Потала
Потала́ (ཕོ་བྲང་པོ་ཏ་ལ་), дворец далай-лам Тибета. Расположен в г. Лхаса – исторической столице Тибетского государства, ныне административном центре Тибетского автономного района (КНР). Дворцовый комплекс включает в себя Белый и Красный дворцы, а также большое число святилищ, ступы с останками далай-лам и т. д. Ранее в нём находились монастырь (Намгьел-дацан), тибетское правительство (Кашаг), департамент религии (Игцан), буддийская академия. Ныне Потала – музей национального уровня.
Тибетцы называют дворец «Це Потала», «Це потран» (тибет. – Дворец), «Потран Потала» (тибет. – Дворец Потала), «Потран марпо» (тибет. – Красный дворец), «Рибо Дудзин». «Потала» на санскрите означает название священной горы, на которой по индуистским поверьям обитает бог Шива, буддисты считают, что гора – это чистая обитель бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Рибо Дудзин).
История
Точно неизвестно, когда было начато строительство первого дворца на месте современной Поталы. В «Летописях царей Тибета» есть сведения, что 28-й царь Тибета Лхатхотхори Нянцен (около 4 в.) жил во дворце на Красной горе, в то время как другие источники относят строительство дворца к 7 в. – времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, защитника веры (дхармараджи) Сонцзен Гампо (604–649). В 631 г. он перенёс столицу в г. Лхаса (изначально – Раса) и построил на вершине Красной горы белый дворец. После его женитьбы на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого бесценные статуи Будды, для этих статуй возвели 2 специальных храма.
В тибетском апокрифическом сочинении «Мани-кабум», приписываемом царю Сонцзен Гампо, рассказывается, каким был дворец в те времена. Всего в Лхасе было 3 горы: Красная гора (тибет. – Марпори), Железная гора (тибет. – Чагпори) и Промежуточная гора (тибет. – Бармари). Марпори была подобна лежащему на земле слону, Чагпори – подобна прыгающему ввысь льву, а Бармари – подобна входящей в пещеру тигрице. Гора Марпори была окружена тремя стенами, внутри которых был воздвигнут 9-этажный дворец с 999 залами. Вместе с башней на вершине дворца общее число залов достигало ровно 1 тыс. На крыше дворца были установлены 1 тыс. знамён на копьях. К югу построен 9-этажный дворец для царицы. По 4 сторонам стены имелось 4 ворот, на каждом из них – по башне, у каждой башни – по стражнику. Между дворцами царя и царицы был протянут цепной железный мост. На юго-востоке от дворца пролегала дорожка для конных скачек.
Этот дворец был сожжён, по одним источникам, молнией, по другим – китайскими войсками во время правления царя Мансрон Манцзэна (начало 8 в.). В период царствования дхармараджи Тисрон Дэвцзэна (8 в.), при котором Тибет достиг вершины своего могущества, ни царского дворца, ни дворца царицы уже не было, на прежнем месте оставались лишь пещера, где когда-то медитировал царь Сонцзен Гампо, и храм Арья Локешвары, сохранившиеся и поныне. В храме проповедовали учение великие наставники 1-й волны распространения буддизма, и дворец того времени служил буддийским храмом.
Строительство дворца в современном виде относится уже к 17 в. В то время между буддийскими школами кармапа и гелугпа велась ожесточённая борьба, которую поддерживали с разных сторон различные монгольские племена. Правитель Цзана (Центральный Тибет) и покровитель школы кармапа, деси Карма Тэнкьён, смог с помощью Лигдэн-хана чахарского и Чогту-хана халхасского на время значительно ослабить силы гелугпа в Уйе (Центральный Тибет). Сторонники гелугпа, со своей стороны, в лице Панчен-ламы Лобсанг Чогьяла идентифицировали Пятую реинкарнацию далай-лам – Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682), а затем призвали на помощь глав ойратских племён. Гуши-хан (1582–1654), глава ойратского племени хошутов, сверг в 1637 г. Чогту-хана, в 1642 г. вошёл в Центральный Тибет, лишил власти правительство Цзана и передал всю светскую и религиозную власть над Тибетом Далай-ламе V. В монастыре Дрепунг было основано тибетское правительство – Ганден-подранг.
В 1645 г. Далай-лама приказал начать строительство Белого дворца, которое было окончено через 3 года. Ганден Потранг был переведён из Дрепунга в Поталу. К тому же времени относится возвращение в Поталу священной статуи Арья Локешвары, которая была вывезена в Кукунор во время Цзанской войны.
После смерти Великого Пятого, как тибетцы почтительно называют Далай-ламу V, Сангье Гьяцо – его советник, а затем великий регент (деси) Тибета начал постройку Красного дворца. Чтобы строительство было завершено, он в течение 12 или 16 лет скрывал смерть Далай-ламы. Сначала по замыслу деси Сангье Гьяцо старое здание Красного дворца следовало полностью разрушить и на его месте возвести новое. Вопрос, однако, заключался в том, как поступить с пещерой медитаций царя Сонцзен Гампо и храмом Арья Локешвары, в котором когда-то находился в затворничестве сам Великий Пятый. Опасаясь, что разрушение этих древних реликвий может причинить вред будущим поколениям, правительство Тибета решило провести гадание перед останками Далай-ламы и танка Палден Лхамо – одной из дхармапал, т. е. защитников буддийского учения. Полученный ответ указывал на то, что здания необходимо оставить в неприкосновенности. Пещера и храм вошли в архитектурный ансамбль Красного дворца и, таким образом, в 1694 г., через 50 лет после начала постройки, строительство дворца было завершено.
В начале 20 в. дворец достраивался при Далай-ламе XIII (1876–1933). После его кончины по указанию Кашага (тибетского правительства) в западной части Красного дворца был устроен дополнительный зал, куда была позднее помещена гробница усопшего. Эта постройка стала последней во дворце. Далай-лама XIV жил во дворце до своего бегства в Индию (1959), ныне его резиденция открыта для посетителей.
Дворец избежал разрушения во время «культурной революции» 1966–1976. После 1989 г. в нём были проведены реставрационные работы, на которые китайское правительство выделило более 50 млн юаней. В числе прочего, была проведена реновация всех полов, ремонт здания, гробниц V и XIII Далай-лам, буддийских святилищ и помещений Кашага.
Устройство и архитектура
Дворец Потала считается вершиной тибетского архитектурного стиля. Его основание заложено, сообразуясь с природной формой самих скал, не затрагивает выступы, а только заполняет углубления. В расписных балках, на крыше, во внешних украшениях (драконьих головах, черепашьих рогах) прослеживаются элементы китайского искусства, а также соединение с индийским и непальским стилями.
Общая площадь построек Поталы составляет 41 га. Дворцовый комплекс включает в себя множество святилищ, помещения со ступами-гробницами далай-лам, покои далай-лам, помещения храма – Намгьел-дацана, Кашага, департамента религии Игцан, буддийской академии. На горе также располагались штаб тибетской армии, типография, тюрьма, конюшни, водокачка.
Общая высота дворцового комплекса составляет 13 этажей высотой 117,19 м. Золотая крыша находится на высоте 3763,8 м над уровнем моря. Ширина дворца с востока на запад более 400 м, с юга на север более 500 м. Больших и малых залов около 1 тыс. (считается, что их 999, как и во времена царя Сонцзен Гампо) общей площадью более 130 тыс. м2. Внешние стены Поталы построены из гранита, их ширина 5 м, фундамент стены погружён в холм. Согласно историческим источникам, в межстенную прослойку было добавлено расплавленное железо, чтобы здание было сейсмически устойчивым, однако проведённые исследования пока не обнаружили железных включений. Специально установленные религиозные атрибуты – позолоченные крыши, полотнища и стелы – служат для защиты от молний.
Дворцовый комплекс Поталы состоит из Белого и Красного дворцов. Красный дворец возвышается, вырастая из громады Белого дворца, создавая ощущение мощи и вместе с тем воздушности всего сооружения. В Белом дворце жили и занимались политическими делами далай-ламы, в то время как Красный дворец предназначался для совершения религиозных служб.
Белый дворец разделяется на восточную и западную части. Под восточным крылом дворца находится Дэянг шар (восточный двор). В нём расположены Це Лобдра (высшая школа) и 2-этажное административное здание. Под западным крылом находится западный двор, в котором расположен Намгьел-дацан.
В Белый дворец ведут 3 каменные лестницы с лицевой стороны и две дороги с северо-запада и северо-востока. Крутая лестница из трёх отсеков ведёт к центральному входу в восточное крыло Белого дворца – самую большую постройку Белого дворца; она подпирается 64 столбами, имеет 3 этажа и помещение наподобие мансарды, в которой были расположены личные покои далай-лам. Перед флигелем расположена площадка, находящаяся на крыше восточного крыла Белого дворца на высоте примерно 60 м от основания. На ней проводились праздничные церемонии.
В Восточном флигеле находится тронный церемониальный зал, в котором проходила интронизация далай-лам. В нём доминирует огромный трон Далай-ламы V. Справа над троном висит большой портрет Далай-ламы XIII. Портрет Далай-ламы XIV, висевший слева от трона, в настоящее время убран. За тронным залом следует зал, в котором далай-ламы принимали посетителей. В ней имеются редкие бронзовые статуи тантрических божеств. Следующая комната – алтарь хранителей учения: шестирукого Махакалы, Палден Лхамо и Дордже Дракдена. В ней также находятся ритуальные принадлежности Далай-ламы XIV. Последняя комната – личная спальня Далай-ламы с некоторыми его личными вещами. Ныне для посещения доступна лишь верхняя часть Белого дворца. Покои предшествовавших далай-лам находятся в западной части Поталы.
В Красном дворце хранятся главные святыни Поталы – многочисленные святилища и ступы-гробницы далай-лам. Сюда ведёт лестница с дальней стороны крыши-площадки Белого дворца. Также здесь находится зал Намгьел-дацана, в котором жили буддийские духовные лица, совершавшие службы во здравие далай-лам и наблюдавшие за многочисленными святилищами дворца. Своё название дацан получил вслед за ритуалом долгой жизни Намгьелма, который установил Далай-лама III для Алтан-хана тумэтского (1507–1582).
Святыни
Древнейшие святилища
Самые древние и наиболее почитаемые помещения Поталы – келья-пещера для медитации царя Сонцзен Гампо и храм-святилище Локешвары. Келья царя представляет собой маленькое, тёмное помещение со множеством статуй, главная среди которых – статуя самого царя Сонцзен Гампо; статуи его жён – китайской принцессы Вэнь Чэн, непальской принцессы Брикхути и тибетской принцессы Монса Тичам; сына царя – Гунри Гунцена; министров Гар Тонцена и Тхонми Самбхоты. В 17 в. святилище обновили и добавили статуи Далай-ламы V и Будды Майтреи. В келье также находится печь, которую, по поверью, использовали царь и принцессы.
Святилище Локешвары относится ко времени 1-й волны распространения буддийского учения (7–9 вв.), а находящаяся внутри статуя Арья Локешвары по своей древности превосходит статуи, привезённые жёнами царя Сонцзен Гампо. Тибетские источники повествуют, как после основания Поталы монах Лодой Джугне Цультим был отправлен послом в Индию. На границе между Индией и Китаем он нашёл в сандаловом лесу дерево, внутри которого оказались статуи 4 святых братьев. Одна их них, по поверьям, находится в Непале, другая – на границе Непала и Индии, третья статуя Арья Локешвары была привезена в Тибет и стала охранным божеством (идамом) тибетского царя. До того как в Тибет были привезены статуи Джово и Шакьямуни, освящённые, по преданию, самим Буддой, статуя Локешвары считалась главной святыней, а храм назывался Святым (санскр. – Арья, тибет. – Пхагба). При входе в святилище висит табличка, подаренная Цинским императором Тунчжи, на которой по-китайски и по-тибетски написано: «Удивительные плоды пространства заслуг». В центре находится статуя Локешвары, по обеим сторонам от неё находятся сандаловые изваяния Зелёной Тары и 11-голового Авалокитешвары. В храме имеются камни с отпечатками ног Падмасамбхавы, Цонкапы и Нагарджуны, а также другие священные объекты.
Ступы-гробницы далай-лам
В Потале находятся ступы-гробницы с останками V, VII–XIII Далай-лам Тибета. Ступа Далай-ламы I находится в монастыре Ташилунпо (Шигацзе), Далай-лам II, III и IV – в монастыре Дрепунг, Далай-ламы VI – в монастыре Серког (Кукунор).
Ступа Далай-ламы V расположена в западном флигеле 4-го этажа Красного дворца. Она построена в 1690 г. Высота гробницы 14,85 м. Ступа облицована золотыми пластинами общим весом 3724 кг, инкрустирована 18 677 драгоценными камнями и жемчугом. По сведениям тибетских источников, на постройку ступы ушло всё золото и драгоценные камни тибетского казначейства. В них также указывается, что в ступу помещены 103 золотых слитка, 37 золотых курильниц, 30 золотых подносов и 1 золотой меч, которые Цинский император пожаловал Далай-ламе V. В основании ступы располагаются золотые светильники, золотые чаши, древний фарфор и другие религиозные атрибуты, с потолка свешиваются шелковые поперечные занавеси и роскошные покрывала, на полу расстелен тибетский ковёр. Справа от гробницы Великого Пятого находится ступа поменьше с останками Далай-ламы X (1817–1838), а слева – с останками Далай-ламы XII (1856–1875), которые умерли, так и не успев вступить в правление страной. Святилище венчает золотая крыша, создающая эффект золотого свечения. Считается, что внутри ступ находятся подлинные останки далай-лам вместе с ритуальными вещами, сделанными из редких драгоценностей.
Гробница Далай-ламы XIII – 2-я по величине (высотой 14 м). Она находится на верхнем этаже Красного дворца. Ступа была построена в 1934–1937 гг., при её возведении было использовано 590 кг золота и более 40 тыс. драгоценных камней. Золотой светильник, расположенный у подножия ступы, преподнёс Далай-ламе XIII представитель правительства Гоминьдана генерал Хуан Мусун. В святилище имеется также полуметровая ступа, сделанная из 220 тыс. жемчужин. Она считается самой ценной жемчужной ступой в Китае, превосходящей «первую в стране жемчужную ступу» на горе Путошань.
Ступы-гробницы Далай-лам VII, VIII и IX находятся на верхнем этаже Красного дворца в закрытых комнатах.
Другие святилища
В Красном дворце расположено множество святилищ с множеством великолепных буддийских статуй.
В святилище Майтреи находится большая статуя сидящего Будды Майтреи, в голове которой, по поверью, находятся частицы мозга Атиши. Во времена Далай-лам VI и VII комната служила их личными покоями. Далай-лама VIII сделал из неё святилище, поместив туда статую в честь матери Далай-ламы VI – Палден Еше. Напротив статуи расположен трон для далай-лам. В святилище также находятся статуи Великого Пятого, Калачакры, Падмасамбхавы, триады Манджушри, Авалокитешвары и Ваджрапани, Кшитигарбхи и Ачалы. Справа от Майтреи расположена гневная ипостась Тары.
Святилище Мандал 3-х измерений было сооружено Далай-ламой VII. В нём находятся 3 мандалы главных божеств школы гелугпа – Гухьясамаджи, Самвары и Ямантаки, инкрустированные драгоценными камнями. Кроме того, в святилище расположено около 500 маленьких статуй божеств всех школ тибетского буддизма.
Святилище победы над тремя мирами также было построено Далай-ламой VII. В нём расположена статуя тысячерукого Авалокитешвары, которую сделали по заказу Далай-ламы XIII из китайского золота. На стене висит танка с изображением Цинского императора Цянь-луна (1735–1796) в монгольском одеянии, а слева от алтаря – 120-томное издание маньчжурской версии буддийского канона Кангьюр. В святилище также находятся золотые урны, с помощью которых при императоре Цянь-луне происходила церемония избрания далай-лам и панчен-лам.
Помещение святилища Вечного счастья первоначально служило личными покоями Далай-ламы VI. Его преемник, Далай-лама VIII, посвятил эту комнату Будде долголетия – Амитаюсу. Его статуя находится в центре святилища, в нишах вдоль стен расположена 1 тыс. небольших статуй. Помимо прочего, в святилище находятся статуя Авалокитешвары и красная статуя охранного божества традиции Дзогчен – Экаджати.
В святилище Калачакры помещена трёхмерная мандала Калачакры диаметром 6 м. Она была заказана великим регентом Сангье Гьяцо и сооружена из золота и меди. Здесь также находятся статуи Калачакры и его супруги, небольшие статуи 176 лам линии Калачакры, статуи 7 царей веры и 25 правителей Шамбалы, а также – Манджушри верхом на снежном льве, Палден Лхамо и Падмасамбхавы.
В святилище Шакьямуни расположены 8 статуй Будды Шакьямуни и расположенные по обеим сторонам 8 статуй великих бодхисаттв. Также там находится трон Далай-ламы VII, напротив которого расположено рукописное издание Кангьюра, над которым висят танка 8 будд медицины.
В святилище Амитаюса располагается 9 статуй этого божества и 2 Тар. В святилище Пути просветления Ламрим центральная фигура – статуя основателя школы гелугпа и автора «Ламрим Ченмо» Чже Цонкапы, окружённого ламами этой традиции. Святилище держателей знания посвящено 8 индийским учителям, принёсшим в Тибет тантрическое учение. Здесь находится серебряная статуя гуру Падмасамбхавы, по обеим сторонам от которой стоят статуи его супруг, слева – 8 держателей знания, а справа – 8 различных манифестаций гуру.
Последнее помещение на выходе из дворца – Святилище святорождённого, посвящённое Далай-ламе V. Его образ воплощён в виде статуи, восседающей на одном троне вместе с Буддой Шакьямуни. Обе статуи равны по размеру, что свидетельствует об уважении тибетцев к своему великому правителю. Слева и справа от главных фигур расположены многочисленные статуи будд, царей, далай-лам и других великих лам.
Живопись
Живопись Поталы в основном представлена настенными фресками и танка. Большая часть настенной росписи относится ко времени правления Далай-ламы V. Над ней трудились свыше 60 художников и 300 рисовальщиков. Изображения преимущественно религиозного содержания, но также немало сцен из тибетской истории. Особый интерес представляет галерея фресок 2-го этажа Красного дворца, составленная приблизительно из 698 настенных росписей, среди которых одна группа изображает начало постройки дворца, другая – поездку Далай-ламы V в Пекин и его встречу с императором Шуньчжи.
В 1994 г. дворец был включён в список Всемирного наследия. Ежедневно его посещают несколько тысяч китайских и иностранных туристов (до 6 тыс. человек). Существуют специальные квоты на посещение, ограничивающие туристический поток. Тибетским паломникам разрешено посещать дворец в специально отведённое для них время.