Лаг ба-Омер
Лаг ба-О́мер (Лагбоймер, Лагбэймер; ивр. ל''ג בעומר, буквально – 33 в омере), еврейский праздник, который отмечается на 33-й день омера (18 ияра). Примерно соответствует апрелю – маю. Между праздниками Песах и Шавуот есть период, обозначаемый как счёт омера, который длится семь недель. В 33-й день омера отмечается отдельный праздник, название которого привязано к этой дате, поскольку числовое значение букв ламед и гимел, составляющих слово «лаг», – 33.
Само слово «омер» обозначает «сноп». Отсчёт омера начинался на второй день праздника Песах, когда в Иерусалимский храм приносилась жертва в виде снопа ячменя, и заканчивался за день до праздника Шавуот (пятидесятый день от Песаха), когда в Храм приносили сноп пшеницы. «И отсчитайте себе от второго дня после Субботы, от дня принесения вами снопа потрясания семь полных недель; …до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новый хлебный дар Господу» (Лев. 23:15–16). Позднее это указание – на второй день после Субботы – было истолковано как «на второй день праздничного отдыха» и переведено – «со второго дня празднования», т. е. начиная со второго дня праздника Песах. Самаритяне и караимы начинают семинедельный отсчёт не со второго дня праздника Песах, а опускают всю пасхальную неделю, ведя отсчёт с первого дня после пасхальной субботы (стремясь следовать букве текста), т. е. с воскресенья, так что праздник Шавуот у них всегда приходится на воскресенье (Goudouever. 1961. P. 12).
В Европе с 19 в. и до сих пор в синагогах существуют специальные декоративные календари и таблицы, в которых отмечают каждый день омера.
Традиция празднования Лаг ба-Омера в Европе восходит к средним векам, к эпохе распространения мистического учения каббалы. В Библии этот праздник не упоминается. В Талмуде объясняется, почему весь период омера в еврейской традиции считается траурным: во время антиримского восстания Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.) именно в эти семь недель среди повстанцев начала свирепствовать чума, от которой умерло множество людей, среди них было 24 тыс. учеников рабби Акивы (Вавилонский талмуд, трактат Йевамот 62-б). Поэтому многие законы омера напоминают законы траура. В этот период нельзя играть свадьбы, исполнять музыку, бриться, стричься, носить новую одежду или покупать что-то новое в дом. В более поздней средневековой традиции появилось представление о том, что на 33-й день счёта омера чума прекратилась, и поэтому его стали отмечать как праздничный. Кроме того, 33-й день омера почитается как дата смерти выдающегося мудреца Шимона Бар Йохая (2 в. н. э.). Ему приписывается создание каббалистической книги «Зохар» (ивр. «Сияние»). Существует представление, что в день смерти Шимон Бар Йохай передал ученикам все тайны мироздания, и поэтому этот день считается праздником.
На Лаг ба-Омер снимаются все траурные ограничения предыдущего периода. В этот день устраивается множество свадеб. Особенно радовались этому празднику дети, потому что на Лаг ба-Омер они ходили гулять в лес со своими учителями, занятия в хедере и иешиве отменялись. Ученики стреляли из луков, изображая сражения евреев и римлян. На праздник принято разводить костры, что напоминает летние праздничные обычаи других народов (Иван Купала, Зелёные Святки и т. п.). До сих пор в Израиле этот день ассоциируется с пикниками, шашлыками и т. п. В Израиле также принято совершать паломничество на гору Мерон (Галилея), где находится могила Шимона Бар Йохая. В этот день на гору привозят мальчиков, которым исполнилось три года – возраст, когда детям впервые стригут волосы. Особенно почётным считается провести эту церемонию первой стрижки на могиле великого праведника.
Путешественники и исследователи, бывавшие в Палестине в 19 в., описывали как паломники на горе Мерон в этот день «разводили костры возле гробницы и бросали туда различные дорогие предметы, в том числе драгоценные кашмирские шали; паломники при этом веселились и пили много вина» (Robinson. 1856. Vol. 2. P. 431).
В 19 – начале 20 в. в некоторых местечках Восточной Европы (Латгалия, Белоруссия и др.) было принято красить яйца и играть с ними. Дети приносили их в хедер. Как объяснял происхождение этого обычая израильский фольклорист Й.-Т. Левинский (Barukh. 1965), яйца являлись траурной пищей, и поэтому их ели в знак скорби по ученикам рабби Акивы.
В ряде общин Смоленской и Брянской областей до сих пор Лаг ба-Омер считается важным поминальным днём. В этот день приезжают на кладбище родственники, всей общиной приходят на могилы, кладут крашеные яйца и потом устраивают поминальную трапезу.