Асана
А́са́на (санскр. आसन – сидячая поза, место для сидения, поза), изначально – поза сидячей медитации в йоге; в хатха-йоге и современной йоге также упражнение для любого типа положения тела, включая лежачее, стоячее, перевёрнутое, скручивание, балансирование. Асана является 3-й ступенью «восьмеричного пути» йоги, включающего следующие ступени:
Яма (кодексы социального поведения).
Нияма (соблюдение себя).
Асана (позы).
Пранаяма (дыхательная работа).
Пратьяхара (отстранение чувств или непривязанность).
Дхарана (концентрация).
Дхьяна (медитация).
Самадхи (реализация истинного «Я», Атмана, и единство с Брахманом, высшей реальностью) (Humphrey. 1987).
В йоге под асаной понимается не только положение тела, но и выбор места для йогических упражнений. К нему предъявляются 3 основных требования: оно должно быть тихим, чистым и безопасным. Позже разделы классической йоги об асанах трансформировались в специальную систему «хатха-йога» («мощная» или «суровая» йога), называемую даже «йогой с самоистязанием». Эта школа йоги направлена на приобретение физической силы и здоровья, причём людьми уже здоровыми и сильными (Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Москва, 2008).
Наряду с дыхательными упражнениями пранаямы, асаны являются физическими движениями хатха-йоги и современной йоги. Патанджали, индийский философ, лингвист и писатель, автор «Йога-сутры», считающийся родоначальником философской школы йоги, описывает асаны как «устойчивую и удобную позу» (Āraṇya Swami Hariharānanda. 1983. P. 228). При этом имеются в виду сидячие позы, используемые для пранаямы и медитации, где медитация – это путь к самадхи, трансперсональной самореализации.
История асан
Впервые описание асаны как иной позы, помимо сидячей, появляется в вишнуитском трактате «Виманарчанакальпа» (10–11 вв.): в рукописи описана Маюрасана (поза павлина) – балансирующая поза. Такие позы, по мнению Дж. Маллинсона (Roots of yoga. 2017), были созданы за пределами шиваизма и ассоциировались с аскетизмом; позже они были приняты йогами натхов. Натх-йоги – одно из имён бога Шивы, переводящееся с санскрита как «повелитель» или «мастер». Почитатели Шивы натхи – аскеты, согласно преданию создавшие систему практики йоги для достижения освобождения (мокши).
«Горакша Сатака» (10–11 вв.; также «Горакша Паддхати»), ранний текст хатха-йоги, описывает происхождение 84 классических асан, которые были открыты индуистским божеством Шивой. Отмечая, что существует столько же поз, сколько существует существ, и что всего существует 84 лакха, или 8 400 000 видов живых существ, автор текста утверждает, что Шива создал асану для каждого лакха. Из этих 84 поз описываются только две: Сиддхасана (совершенная поза) и Падмасана (поза лотоса) (Goraksha-Paddhati). Число 84 является символическим, а не буквальным и указывает на завершённость и священный характер количества асан.
В трактате «Хатха-йога-прадипика» (15 в.) указывается, что из этих 84 поз йоги наиболее важными являются 1-е четыре – сидячие позы Сиддхасана, Падмасана, Бхадрасана (поза, приносящая благо) и Симхасана (поза льва). К 17 в. асаны стали важным компонентом практики хатха-йоги и появилось больше поз без сидения.
В индуизме асаны хатха-йоги изначально были направлены к духовной цели достижения самадхи (Haha Yoga. P. 770–781). Религиовед А. Джайн отмечает, что средневековая хатха-йога была распространена во множестве традиций – от шиваитских натхов до вайшнавов, джайнов и суфиев (Jain. 2015). По её мнению, цели практики были весьма разнообразны: это и духовные цели, включающие «тантрические манипуляции с тонким телом», и чисто физические цели вроде уничтожения ядов. М. Синглтон описывает цель хатха-йоги как «превращение человеческого тела в сосуд, невосприимчивый к смертельному разложению», приводя метафору Гхеранда-самхиты о глиняном горшке, который требует огня йоги, чтобы сделать его пригодным для использования. В книге «Истоки йоги» («Roots of Yoga», 2017) Дж. Маллинсон и М. Синглтон отмечают, что примерно до 14 в. цель практики была двоякой. Во-первых, она была направлена на то, чтобы сформировать стабильную платформу для пранаямы, повторения мантр (джапы) и медитации, которые, в свою очередь, преследовали духовные цели. Во-вторых, целью было остановить накопление кармы и обрести тапас – аскетические силы, наделявшие «сверхъестественными способностями». Хатха-йога добавила к этому способность лечить болезни.
Распространение на Западе
Йога обрела популярность в западном мире благодаря заявлениям о её пользе для здоровья, достигаемой воздействием (как физическим, так и психологическим) упражнений и растяжек на тело. История таких утверждений была рассмотрена У. Дж. Бродом в его книге «Наука йоги» («The Science of Yoga», 2012). Брод утверждает, что популяризация йоги как практики, полезной для здоровья, началась на волне индийского национализма и имеет «множество реальных преимуществ» (Broad. 2012).
На западе йога рассматривалась прежде всего как гимнастика, набор упражнений для укрепления тела и улучшения физической формы. Поэтому популяризаторам йоги пришлось адаптировать классические асаны для нужд западного человека. Классические комплексы асан были расширены, в них добавились последовательности асан. Многие позы считающиеся сегодня «каноническими» были изобретены йогами-модернистами в начале 20 в.
Йога была представлена западному миру во время визита Вивекананды в 1893 г. на Всемирный парламент религий в Чикаго и в его книге 1896 г. «Раджа-йога» (Syman. 2010). Асаны йоги были привезены в США учителем йоги Йогендрой. Он основал филиал Института йоги на т. н. Медвежьей горе в штате Нью-Йорк в 1919 г., начал популяризировать хатха-йогу, искал научные доказательства её пользы для здоровья и публиковал книги, такие как «Асаны йоги в упрощённом изложении» («Yoga Asanas Simplified», 1928) и «Личная гигиена йоги в упрощённом изложении» («Yoga Personal Hygiene Simplified», 1931). Плавные последовательности асан, такие как Сурья Намаскар (приветствие Солнцу), а также Уттанасана (сгибание вперёд) обрели сегодня огромную популярность благодаря радже Бхаванрао Шринивасрао Панту, пик деятельности которого пришёлся на 1920-е гг. (Goldberg. 2016).
В 1924 г. учитель йоги Кувалаянанда основал в Махараштре исследовательский центр здоровья и йоги «Кайвальядхама», где искал научную и медицинскую основу для йогических практик, сочетая асаны с гимнастикой. В 1925 г. соперник Кувалаянанды Парамаханса Йогананда, переехав из Индии в США, основал в Лос-Анджелесе Общество самореализации. Обучение йоге в этом месте включало асаны, дыхание, пение и медитации. В 1923 г. младший брат Йогананды, Бишну Чаран Гхош, основал в Калькутте (ныне Колката) Колледж йоги и физической культуры А. Гхоша (Alter. 2004). Тирумалай Кришнамачарья, «отец современной йоги», говорил, что в 1912–1918 гг. провёл 7 лет с одним из немногих живших тогда мастеров хатха-йоги, Рамамоханом Брахмачарьей, на озере Манасаровар в Тибете (Singleton. 2010). Он учился у Кувалаянанды в 1930-х гг., а затем в собственной йогашале (школе йоги) во дворце Джаганмохан в Майсуре создал сочетание хатха-йоги, борцовских упражнений и современных западных гимнастических движений, непохожее ни на что, виденное ранее в традиции йоги. Махараджа Майсура Кришнараджа Водеяр IV был ведущим сторонником физической культуры в Индии, и соседний зал его дворца использовался для проведения занятий Сурья Намаскар, которые тогда считались гимнастическими упражнениями. Кришнамачарья адаптировал эти последовательности упражнений в свой плавный стиль йоги виньяса. М. Синглтон (Singleton. 2010) отмечает, что гимнастические системы вроде системы Нильса Буха были популярны в физической культуре Индии в то время и содержали множество поз, подобных новым асанам Кришнамачарьи.
Другие индийские школы йоги переняли новый стиль асан, но в той или иной степени продолжали подчёркивать духовные цели и практики хатха-йоги.
В 1960-е гг. на волне движения хиппи возрастает интерес к различным восточным религиям и практикам. Индуистские, буддийские и сикхские учителя с удовольствием обучали западных учеников практикам йоги, создавая новые направления. Так, в 1969 г. Йоги Бхаджан познакомил жителей США с новым направлением кундалини-йоги, а его фонд Healthy, Happy, Holy Organization ныне является одним из крупнейших в мире учреждений, обучающих практике йоги.
В России интерес к практике йоги возник ещё до революции 1917 г., однако пик популярности йоги пришёлся на 1960–1970-е гг. В начале 1960-х гг. в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов. В это же время советский философ-индолог В. В. Бродов, лично убедившийся в благотворном влиянии асан йоги на физическое здоровье, стал главным популяризатором йоги в СССР. Он обнародовал целый ряд статей и книг по этому вопросу. Одно из самых известных начинаний Бродова – участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги – кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 г. и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии.
Со временем стали появляться новые стили и направления йоги, которых в начале 21 в. насчитывается несколько десятков: кундалини-йога, аштанга-виньяса йога, йога Б. К. С. Айенгара, бикрам-йога, йога-нидра – вот далеко не полный перечень новых, крайне популярных направлений йоги. А. Джайн в своей книге «Йога на продажу: от контркультуры к поп-культуре» («Selling yoga: From Counterculture to Pop Culture», 2015) рассматривает процессы брендизации и коммерциализации современной йоги. Джайн пишет, что йога прошла путь от символа контркультуры к неотъемлемому атрибуту культуры потребления.