Полкинхорн Джон
По́лкинхорн Джон (John Polkinghorne) (16.10.1930, Уэстон-Сьюпер-Мэр, графство Сомерсет – 9.3.2021, Кембридж, графство Кембриджшир), британский теолог, священник Церкви Англии, физик-теоретик.
Биографические сведения
В 1949 г. Полкинхорн поступил в Тринити-колледж (Кембридж), где учился у известного физика-теоретика П. Дирака. В 1956 г. защитил докторскую диссертацию (PhD) по квантовой теории поля. С 1956 г. преподавал математическую физику в Эдинбургском университете, а с 1958 г. – в Кембриджском университете (с 1968 – профессор). В 1974 г. защитил 2-ю докторскую диссертацию по физике элементарных частиц. В том же году за достижения в области математической физики Полкинхорн был избран членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе.
В 1977 г. Полкинхорн принял решение изменить направление своей деятельности и стать священником Англиканской церкви. В 1979 г. он ушёл с должности профессора Кембриджского университета и поступил на обучение в Уэсткотт-Хаус (Кембридж), чтобы подготовиться к принятию священного сана. В 1981 г. Полкинхорн был рукоположен в диакона, в 1982 г. – в священника. Вскоре после этого назначен на должность курата церкви Святого Андрея в Честертоне (Кембридж). В 1984 г. занял должность викария церкви Святых Космы и Дамиана, находящейся близ Кентербери, а в 1986 г. стал настоятелем церкви в Тринити-холле (Кембридж). В 1989 г. был назначен президентом Куинз-колледжа в Кембридже, на должности которого находился вплоть до выхода на пенсию в 1996 г. В 1986 г. Полкинхорн стал одним из сооснователей Общества рукоположенных учёных (Society of Ordained Scientists) англиканского ордена проповедников, а в 2002 г. – сооснователем и первым президентом (2002–2004) Международного общества науки и религии (International Society for Science and Religion). В 1994–2005 гг. занимал должность каноника Ливерпульского собора.
В 1997 г. Полкинхорн был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II за заслуги в областях науки, религии, образования и медицинской этики. В 2002 г. за свои достижения в области исследований взаимосвязи науки и религии он получил премию Фонда Джона Темплтона.
Полкинхорн написал 31 книгу, из которых 5 посвящены квантовой механике и математической физике, 26 – теме взаимоотношения религии и науки. Свой жизненный путь он описал в автобиографической книге «Мой путь от физика до священника» (Polkinghorne. 2008).
Наука и теология
Полкинхорн внёс существенный вклад в развитие контекстуальных теологий, предложив рассматривать изучение взаимоотношений науки и религии как отдельный вид контекстуального богословия. Однако, по сравнению с другими богословами, работающими в этом направлении, Полкинхорн придерживается более традиционных христианских взглядов на многие вопросы. В частности, он довольно сдержанно относится к процесс-теологии, хотя и разделяет некоторые из её принципов.
Свой подход Полкинхорн называет критическим реализмом (Polkinghorne. Exploring Reality... 2005. P. 11). Он считает, что, с точки зрения науки, наше знание о мире носит фрагментарный характер, на что указывает проблема соотнесения друг с другом данных квантовой и классической физики, а также квантовой физики и теории хаоса (Polkinghorne. Exploring Reality... 2005. P. 12). По этой причине в своих работах Полкинхорн часто критикует неодарвинизм, подобный тому, который исповедует Р. Докинз, утверждая, что он недостаточно полно описывает человеческую природу, редуцируя её к физико-биологическим процессам. В противовес этому он предлагает использовать теорию двухаспектного монизма, согласно которой ментальное и материальное представляют собой два аспекта единой субстанции (Polkinghorne. 2005. P. 35–36, 57–58).
Полкинхорн часто говорит о том, что наука не может предоставить свою собственную метафизическую интерпретацию происходящих в мире процессов. Он утверждает, что реальность имеет многоаспектный характер, и наука является хотя и важным, но не единственным средством её постижения. Теология даёт возможность обратить внимание на те стороны реальности, где наука бессильна, и наоборот, на некоторые вопросы должна отвечать наука, а не теология.
В своих работах Полкинхорн обращается к моделям, взятым из физики, для объяснения теологических концепций. Так, в книге «Квантовая физика и теология: неожиданное родство» (Polkinghorne. 2007) он исследует взаимосвязь между физикой и христологией и показывает сходство используемой ими методологии. Тема соединения двух природ – божественной и человеческой – в Иисусе Христе становится для него «примером квантового мышления» (Polkinghorne. 2007 P. 92) – аналогом квантово-волнового дуализма.
Науку и теологию, согласно Полкинхорну, роднит стремление к выработке единой «теории всего», которая могла бы объяснить все происходящие в мире процессы. И теология, и наука при этом движимы желанием понять мир через наблюдаемую в опыте реальность. В своих книгах Полкинхорн стремится показать, что теология и наука дополняют, а не исключают друг друга. Каждая из этих дисциплин описывает мир собственными средствами и методами, но образ мира может быть полным только в том случае, если они объединят свои усилия. Полкинхорн пытается создать единое, целостное видение реальности, сочетающее в себе подходы науки и теологии. В этом тандеме наука производит знание, которое до некоторой степени правильно описывает реальный физический мир. Однако к науке необходимо относиться критически, признавая, что все научные знания не могут служить точным выражением истинного знания, хотя и способны приблизиться к нему.
Действие Бога в мире
Говоря о Боге, Полкинхорн отвергает пантеистические представления Б. Спинозы или А. Эйнштейна. Он считает такие концепции неприемлемыми с христианской точки зрения. Бог христианской религии, по его мнению, гораздо больше, чем основа всех космических процессов. Существует принципиальное различие между Богом и миром, которое христианское богословие не может игнорировать, опираясь на веру христиан в то, что контакт с Богом является личной встречей, а не просто общением с космосом (Polkinghorne. Science and providence... 2005. P. 20).
Согласно Полкинхорну, идея Божественного действия в мире является одной из центральных концепций христианской веры, поскольку без неё молитва была бы бессмысленным действием. Полкинхорн подчёркивает важность этой темы для теологии, соглашаясь с немецким теологом кардиналом Вальтером Каспером, который говорит, что «Бог, который больше не играет активной роли в мире – это в конечном счёте мёртвый Бог» (Цит. по: Polkinghorne. Science and providence... 2005. P. 8). Следовательно, богословие не может игнорировать проблему Божественного действия в мире и должно решать вопросы, которые ставят перед ним данные современной науки.
Полкинхорн осознаёт противоречия, возникающие, когда наука встречается с концепцией Божественного действия в мире. Он пишет о том, что обнаружение каузальной связи Бога и мира является чрезвычайно трудной задачей, поскольку этот вопрос затрагивает область Божественной тайны, не поддающейся научной верификации. Тем не менее, он считает, что мы можем до некоторой степени объяснить отношения между Божественным действием и естественной причинностью. Поскольку квантовая теория показывает чрезвычайную сложность и внутреннюю неопределенность физической реальности, посредством таких квантовых неопределенностей Бог может вмешиваться в происходящие в мире процессы, не будучи принуждаем нарушить его первоначальное построение (Polkinghorne. 1995. P. 148).
Отталкиваясь от веры в единство Бога, Полкинхорн делает вывод о том, что и созданный им мир един. На этом основании Полкинхорн утверждает, что критико-реалистическая интерпретация непредсказуемости влияний на физические процессы предполагает внутреннюю непредсказуемость или, говоря языком физики, открытость всех систем во Вселенной (Karaba. 2021. P. 9). Ни одна система не может быть полностью изолирована, а малые причины могут вызвать большие последствия, проявляющиеся в развитии всей системы в целом («эффект бабочки»). Каждое изменение в определённой части Вселенной влияет на процессы всех остальных частей. Таким образом, Вселенную можно понять как единое целое, состоящее из неисчислимого множества взаимосвязанных систем. При этом Полкинхорн считает, что Вселенная — это не детерминированный «часовой механизм», а система, открытая для причинных влияний сверху вниз, то есть от высокоуровневых к низкоуровневым. А значит, деятельность Бога следует понимать как действие не на микроуровне квантовой механики, но на макроуровне всего целого. И поскольку целое имеет влияние на подсистемы более низкого уровня, такое воздействие может привести к изменению ситуации на определённых уровнях внутри каждой конкретной иерархии подсистем.
Используя аналогию «пилотной волны», Полкинхорн предполагает, что Дух «знает» всю систему, все её элементы и все их взаимосвязи — всё, что происходит во Вселенной. Поскольку Бог вездесущ, это поле Духа покрывает и пронизывает всю Вселенную, но при этом оно не тождественно самому миру. Эта духовная «пилотная волна» содержит информацию о намерениях Бога в отношении мира. Согласно этой теории, Вселенная способна обрабатывать информацию Духа Божьего и преобразовывать её в изменения в своём устройстве Вселенной (Karaba. 2021. P. 11).
Теория разумного замысла
Говоря о разумном замысле Бога о мире, Полкинхорн указывает на присутствие во Вселенной разумной красоты. Она проявляется, среди прочего, в красоте и логичности математики, которая служит эффективным инструментом для описания мира. В основе используемого им подхода лежит убеждение в том, что природа рациональна, «математична». Полкинхорн следует древней философской традиции, восходящей к Пифагору и Платону, к которой, по его мнению, принадлежали Г. Галилей, К. Гёдель и Р. Пенроуз, воспринимавшие природу как книгу, написанную на языке математики. Для Полкинхорна эта идея имеет важное богословское значение, поскольку он считает, что рациональная красота Вселенной служит отражением Божественного разума, который поддерживает её существование (Polkinghorne. 1998. P. 125–30).
Полкинхорн видит доказательство наличия разумного замысла в эволюции Вселенной от её зарождения в момент Большого взрыва вплоть до появления разумных существ. Он утверждает, что «мы не смотрим на физический мир в поисках намеков на существование Бога, но опираемся на веру в существование Бога, чтобы понять, почему вещи развивались в физическом мире так, а не иначе» (Polkinghorne. 1998. P. 13).
Полкинхорн задаётся вопросом, почему структура организмов усложняется в процессе развития, ведь наши знания об организации материи убеждают нас в том, что жизнь должна стремиться к более простым и стабильным формам. По словам Полкинхорна, эти проблемы усугубляются, если мы рассмотрим эволюцию мозга от его простейших форм вплоть до появления мозга человека. До сих пор наука не даёт однозначного ответа на вопрос о том, как мог появиться столь сложный орган. Это приводит Полкинхорна к выводу, что в основании устройства Вселенной лежит разумный замысел Творца.