Шюрер Эмиль
Шю́рер Э́миль, Эмиль Иоганнес Шюрер (Emil Johannes Schürer) (2.5.1844, Аугсбург – 30.4.1910, Гёттинген), немецкий протестантский историк иудаизма и раннего христианства. В 1862–1866 гг. получил богословское образование в университетах Эрлангена (где его учителем был И. К. К. фон Гофман), Берлина и Гейдельберга. В 1869 г. в Лейпцигском университете получил докторскую степень (тема диссертации «Концепция религии Шлейермахера и её философские предпосылки»). Тогда же стал преподавателем, а с 1873 г. – экстраординарным профессором в Лейпциге. В 1878 г. получил место ординарного профессора в Гисенском университете. В 1890 г. переехал в Киль (где исполнял обязанности ректора Кильского университета в 1894–1895). В 1895 г. стал ординарным профессором в Гёттингенском университете, где проработал до конца своей карьеры. В 1877 г. Евангелический теологический факультет Тюбингенского университета присвоил Шюреру звание почётного доктора, в 1893 г. он был избран членом-корреспондентом Королевской прусской академии наук в Берлине.
От своего эрлангенского учителя Гофмана Шюрер унаследовал интерес к исторической экзегезе. Большую роль в формировании научного подхода Шюрера сыграл Р. Роте, благодаря которому он смог глубоко изучить творчество Ф. Шлейермахера и Ф. Баура. Кроме того, на исторический метод Шюрера оказали влияние К. Ф. фон Вайцзеккер и г. Ю. Гольцман, поворот которого к историческому скептицизму он, однако, не разделял. Наибольшее влияние на теологическую позицию Шюрера оказала либеральная теология А. Ричля.
Наиболее известное произведение Шюрера, сделавшее ему имя в истории библеистики, – «История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа» («Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi»). Его 1-е издание (1874) называлось «Учебник современной истории в Завете» («Lehrbuch der neutestamentlichen Zeitgeschichte»). В дальнейшем издавалось под его современным названием. К 4-му изданию (1901–1911) Шюрер значительно увеличил объём текста, добавив к греческим источникам (1-й и 2-й Маккавейским книгам и Иосифу Флавию) данные эпиграфики, нумизматики и исследования папирусов.
Шюрер был убеждён, что евангельскую историю и саму проповедь Иисуса нельзя понять без понимания еврейской истории и того контекста (в том числе идейного), который окружал иудейский народ. Ясность изложения, богатство цитат и ссылок на источники способствовали успеху труда Шюрера в научной среде, долгое время он оставался стандартным справочником по истории иудейского народа. Вместе с тем критики указывали на недостаточное использование Шюрером раввинистической литературы и иудейских мессианских традиций (Moore. 1921. P. 237–241), недостатком считался и особый акцент на абсолютности христианской религии.
4-е (последнее прижизненное) издание состоит из 3 частей:
«Политическая история Палестины в 175 г. до н. э. – 135 г. н. э.».
«Внутренние условия – организация и религиозная жизнь иудаизма».
«Иудаизм в диаспоре и еврейская литература».
Шюрер полагал, что главным событием для иудаизма новозаветного периода было распространение влияния фарисеев, поэтому он начал свою историю со времени возникновения этой религиозно-политической группы – движения Маккавеев – и завершил её временем их триумфа – началом эпохи Талмуда в правление императора Адриана. Шюрер выделил два периода: первый охватывает время от правления Антиоха ΙV Эпифана (175 до н. э.) до завоевания Иудеи Помпеем (63 до н. э.). В этой части он описывает восстание Маттафии и развитие военного успеха Иудой Маккавеем, правление братьев Иуды – Ионафана и Симона, деятельность более поздних Хасмонеев.
Второй период охватывает эпоху с 63 г. до н. э. до правления императора Адриана (135 н. э.). Шюрер подробно описывает историю римской провинции Сирия. Далее следуют рассказы о правлении Ирода I Великого (37–4 до н. э.), его сыновей (Филиппа, Антипы и Архелая), о правлении римских прокураторов, особенно Квириния и Пилата, Ирода Агриппы I, римских прокураторов Феликса и Феста, а также деятельность Ирода Агриппы II. В связи с правлением Квириния даётся экскурс о «переписи Квириния» (Лк 2:1–5), в котором рассматривается вопрос о её историчности. Подробно описывается Иудейская война: начало восстания, военные действия в Галилее, осада и падение Иерусалима в 70 г. В заключительном разделе представлены события от разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы и его подавления войсками Адриана, результатом чего, согласно Шюреру, стала романизация Иерусалима и расцвет фарисейского иудаизма, отвергавшего всякое общение с языческим миром.
Убеждение Шюрера, что материнской почвой христианства был иудаизм, а не древний эллинистический синкретизм, в целом нашло подтверждение в последующих исследованиях, прежде всего в англоязычной научной традиции (в Германии того времени господствовала методология школы истории религии).
«История еврейского народа» в 1885–1891 гг. была переведена и опубликована в Великобритании. Позднее она была переработана и издана авторитетными исследователями – Г. Вермешем, Ф. Милларом и М. Гудманом (Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ. Vol. 1 Edinburgh, 1973; Vol. 2 Edinburgh, 1979; Vol. 3 Pt. 1–2. Edinburgh, 1986–1987.) и долго рассматривалась в качестве наиболее полного описания иудаизма новозаветного времени.
В 1961 г. к изданию была добавлена обновлённая библиография с использованием источников, обнаруженных уже после смерти Шюрера (например, свитки Мёртвого моря), кроме того, был смягчён антииудейский акцент в изложении Шюрера.
Шюрер был основателем и редактором журнала Theologische Literaturzeitung. В 1876–1910 гг. он издал на страницах журнала несколько сотен обзоров научных публикаций. Первоначально в журнале публиковались и консервативные исследователи, но после создания журнала Theologisches Literaturblatt журнал Шюрера стал главным органом историко-критического богословия школы А. Ричля. Рецензии Шюрера были подготовлены с высокой степенью тщательности и вызывали дискуссии с консервативными исследователями, такими как А. Шлаттер и У. М. Рамсей.
Шюрер написал также «Теологию Нового Завета», которая, однако, осталась неопубликованной. В своём взгляде на Новый Завет он оказался наиболее консервативным представителем либерального богословия. Выступая против скептицизма Ю. Велльгаузена, Шюрер исходил из того, что Иисус сам называл себя Сыном Человеческим (ср.: Дан 7:13) и считал себя Мессией, страдающим и умирающим за людей. Центральной концепцией проповеди Иисуса было Царство Божие, которое он понимал не в иудейском политическом смысле, а в духовно-нравственном – как присутствие божественной милости. Иудаизм в изображении Шюрера лишь фон, оттеняющий особенности религии Иисуса.