Бальтазар Ханс Урс фон
Бальтаза́р Ханс Урс фон (Hans Urs von Balthasar) (12.8.1905, Люцерн – 26.6.1988, Базель), швейцарский католический богослов. Учился в университетах Вены, Берлина и Цюриха. Итогом его первоначальных занятий германистикой явилось сочинение «Апокалипсис немецкой души» («Apokalypse der deutschen Seele», Bd 1–3, 1937–1939), раскрывающее в свете христианского миропонимания «прометеевский» и «дионисийский» эсхатологический горизонт немецкой литературы и философии «от Лессинга до наших дней». Священник (с 1936). С 1940 г. духовник Адриенн фон Шпайр, в течение многих лет записывал её видения; своё последующее творчество он рассматривал как «богословскую транскрипцию» её мистического опыта. Иезуит с 1929 г., в 1950 г. вышел из ордена, чтобы в качестве свободного писателя осуществлять духовное руководство основанной в 1944 г. им и А. фон Шпайр секулярной «Общиной Иоанна [Богослова]» (Johannisgemeinschaft). Средоточием своей деятельности Бальтазар считал «труды по обновлению Церкви через создание новых общин, в которых строгая христианская жизнь по евангельским заповедям сочетается с пребыванием в миру» (сб. «Mein Werk – Durchblicke», Einsiedeln, 1990, S. 76).
Многочисленные труды Бальтазара (около 80 книг и свыше 500 статей), посвящённые, в частности, истолкованию патристического наследия (монографии об Оригене, Григории Нисском, Максиме Исповеднике и др.) и современных ему богословских и философских концепций (работы о К. Барте, М. Бубере, Р. Гвардини, А. де Любаке, Р. Шнайдере и др.) и завершающиеся фундаментальной трилогией (в 16 томах) «Сияние славы. Богословская эстетика» («Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik», Bd 1–7, 1961–69), «Божественная драма» («Theodramatik», Bd 1–5, 1973–1983) и «Божественная логика» («Theologik», Bd 1–3, 1985–87), проникнуты стремлением показать универсальный характер («кафоличность») христианской веры и библейского Откровения. Это стремление сочетается с принципиально антисистематической установкой его богословствования [«Бог обитает в свете неприступном», и хотя «центральный свет существует, но зримы лишь различные его излучения» («Skizzen zur Theologie». Bd 4: «Pneuma und Institution». Einsiedeln, 1974, S. 9)]. В центре своеобразной богословской феноменологии Бальтазара – Христос как ключ к пониманию бытия, истории и человека, как универсальная конкретная аналогия сущего (Бальтазар в процессе многолетней дискуссии с К. Бартом развивает концепцию Э. Пшивары), как средоточие путей Божьих в мире, как мера предельной близости (единосущия) с Богом и предельной богооставленности человека на кресте; говоря языком М. Хайдеггера, в лице Христа «бытие в его здесь-бытии (Dasein) однажды (и навсегда!) было вопрошено в его глубине» («Mein Werk – Durchblicke», S. 20). В лице Христа соединяются любовь человеческая и Божественная – восходящий к Богу человеческий эрос и нисходящая к творению в акте кеносиса, в облике униженного и распятого Христа (вслед за Игнатием Антиохийским Бальтазар говорит о «распятом эросе») Божественная любовь-агапе [«Достойна веры лишь любовь» («Glaubhaft ist nur die Liebe», 1963; рус. пер. 1997)]. Явленная во Христе полнота Откровения раскрывается в истории Церкви прежде всего в лице святых – этом «самом аутентичном комментарии к Слову Божию, ставшему плотью» («Geist und Feuer/Herder Korrespondenz», 1976, Bd 30, S. 75). Святой Дух даёт ответ на жгучие вопросы времени в лице нового святого, являющего собой миру «конкретное послание небес». Бальтазар подчёркивает объективный характер этого послания, которое не может быть понято при эмпирически-психологическом подходе к личности его носителя. Как бы корректируя название духовной автобиографии святой Терезы из Лизьё [«История одной души» («L’histoire d’une âme»), 1898], Бальтазар озаглавил свою книгу о ней «Тереза из Лизьё. История одного послания» («Therese von Lisieux. Geschichte einer Sendung», 1950). Святые осуществляют критическую функцию по отношению к обмирщённой традиции, вступая подчас в конфликт с ней, – традиция растёт из «живого центра святости». Отмечая, что вплоть до 13 в. великие богословы были святыми, Бальтазар характеризует происходящее затем разобщение профессиональной теологии и духовности («коленопреклонённое» богословие святых, развёртывающееся в пространстве молитвы, сменяется школьной «сидящей» теологией) и возникающую ложную дихотомию «духа» и «институции» как разрыв живого организма Церкви.
Член Папской богословской комиссии (с 1969), Бальтазар выступал с критикой модернистских идей К. Ранера и Г. Кюнга. С 1972 г. возглавлял редколлегию международного католического журнала Communio. Умер за два дня до принятия сана кардинала.