Юрупари
Юрупари́ (дабукури), религиозный обряд у индейцев западной и северо-западной Амазонии (восток и юго-восток Колумбии, северо-запад Бразилии, крайний юго-запад Венесуэлы). Слово «юрупари» происходит из языка лингуа жерал. У различных индейских групп юрупари обозначается словом из родного языка (укури, киса, риопирá – у барасана; баяри – у десана). Этимология неясна. Авторы 17 в. (Piso. 1648), описывая религию индейцев атлантического побережья Бразилии, называли духов, которым те поклонялись, Курипира, Тагуаи, Макачора, Иурупари, Марангигоана. Европейцы полагали, что под этими именами скрывался злой дух, которого они ассоциировали с дьяволом. К. Тастевен считал, что термин «юрупари» означает «маска» (Karadimas. 2007). Его трактовка была связана с присутствием масок, олицетворявших духов животных и/или их хозяина, на характерных праздниках у индейцев региона. Юрупари обычно связан с несколькими категориями: 1) священными музыкальными инструментами (горнами и флейтами), которые запрещено видеть женщинам и детям; 2) общим именем группы мифологических персонажей (каждый из которых имеет своё собственное имя); 3) по мнению отдельных исследователей (Hugh-Jones. 2013), с обрядами инициации юношей, регламентированием патрилинейных отношений и культом предков. Юрупари проводится в малоке один раз в год (с ноября по февраль), как правило в сезон созревания плодов персиковой пальмы (Guilielma speciosa Mart., или Bactris gasipaes), приходящийся на январь.
Время проведения юрупари определяет шаман, поэтому обряд может быть осуществлён также в период массового сбора урожая другого плода, к примеру инги съедобной (Inga edulis). Обряд длится три дня и три ночи. Составными частями юрупари являются несколько ритуалов: 1) «дом фруктов» – процесс доставки фруктов или плодов в малоку; 2) инициации юношей; 3) основная часть, во время которой мужчины играют в малоке на запретных для женщин и детей музыкальных инструментах. Ритуал «дом фруктов» может проводиться несколько раз в год и не иметь дальнейших целей, связанных с многоуровневыми церемониями. Перед юрупари он становится предварительным этапом мужской инициации.
Существует несколько мифологических мотивов о происхождении священных музыкальных инструментов юрупари. Согласно одному из них, в давние времена ими владели мужчины, но женщины похитили их, и мужчины стали выполнять женскую работу, у них случалась менструация. Существующий сегодня порядок вещей был восстановлен, когда мужчины вернули себе священные музыкальные инструменты. Другой мотив – кража, убийство и последующее сожжение мужчинами ребёнка по имени Юрупари, из пепла которого выросла пальма, а из её коры и древесины были изготовлены первые музыкальные инструменты юрупари. Горны изготавливают из коры и древесины персиковой пальмы или пашиубы (Iriartea exorrhizza), кору оборачивают вокруг деревянного мундштука; флейты с деревянным мундштуком и без резонансных отверстий изготавливают из бамбука. Инструменты хранят в лесу в тайнике, притопленными в реке или ручье. Основная часть юрупари начинается ночью, когда мужчины приносят их из леса в малоку.
Музыкальные инструменты юрупари ассоциируются с предками, приходящими к живым и общающимися с ними. У ряда индейских групп региона существует разделение священных музыкальных инструментов юрупари на женские и мужские. Горны и флейты представляют мужа и жену, брата и сестру соответственно. Горны издают глухой басистый звук. Играя на них, музыканты поднимают инструмент вверх по диагонали, осуществляя вращательные движения. Флейты имеют плавное, заунывное, по тональности более высокое, чем у горнов, звучание. Их держат, опустив вниз по диагонали. Считается, что звук горнов ассоциируется с громом и рёвом ягуара, а звук флейт – с пением птиц.
Играя на музыкальных инструментах, мужчины двигаются в заданном ритме и направлении вокруг центральных опорных столбов малоки. Обрядом юрупари руководит куму – носитель высших духовных знаний. Участники обряда раскрашивают чёрной растительной краской лица и тела (ступни ног окрашивают полностью до лодыжек; колени, кисти рук); надевают головные и другие украшения из перьев и раковин улиток; принимают галлюциногенные и наркотические вещества: питьё из лианы аяуаски (Banisteriopsis caapi), порошки из листьев коки (Erythroxylum coca) и семян анаденантеры иноземной, или йопо (Anadenanthera peregrina), табак и чичу (слабоалкогольный напиток из маниока). Во время основной части юрупари мужчины исполняют танцы с использованием специальных деревянных жезлов и погремушек из скорлупы орехов, привязанных к ногам. Некоторые этнические группы исполняли танцы в масках (такие маски назывались «макакарауа» и изготавливались из шерсти обезьян), которые в 21 в. не используются.
Женщинам и детям запрещено видеть священные музыкальные инструменты юрупари. Считается, что нарушение запрета повлечёт болезнь или смерть человека, спровоцирует нападение на людей диких животных в лесу. Непосвящённые могут только слышать звучание этих инструментов. Нарушивших запрет способен исцелить шаман. Табу не означает, что непосвящённые не заинтересованы в успешном проведении обряда мужчинами. Благополучный исход юрупари считается полезным для всего сообщества. Женщины и дети могут зайти в малоку после того, как мужчины унесут обратно в лес музыкальные инструменты. На этом этапе устраиваются коллективные танцы, в которых принимают участие мужчины и женщины.
С культом юрупари связаны многочисленные наскальные рисунки, петроглифы, пещеры, пороги и водопады, которые являются священными для индейцев региона и ассоциируются с различными мифологическими событиями.