становится прародителем одного из колен, а Иосиф – прародителем 2 колен, т. к. 2 его старших сына, Ефрем и Манассия, усыновлены Иаковом (Быт 48:5).
Фарисеи
Фарисеи
Фарисе́и, религиозная партия в раннем иудаизме, существовавшая в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. Характеризуется стремлением к скрупулёзному исполнению предписаний Торы о чистоте, переносу их на повседневную жизнь иудейского народа.

Ислам

Мусульманские достопримечательности Москвы
Мусульманские достопримечательности Москвы
Мусульма́нские достопримеча́тельности Москвы́, наиболее значимые мечети и другие архитектурные объекты, связанные с исламом, построенные и действующие в Москве. К 2022 г. на территории Москвы действуют 4 большие канонически устроенные общественные мечети: Историческая мечеть, Соборная мечеть, Мемориальная мечеть, мечеть Ярдям, а также одна домовая мечеть – Хатам аль-Анбия.
Мухаммед
Мухаммед
Муха́ммед (около 570 – 632), арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама, первой мусульманской общины и мусульманского государства. В исламе считается последним пророком, передавшим миру слово Божие – Коран.
Коран
Коран
Кора́н, священное Писание мусульман, согласно учению ислама представляющее собой божественное Откровение, возвещённое миру через пророка Мухаммеда в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Вместе с дополняющей и разъясняющей его Сунной изречений пророка образует основу исламского вероучения и права.
Мечеть Хатам аль-Анбия
Мечеть Хатам аль-Анбия
Мече́ть Хата́м аль-Анби́я, шиитская мечеть, построенная в 1994–1995 гг. на территории резиденции посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации. Расположена в Москве по адресу: улица Воронцовские Пруды, дом 11/4.
Абдалла Ансари
Абдалла Ансари
Абдалла́ Ансари́ (1006–1089), персидский суфийский проповедник, богослов-ханбалит, поэт. Автор руководства для вступающих на путь суфизма «Стоянки путников» и первого в персидской литературе суфийского агиографического свода «Разряды суфиев». Оказал влияние на течение традиционализма в суфизме; к его ученику Юсуфу аль-Хамадани восходят духовные родословные суфийских братств ясавийя и хаджаган. В газелях переосмыслял традиционные любовные мотивы в аллегорическом ключе, выдвигая на первый план дидактическую составляющую. Единственная сохранившаяся касыда Абдаллы Ансари заложила фундамент для развития жанра в проповедническом ключе.
Московская историческая мечеть
Московская историческая мечеть
Моско́вская истори́ческая мече́ть, старейшая мечеть Москвы, возведённая в 1823–1826 гг. Расположена по адресу: улица Большая Татарская, дом 28, входит в число мусульманских достопримечательностей Москвы.
Мечеть «Сердце Чечни»
Мечеть «Сердце Чечни»
Мече́ть «Се́рдце Чечни́» имени Ахмата Кадырова, мечеть в г. Грозный. Открыта в 2008 г., название в честь А. А. Кадырова, одна из четырёх крупнейших мечетей в России по вместимости (более 10 тыс. человек), с наиболее высокими в стране минаретами (высота 63 м). Мечеть и располагающиеся рядом с ней Российский исламский университет имени шейха Кунта-Хаджи Кишиева, центральный офис Духовного управления мусульман Чеченской Республики, Исламская библиотека, здания студенческого общежития и гостиницы входят в состав Исламского комплекса; рядом с мечетью – сквер «Райский сад» с фонтанами и цветочными аллеями.
Мечеть Ярдям
Мечеть Ярдям
Мече́ть Ярдя́м, мусульманское культовое здание, построенное в 1996–1997 гг. в районе Отрадное в Москве в числе объектов Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий на территории парка «Отрада». Мечеть расположена по адресу ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1; входит в число мусульманских достопримечательностей Москвы.

Индийские религиозно-философские течения

Кундалини
Кундалини
Кундали́ни, понятие энергии в индуистском тантризме. На макрокосмическом уровне кундалини является богиней Махакундали в состоянии непрерывной активности. Периодически наступающий покой богини соотносится с её «стартовым положением» в нижней чакре человеческого организма. На этом учении основывается кундалини-йога – система упражнений, призванная заставить кундалини поэтапно подниматься по всем чакрам, вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с Шивой. Кульминацией этого слияния считается обретение практикующим нетленного тела и освобождение от сансары.
Йога
Йога
Йо́га, в индийской религиозной культуре комплекс психофизических методов, направленных на преображение сознания и тела практикующего, обретение им высшего знания и окончательного освобождения от страданий. Истоки йоги архаичны и, по всей вероятности, связаны с культурой неарийских племён, однако несомненен и вклад в развитие йоги со стороны индоарийских создателей ведийской традиции. Большое влияние на развитие этих практик оказал буддизм. К началу 1-го в. в Индии складывается философская школа (даршана) йоги, создание которой приписывается легендарному мудрецу Патанджали (автору основополагающего трактата «Йога-сутры»; 2–4 вв.). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий под влиянием тантризма появляется хатха-йога и её вариации – раджа-йога, кундалини-йога и мантра-йога. Йогические практики стали важнейшим средством духовного пути (садхана) почти во всех индийских религиозных традициях. В настоящее время в разных странах существует огромное количество центров, курсов, институтов йоги, проходят конференции и семинары, развиваются новые направления.
Индуизм
Индуизм
Индуи́зм, собирательное имя большой группы религий, сложившихся на территории Индии и исповедуемых основной массой её населения, число последователей которой в мире превышает 1 млрд человек. Индуизм распространён в Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Афганистане, Бангладеш, Малайзии, Мьянме, Индонезии, Сингапуре, Камбодже, Кении, ЮАР и ОАЭ, на о. Маврикий, о-вах Фиджи и в других регионах, в основном среди выходцев из Индии и Шри-Ланки. Индуизм является системообразующим элементом самобытной и слагающейся из относительно самостоятельных локальных единиц индийской культуры, определяя социальную стратификацию, самоидентификацию, мировоззрение и менталитет, а посредством религиозных традиций, обрядов и праздников – образ жизни её носителей, вплоть до выбора профессии, орудий труда, стиля одежды и общения, приготовления пищи.
Сатья Саи Баба
Сатья Саи Баба
Са́тья Са́и Ба́ба (1926–2011), индийский духовный лидер, религиозный мистик, гуру неоиндуизма. Оценка деятельности неоднозначна: почитался как бескорыстный благотворитель и чудотворец, в то же время обвинялся в сексуальных злоупотреблениях и масштабных финансовых махинациях. Универсализм проповеди Сатья Саи Бабы, понимание Бога как единого для всех религий начала, частое обращение к заповедям и образам христианства привлекли большое число адептов, в том числе на Западе.
Шива
Шива
Ши́ва, один из важнейших богов индуизма; в триаде божественных властителей вселенной, наряду с Брахмой и Вишну, выполняет функцию разрушителя мира. Основной источник мифологии Шивы – эпос «Махабхарата» и пураны. Ближайшее окружение Шивы – супруга Парвати, сыновья Сканда и Ганеша, бык Нанди. Священный символ Шивы – линга; характерный признак – третий глаз, расположенный на лбу (символ мудрости). Другие атрибуты Шивы – трезубец, кобры в волосах, белое от пепла тело, три параллельные полоски на лбу, барабан и др.
Тагор Дебендранатх
Тагор Дебендранатх
Таго́р Дебендрана́тх (1817–1905), индийский общественный деятель, религиозный реформатор. Создал неоиндуистское религиозное общество, инициировал его слияние с Брахмо Самадж, возглавил новое общество, сделав его высоковлиятельным. Выступал за политическую и экономическую независимость Индии.
Ошо
Ошо
О́шо (1931–1990), неоиндуистский религиозный деятель, гуру, мистик. Происходил из джайнской семьи, получил философское образование. Вёл жизнь духовного целителя и религиозного учителя, обладал ораторским даром и использовал приёмы эпатажа. Создал эклектичное учение, объединяющее элементы восточных и европейских религий. Проповедовал в Индии и США. Выступал за либерализацию сексуальных отношений, вёл терапевтические группы с применением насилия и сексуальных контактов. Был замешан в проституции и наркоторговле. Депортирован из США за биотеррор.
Джайнизм
Джайнизм
Джайни́зм, религиозно-философская традиция Индии, существующая приблизительно с 6 в. до н. э. Наряду с буддизмом джайнизм является шраманским течением, т. е. традицией, отрицающей авторитет Вед и провозглашающей собственный путь к освобождению от перерождений (мокша, нирвана). Джайнизм известен своей активной проповедью ненасилия, непричинения вреда всему живому (ахимса). Джайны составляют 0,5 % (4,8 млн человек, перепись 1996) населения Индии.

Восточные религиозно-философские течения

«Шэньсянь чжуань»
«Шэньсянь чжуань»
«Шэнься́нь чжуа́нь», компилятивный агиографический памятник раннесредневекового даосизма, составленный Гэ Хуном. Включает жизнеописания людей, достигших чрезвычайного долголетия или бессмертия с помощью алхимических практик.
Чжан Даолин
Чжан Даолин
Чжан Даоли́н (ум. 156), основатель даосской школы Небесных наставников (Тяньшидао) и её первый патриарх. Проповедь Чжан Даолина основывалась на откровении, которое он, по преданию, получил от Лао-цзюня (обожествлённого философа Лао-цзы). На образе Чжан Даолина основан культ Небесного наставника Чжана (Чжан Тяньши), победителя и повелителя нечисти, в даосизме и народных верованиях.
У юэ (в даосизме)
У юэ (в даосизме)
У юэ́, пять священных гор в идеологии императорского Китая, в даосизме и в народных верованиях. Культ пяти священных пиков восходит к концу эпохи Чжаньго – началу эпохи Хань. Наиболее распространённый состав пиков: Восточный пик – гора Тайшань (провинция Шаньдун), Южный пик – гора Хэншань (провинция Хунань), Западный пик – гора Хуашань (провинция Шэньси), Северный пик – гора Хэншань (вершина Сюаньушань, провинция Шаньси) и Средний пик – гора Суншань (провинция Хэнань).
Эсхатология
Эсхатология
Эсхатоло́гия, в религиозных системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности», т. е. за пределами истории, биографии, в целом «этого» мира. Следует различать индивидуальную эсхатологию – учение о посмертных судьбах единичной человеческой души, и универсальную эсхатологию – учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.
Вьетнамская народная религия
Вьетнамская народная религия
Вьетна́мская наро́дная рели́гия, система традиционных вьетнамских верований и связанных с ними религиозных практик, предполагающих почитание духов природных объектов и явлений, духов мифических персонажей и посмертное почитание людей. Вьетнамская народная религия относится к анимистическим верованиям, повсеместно распространённым на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский анимизм считается исконным, аутентичным религиозным феноменом, существующим со времён формирования вьетнамского этноса. В то же время на протяжении многих веков он испытывал влияние даосизма, конфуцианства, буддизма, в некоторой степени – индуизма и христианства, а также верований соседних народов. Пантеон народной религии варьируется в различных провинциях Вьетнама.
«Лесянь чжуань»
«Лесянь чжуань»
«Леся́нь чжуа́нь», агиографический памятник, написанный в традиции даосизма, первый дошедший до нас сборник жизнеописаний даосских долгожителей (создан в 1 в. до н. э. или во 2 в. н. э.). «Лесянь чжуань» входит в даосский канон «Дао цзан» («Сокровищница Дао»). С 4 в. н. э. автором «Лесянь чжуань» обычно называют литератора, библиографа и каноноведа Лю Сяна (1 в. до н. э.).
Тхантыть
Тхантыть
Тханты́ть, вьетнамские агиографические сочинения о духах – покровителях местности (тханьхоанг). Содержат сведения о происхождении духа-покровителя, его биографии и прижизненных заслугах (для исторических и псевдоисторических персонажей), а также деяниях в качестве духа. Составлялись и редактировались в 15–18 вв. придворными историографами династии Поздние Ле под влиянием китайских литературных жанров. Многие тхантыти были утрачены в ходе войн и антирелигиозной политики во 2-й половине 20 в., однако сохранились их рукописные копии и изложения, составленные в 1938 г.
Аматэрасу
Аматэрасу
А́матэрасу, японская богиня солнца, центральное почитаемое божество (ками) в синтоистском пантеоне, мифическая прародительница японского императорского рода. В конце 5 в. богиня Аматэрасу была включена в официальный императорский пантеон. Главным местом почитания Аматэрасу считается комплекс святилищ в Исэ (Исэ-Дзингу).

Религиозные ритуалы, обряды и практики

Религиозный обет
Религиозный обет
Религио́зный обе́т, сознательное и добровольное обещание Богу или иным сакральными существам следовать этическим, идеологическим и поведенческим нормам, даваемое приверженцами религиозных сообществ при приобщении к вере, а также при продвижении на пути духовного совершенствования. Обеты, их содержание и способы исполнения сильно варьируются в зависимости от национальной и религиозной традиции, а также целей, ради которых они принимаются. Обет может быть индивидуальным и коллективным, окказиональным и календарно закреплённым (совершаемым ежегодно в определённый праздник), принятым на всю жизнь или на конкретный срок. Неисполнение обета считается тяжким грехом.
Богослужение
Богослужение
Богослуже́ние, одно из самых значимых проявлений человеческой религиозности; совокупность особых действий и ритуалов, сопровождаемых молитвенными текстами, цель которых – достижение связи (лат. religio) с Богом и Божественным. Богослужебные традиции, практиковавшиеся человечеством, чрезвычайно разнообразны с обрядовой точки зрения.

Мировоззрение, идеология и критика религии

Союз воинствующих безбожников
Союз воинствующих безбожников
Сою́з вои́нствующих безбо́жников, общественная атеистическая организация в СССР, созданная в 1925 г. и распущенная в 1947 г. Руководитель – Е. М. Ярославский. Союз проводил агитационную деятельность, выпускал антирелигиозную литературу с целью радикального снижения числа верующих. Деятельность союза не дала результатов и в 1941 г. с изменением государственной религиозной политики фактически прекратилась.
Пацифизм
Пацифизм
Пацифи́зм, идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия. Термин был сформулирован в 1901 г. Идеология пацифизма изложена Э. Арно (1864–1921) в трактате «Код мира» (1901). Исторически представление о недопустимости насилия по преимуществу связано с религиозным сознанием человека. Философское осмысление пацифизма восходит к трудам древнегреческих натурфилософов, развивается у стоиков и продолжается у мыслителей Средних веков, Нового и Новейшего времён (Ж.-Ж. Руссо, Эразм Роттердамский, Л. Н. Толстой, Махатма Ганди, М. Л. Кинг). Ныне пацифизм представляет собой как идеологии (доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования), так и общественные движения (манифестации в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению военной активности государств, осуждение международного терроризма).

Этнические религии

Чёрт
Чёрт
Чёрт, демоническое существо в славянской мифологии, близкое и христианской картине мира, где отождествляется с дьяволом, бесом, и народным мифологическим представлениям, где выступает как родовое понятие для всех демонических персонажей. Облик и поведение чёрта во многом пересекаются с другими славянскими мифологическими персонажами (лешим, водяным, шуликунами и др.), в то же время у него есть и специфические черты. Образ чёрта зависит от жанра фольклорных текстов – в быличке он будет страшным и опасным, в сказке – смешным и нелепым. Чёрт часто упоминается в народной паремиологии, в ритуалах и ритуализованном поведении. Его имя считается запретным по религиозным (позднее этическим и эстетическим) причинам, поэтому для него существует много эвфемизмов.
Керемет
Керемет
Кереме́т (киремет), категория персонажей или единичный персонаж в мифологии народов Поволжья (марийцев, чувашей, удмуртов, татар). Термин в зависимости от контекста имеет несколько значений: 1) злой дух, нечисть, синоним понятий чёрт (луговомар. ия), демон; 2) мольбище, место для совершения жертвоприношений, поклонения богам; 3) бранное слово, применяемое в отношении людей с дурным характером; 4) духи – покровители рода, божества; 5) духи – покровители природы; 6) воплощение души умершего, заложного покойника. Этимологически слово «керемет», вероятно, имеет арабское происхождение и распространилось в языках Поволжья посредством исламской культуры. Отечественные этнографические исследования керемета известны со второй половины 19 в. В современных культовых практиках керемет представлен мало. Образ керемета описан в художественной литературе и мифах, а также используется в современном искусстве.
Куда-кепанг
Куда-кепанг
Ку́да-кепа́нг, традиционный яванский танец, включающий в себя демонстрацию трансовых состояний и тесно связанный с верованиями в духов и представлениями об одержимости. Танец исполняется под аккомпанемент традиционного ансамбля гамелан на различных празднованиях: свадьбах, обрядах обрезания (в 21 в. также на днях рождения), обрядах очищения деревни, национальных праздниках и даже религиозных торжествах различных конфессий. Помимо собственно танца и трансовых состояний, куда-кепанг отличает демонстрация трюков, связанных с физической неуязвимостью.
Юрупари
Юрупари
Юрупари́, религиозный обряд у индейцев западной и северо-западной Амазонии (восток и юго-восток Колумбии, северо-запад Бразилии, крайний юго-запад Венесуэлы). Слово «юрупари» происходит из языка лингуа жерал. Этимология неясна. Юрупари обычно связан с несколькими категориями: священными музыкальными инструментами (горнами и флейтами), которые запрещено видеть женщинам и детям; общим именем группы мифологических персонажей (каждый из которых имеет своё собственное имя); по мнению отдельных исследователей, с обрядами инициации юношей, регламентированием патрилинейных отношений и культом предков. Проводится в малоке один раз в год (с ноября по февраль), как правило в сезон созревания плодов персиковой пальмы (Guilielma speciosa Mart., или Bactris gasipaes), приходящийся на январь.
Марийская священная роща
Марийская священная роща
Мари́йская свяще́нная ро́ща (кÿсо́то, о́то), у марийцев небольшая роща, отведённая для осуществления молельных практик, мольбище. В кÿсото проводят моления богам, как правило с жертвоприношениями животных (быков, гусей и т. д.) и символическими подношениями божествам ритуальной пищи. Обычно в рощах варят жертвенное мясо, приносят блины, квас и другие продукты. Ритуалы в рощах проводит марийский жрец – карт. Выделяют несколько категорий кÿсото: еш ото (семейные, родовые рощи, в которые ходят представители определённых семей), мер ото (общинные рощи, куда ходят жители деревни), тÿня ото (мировые рощи – рощи для посещения жителями нескольких деревень, для массовых молений), агавайрем ото (рощи для моления в праздник Агавайрем) и др. Традиционно в кÿсото ходят по особым праздникам: Сурем, Агавайрем или, в крайних случаях, с личными просьбами. Главными объектами в кÿсото являются священные деревья (онапу), как правило берёзы, липы, дубы, реже ели. Распространены запреты ходить в рощи без цели молиться, ломать в них ветки и деревья, мусорить.
Вьетнамская народная религия
Вьетнамская народная религия
Вьетна́мская наро́дная рели́гия, система традиционных вьетнамских верований и связанных с ними религиозных практик, предполагающих почитание духов природных объектов и явлений, духов мифических персонажей и посмертное почитание людей. Вьетнамская народная религия относится к анимистическим верованиям, повсеместно распространённым на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Вьетнамский анимизм считается исконным, аутентичным религиозным феноменом, существующим со времён формирования вьетнамского этноса. В то же время на протяжении многих веков он испытывал влияние даосизма, конфуцианства, буддизма, в некоторой степени – индуизма и христианства, а также верований соседних народов. Пантеон народной религии варьируется в различных провинциях Вьетнама.
Тотемизм
Тотемизм
Тотеми́зм, культ тотемов, одна из основных форм традиционных (первобытных) верований. Как научное понятие введён в 1868 г. Дж. Ф. Мак-Леннаном. Основан на представлении о родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом – мифическим предком; тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже – явления природы и неодушевлённые предметы.
Качина
Качина
Качи́на (на языке хопи kuhchee'nah, буквально – несущие жизнь), божества и благожелательные духи предков у индейцев Юго-Запада Северной Америки (главным образом у западных пуэбло, особенно хопи и зуни). Качина представляются в антропо-, зоо- и орнитоморфном облике. Основные группы: качина, связанные с мифами творения и обрядами инициаций, качина дождя и плодородия, качина войны, качина-лекари, вестники, ритуальные бегуны, клоуны, персонификации солнца, луны, звёзд, ветра, снега, диких и культурных растений, «хозяева» животных и др. Согласно мифам, в начале времён качина обучили людей полезным навыкам и вызывали дождь, танцуя на полях. Ритуалы качина проходят в культовых полуземлянках (кива), символизирующих утробу Земли, через которую предки вышли на поверхность, и площадях перед ними. У зуни культом качина руководит особая группа жрецов, у хопи – главы общин и кива.