Бросс Шарль де
Бросс Шарль де (Charles de Brosses) (7.2.1709, Дижон – 7.5.1777, Париж), французский писатель, этнограф, общественный деятель эпохи Просвещения, учёный-энциклопедист, один из основателей исторического подхода к изучению религии. Известен как автор теории фетишизма в религиоведении.
Образование и карьера
Происходил из древнего французского дворянского рода. Обучался в родном городе в иезуитском коллеже совместно с Ж.-Л. Леклерком де Бюффоном. Семья де Бросса традиционно была связана с общественным служением в магистрате: Пьер II (1647–1704), дед Шарля, был советником в парламенте Бургундии; отец, Шарль, барон Монфалькона, также продолжил семейную традицию.
В 14 лет Шарль лишился отца, после чего его образованием занималась мать. Он прослушал курс наук на недавно открывшемся факультете юриспруденции в Университете Дижона, с блеском прошёл экзаменационные испытания и 13 февраля 1730 г., в 21 год, занял место на скамье советников бургундского парламента. В 1741 г. он стал вице-президентом парламента (président à mortier), а с 1775 г. – его главой. До конца своей жизни выступал против абсолютной власти французского монарха, за что дважды был изгнан: в 1744 и в 1771 гг.
В 1739–1740 гг. он совершил поездку в Италию, где начал собирать материал об Античности. Всю жизнь активно участвовал в интеллектуальной жизни Франции: хорошо знал Ж. Л. Д’Аламбера и Д. Дидро, писал статьи для издаваемой ими «Энциклопедии». Благодаря своим трудам приобрёл известность и стал свободным членом Академии надписей и изящной словесности; однако личные разногласия с Вольтером не дали ему возможности вступить во Французскую академию.
23 ноября 1742 г. де Бросс женился на Франсуазе Кастель де Сен-Пьер (-Эглиз), а после её смерти в 1761 г. вступил в брак вторично с Мари-Жанной Ле Гуз де Сен-Сен. Умер после продолжительной болезни на руках своей дочери в 1777 г. в Париже. Похоронен там же, в церкви Сент-Андре-дез-Ар, которая вскоре была разрушена вместе с могилой философа.
Сочинения
Де Бросс был увлечён культурой и историей Древнего Рима: более 30 лет он собирал дошедшие отрывки «Истории» римского историка Саллюстия. Систематизировал более 700 отрывков, восполнив пробелы, и в 1777 г. в Дижоне была издана «История VII века Римской республики авторства Саллюстия» (Histoire de la République Romaine dans le cours du septième siècle, par Salluste).
Итогом путешествия де Бросса в Италию в 1739–1740 гг. стали «Письма, написанные из Италии» («Lettres familières écrites d'Italie»), которые впервые были опубликованы в 1799 г. А. С. Пушкин и Стендаль признавали их вершиной литературного мастерства. Помимо этого, в 1750 г. он издал «Письма о нынешнем состоянии города Геркулеи и о причинах его захоронения под руинами Везувия» («Lettres sur l'état actuel de la ville souterraine d'Herculée et sur les causes de son ensevelissement sous les ruines du Vésuve»).
По совету друга детства Ж.-Л. де Бюффона де Бросс начинает систематизировать все свидетельства путешественников о южных землях, собранные за последние 250 лет: в 1756 г. выходит «История морских плаваний в южные земли» (Histoire des navigations aux terres australes). Именно с этим трудом связано появление названия «Австралия», обозначающего материк, а также наименования «Полинезия», используемого для обозначения группы островов. Благодаря точности изложения «Истории морских плаваний», капитан Дж. Кук смог открыть Австралию в 1770 г.
В 1760-х гг. были изданы два главных труда де Бросса: «Трактат о механическом образовании языков» (Traité de la formation méchanique des langues, 1765) и «О фетишизме» (Du culte des dieux fétiches, 1760). В первой книге де Бросс размышлял о происхождении языка, во второй – вернулся к теме фетишизма, впервые затронутой им в «Истории морских плаваний».
Теория происхождения религии и фетишизм
Темы религии разбираются де Броссом в книге «О фетишизме». Отправной точкой рассуждения де Бросса становится древняя мифология: как он предполагает, мифология семитских народов подверглась сильной эллинизации, из-за чего мы неверно понимаем её содержание. Де Бросс утверждал, что «мифология [есть] не что иное, как история или рассказ о делах умерших людей» (де Бросс. 1973. С. 15). Общность некоторых религиозных представлений происходит из одинакового способа мышления, «всюду один и тот же механизм идей, а отсюда один и тот же механизм действий» (де Бросс. 1973. С. 84). Разные народы, по мнению автора, находились на разных ступенях развития человечества: этим объяснялась неоднородность уровня развития народов. Первоначальным состоянием провозглашается состояние первой религии, интеллектуальной религии (де Бросс. 1973. С. 89) или божественного откровения, которое часть народов утратило, оказавшись на низших уровнях развития. Искажение религиозных понятий произошло через «идолопоклонство» – обожествление предметов или же умерших людей (мифологизация личностей). Де Бросс доказывает, что народы развивались, переходя от чувственных предметов к абстрактным идеям, и это способствовало прогрессу эволюции знания. Истоками религии он называет «страх, удивление, признательность, рассудительность» (де Бросс. 1973. С. 91). Чем ниже уровень развития общества, тем больше в нём суеверий и насаждающих их людей. Образованные и просвещённые народы, по мнению де Бросса, единодушно исповедуют единого Бога, отвергая суеверия.
Из тезиса о всеобщности стадий развития человеческого социума Шарль де Бросс приходит к выводу, что современные первобытные народы имеют схожую структуру с древними обществами Египта и Греции. В этой стадии он рассматривает 2 вида древней религии, каждый из которых, как он утверждает, был распространён по всей земле в тех или иных проявлениях: поклонение небесным светилам и поклонение земным и материальным предметам. Последний вид религиозности де Бросс называет «фетишизмом» (де Бросс. 1973. С. 16) – от слова «фетиш» (франц. fétiche; от португ. feitiço – амулет, волшебство), использованного датским миссионером В. И. Мюллером в 1673 г. для описания изваяний божеств и духов в работе «Африканское Фету, расположенное на Золотом Береге Гвинеи» («Afrikanische auf der Guineischen Gold-Cust Gelegene Landschaft Fetu»). Впоследствии этим словом европейцы стали обозначать предметы почитания африканцев. Фетишизм происходит из склонности человека олицетворять невидимую силу, которая вызывает в нём страх и недоумение, в видимых материальных предметах.
Это понятие де Бросс применяет «для характеристики верований некоторых народов, у которых подобные предметы являются не столько богами, сколько вещами, лишь одаренными божественной силой, как, например, оракулы, амулеты, оберегающие талисманы» (де Бросс. 1973). Стадия фетишизма, по его мнению, предшествует идололатрии и является его основой, поскольку подобные убеждения долгое время остаются частью развивающегося культа.
Значение идей де Бросса и их последующая рецепция
На научные взгляды де Бросса в значительной мере повлияли античные философы. В частности, представление мифологии как формы обожествления умерших правителей было представлено греческим философом-киренаиком Евгемером. Вслед за ним де Бросс критикует аллегоризм как способ понимания мифа.
Понимание религии как возникшей из страха и невежества появилось ещё в Античности: Демокрит предполагал возникновение религии из страха, а римский философ-эпикуреец Лукреций – из страха перед необъяснимым; о происхождении религии из страха и суеверия говорили и современники де Бросса: его друг К. А. Гельвеций («О человеке, его умственных способностях и его воспитании», 1773) и П. А. Гольбах («Разоблаченное христианство», 1761; «Священная зараза», 1968). В последующие эпохи концепция Ш. де Бросса не теряла своей значимости.
Его учение активно использовалось для объяснения первобытной религии как антропологами, так и философами в материалистических концепциях объяснения религии. В частности, К. Маркс, прочитав книгу «О фетишизме», делал из неё выписки и цитировал её в своих статьях, а Г. В. Ф. Гегель называл фетишизм и анимизм первичными стадиями развития религиозности.