Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς ‘Υπεραγίας Θεοτόκου, лат. Nativitas Beatae Mariae Virginis), христианский праздник, посвящённый рождению Девы Марии, которой предназначено было стать Богородицей, матерью Иисуса Христа. В большинстве христианских церквей (за исключением протестантских) отмечается 8(21) сентября. В православной традиции – первый двунадесятый праздник с начала богослужебного года.
Согласно апокрифическому преданию (канонические Евангелия об этом не упоминают), Дева Мария родилась у пожилой еврейской супружеской четы Иоакима и Анны, долго терпевших «поношения бесчадства» (бесплодие в Ветхом Завете рассматривалось как наказание Божие за грехи). Однажды в Иерусалимском храме Иоакиму указали на бесплодие его брака и отвергли его жертву. «Посрамлённый перед народом» старец удалился в пустыню, дав обет не возвращаться до получения знамения свыше. В это же время его жена Анна, молясь Богу о даровании чада, увидела во дворе среди лавровых ветвей гнездо едва оперившихся птиц. Испытания веры супругов на этом завершились; обоим явился ангел и объявил о скором рождении дочери Марии (евр. מִרְיָם, Мириам – госпожа, княгиня). Супруги обещали принести дитя в дар Богу, для чего девочка воспитывалась в ритуальной чистоте.
Невозможное по человеческим меркам рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения её предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры как продолжение библейской темы «испрошенных у Бога» детей, которым предстояло великое будущее (Иосиф, Самуил, Иоанн Креститель).
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Иерусалиме в 5 в. В православных песнопениях праздника подчёркивается, что Рождество Пресвятой Богородицы, «радость всей Вселенной», знаменует начало спасения человечества, ибо божественным промыслом Дева Мария была предназначена стать матерью Бога, Христа Спасителя. Католическая церковь, кроме Рождества Пресвятой Богородицы, чествует День Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря), основанный на одноимённом догмате (провозглашён Пием IX в 1854), который утверждает, что Мария с момента соединения её души с плотью во чреве матери единственная из людей была «искуплена ... в предвидении заслуг её Сына» и предохранена Богом от осквернения первородным грехом. Само же её зачатие совершилось в акте естественной супружеской близости родителей. Православные тоже празднуют «Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы» 9(22) декабря, но утверждают, что Дева Мария не могла быть заранее отделена от остальных потомков Адама, совершившего первородный грех, и поэтому так же, как и все люди, нуждалась в искуплении, совершённом её Сыном.
Раннехристианская иконографическая схема Рождества Пресвятой Богородицы (святая Анна на ложе в интерьере, рядом с ней повитухи, купающие Младенца) повторяет позднеантичную схему рождения бога или героя (например, тканое изображение «Рождение Диониса», 4–5 вв., Лувр, Париж). Первые изображения этой сцены появились в резных диптихах (6 в., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и фресковых циклах (8 в., церковь Санта-Мария-Антиква в Риме).
В византийском искусстве иконография Рождества Пресвятой Богородицы сложилась в послеиконоборческий период, она включает образ святой Анны на ложе с тремя предстоящими девами, несущими дары, и служанку, купающую Младенца (фрески храма Кызылчукур в Каппадокии, 850–860; миниатюры Минология Василия II, 976–1025, Библиотека Ватикана, и других рукописей). С конца 10 в. сюжет вошёл в систему декорации храмов (церковь Святой Софии в Охриде, 1040-е гг., и др.). Богатство жилища родителей Марии подчёркивалось с помощью опахала из павлиньих перьев (церковь Успения Богородицы в Дафни, около 1100), роскошно украшенной колыбели (гомилии Иакова Коккиновафского), дворцовой архитектуры (церковь Святых Иоакима и Анны при Студеницком монастыре, 1314) и др. Сцена встречается также в житийных иконах: триптих с центральным изображением Богоматери Виматариссы (Алтарной) (начало 13 в., Синайский монастырь Святой Екатерины). Начиная с 14 в. в сцене фигурировал также образ Иоакима (монастырь Хора в Константинополе, ныне Стамбул).
В древнерусском искусстве ранние образы Рождества Пресвятой Богородицы следовали византийской иконографии (фрески в храме Святой Софии в Киеве, 1040-е гг., Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове, 1140-е гг., и др.). С 16 в. сцена Рождества Пресвятой Богородицы дополнялась сценой «Ласкание Марии Иоакимом и Анной» (росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502; икона со сценами протоевангельского цикла и земной жизни Марии, середина 16 в., Устюжский краеведческий музей). Сцена представлена в составе богородичных циклов в монументальной живописи (росписи: Успенских соборов – Московского Кремля, 1642–1643, Свияжского монастыря, 1560-е гг., Кирилло-Белозерского монастыря, 1641; церкви Рождества Богоматери Саввино-Сторожевского монастыря, середина 17 в., и др.). Широкое распространение получили иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
В западноевропейском искусстве изображения Рождества Пресвятой Богородицы малочисленны до середины 13 в. из-за отсутствия официального признания праздника и сохранения неканонического статуса текстов, ему посвящённых. С конца 13 в. они получили распространение под влиянием византийских протоевангельских циклов в Италии (мозаики южного трансепта собора Святого Марка в Венеции), в монументальных циклах, основанных на «Золотой легенде» Якова Ворагинского и других текстах, включающих жизнь Марии в состав евангельского цикла: мозаика П. Каваллини в апсиде церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме (2-я половина 1290-х гг.), фреска Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе (1303–1306), триптих П. Лоренцетти (1342, Музей собора, Сиена). В искусстве итальянского Ренессанса к сцене добавляются многие жанровые подробности: панно В. Карпаччо (1504–1508, Галерея Каррара, Бергамо), росписи Д. Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1486–1490) и др. В искусстве Северного Возрождения распространился тип «Рождество Марии в церкви» как иллюстрация идеи о Богоматери – воплощении земной Церкви (картина А. Альтдорфера, 1525, Старая пинакотека, Мюнхен). После Тридентского собора сцену стали изображать в светском интерьере, но с отверстыми небесами и ангелами (картины Х. М. Теотокопули, между 1608 и 1620, собрание фонда Э. Г. Бюрле, Кунстхаус, Цюрих; Б. Э. Мурильо, 1660, Лувр, Париж).