Конгрегационалисты
Конгрегационали́сты (от англ. сongregation – сообщество, община), одно из основных направлений в кальвинизме, предполагающее абсолютную автономию каждой религиозной общины (конгрегации). Иногда конгрегационализм понимают в широком смысле как экклезиологическую модель, характерную не только для кальвинистских общин, но и для общин других ветвей протестантизма (баптистов, унитариев и др.) – в противоположность епископальной и пресвитерианской формам управления. При этом отдельные конгрегации часто образуют союзы и ассоциации с целью сотрудничества и обсуждения насущных проблем. Одновременно строго соблюдается принцип отказа от центрального руководства. Ныне эти принципы характерны также для большей части неденоминированных христианских общин.
Движение конгрегационалистов исторически происходит от радикального крыла английских пуритан – индепендентов, выделившегося в конце 16 в. (этот термин до сих пор употребляется в Уэльсе). Наименование «конгрегационалисты» по отношению к индепендентам возникло в Северной Америке в конце 17 – начале 18 вв. Затем этот термин получил распространение и в Великобритании.
В 18 – начале 19 вв. британские конгрегационалисты испытали влияние методистов, в частности, обратившись к активной миссионерской деятельности: в 1795 г. основали Миссионерское общество (с 1818 Лондонское миссионерское общество). В 19 в. в Великобритании конгрегационалисты стали объединяться в различные содружества и сообщества. Так, в 1812 г. Конгрегационалистский союз возник в Шотландии, в 1829 г. – в Ирландии; в 1832 г. создан Конгрегационалистский союз Англии и Уэльса, который в 1896 г. объединился с Евангелическим союзом. В 20 в. отмечалось сокращение числа конгрегационалистов в стране. В 1972 г. основная часть британских конгрегационалистов слилась с пресвитерианами, организовав Объединённую реформатскую церковь.
Наибольшего влияния конгрегационалисты достигли в Северной Америке (особенно в Новой Англии). В 1620 г. переселенцы, прибывшие на судне «Мэйфлауэр», основали первую общину конгрегационалистов в Америке (в Плимуте, ныне штат Массачусетс). В 1643 г. конгрегационалисты образовали Конфедерацию объединённых церквей Новой Англии. Конгрегационалисты играли важную роль в т. н. Великом пробуждении – движении среди североамериканских протестантов в 1-й половине 18 в., направленном на возрождение и обновление религиозной жизни. Конгрегационалисты также уделяли особое внимание образованию: при их участии и по их инициативе были созданы Гарвардский университет и Йельский университет.
В 1805–1825 гг. американские конгрегационалисты разделились на две группы: либералов (унитарии), отрицавших божественность Иисуса Христа, и традиционалистов (тринитарии), сохранивших веру в Троицу. Название «конгрегационалисты» сохранилось за представителями традиционалистского направления. В начале 19 в. в США конгрегационалисты активно сотрудничали в области миссионерской работы с другими кальвинистскими деноминациями. В 1826 г. конгрегационалисты вместе с пресвитерианами и реформатами основали Американское общество внутренней миссии. Однако планы объединения конгрегационалистов и пресвитериан в 1830-х гг. не были реализованы. В 1871 г. был основан Национальный совет конгрегационалистских церквей США, внутри которого каждая конгрегация сохранила свою самостоятельность. В 20 в. процесс объединения и укрупнения организаций конгрегационалистов продолжился. В 1931 г. Национальный совет конгрегационалистских церквей США объединился с Генеральной конвенцией христианской церкви (Церковь учеников Христа), создав Генеральный совет конгрегационалистских и христианских церквей США. Следующим шагом было создание общей организации с евангеликами и реформатами. В 1957 г. в результате объединения конгрегационалистов с Евангелической и Реформатской церковью США сформирована Объединённая церковь Христа, которая на начало 21 в. является крупнейшей конгрегационалистской организацией в мире. Она сохраняет и многие элементы пресвитерианства, являясь в действительности результатом компромисса двух деноминаций. Эта церковь представляет крайне либеральное направление внутри конгрегационалистов. В 1948 г. возникло объединение консервативных американских конгрегационалистов – Консервативная конгрегационалистская христианская конференция. Другая группа консерваторов в 1955 г. сформировала Национальную ассоциацию конгрегационалистских христианских церквей.
В 19–20 вв. в результате активной миссионерской деятельности общины конгрегационалистов возникли во многих странах Америки, Африки, Азии и Океании. В 1891 г. в Лондоне состоялся 1-й международный съезд конгрегационалистов. В 1948 г. создан постоянно действующий Международный конгрегационалистский совет, который в 1970 г. объединился со Всемирным союзом реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и образовал Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов).
Вероучение конгрегационалистов в целом базируется на кальвинизме. Для конгрегационалистов характерно стремление избегать жёстких доктринальных формулировок, что ведёт к широкому диапазону мнений. В ранний период (16–17 вв.) конгрегационалисты уделяли особое внимание духовному опыту, который обязаны были пережить все члены общины. Только тот, кто обрёл личное «духовное рождение», мог войти в конгрегацию. Такое ограничение в членстве, в основе которого лежал кальвинистский взгляд об избранности к спасению лишь небольшой части верующих, было особенностью конгрегационалистов. Со временем «духовное рождение» как условие членства в конгрегации смягчилось и почти совсем исчезло в 18 в. под влиянием арминианства.
Главная особенность конгрегационалистов, по сравнению с другими кальвинистами, состоит в формировании новой экклезиологии, согласно которой конкретная религиозная община представляет собой основополагающий и сущностный элемент церкви. В результате церковное управление строится на демократических принципах, подразумевающих выборность и отчётность лидеров. Все члены конгрегации заключают своего рода соглашение (ковенант) о сотрудничестве друг с другом в любви и согласии. При этом в различных конгрегациях организационная структура существенно варьируется. В части общин избирается единственный старейшина, в других – совет старейшин. В некоторых конгрегациях имеются диаконы в качестве помощников старейшин, в других – избирают пасторов. В большинстве конгрегаций допускается поставление пасторами женщин. В среде конгрегационалистов нет единства относительно того, кого представляют старейшины и другие служители – общину или самого Бога. С самого начала своего существования конгрегационалисты подчёркивали необходимость отделения Церкви от государства и их невмешательства в дела друг друга.
Первоначально конгрегационалисты приняли (с некоторыми поправками) в качестве исповедания веры пресвитерианское Вестминстерское исповедание (1647). В 1658 г. cинод конгрегационалистов в Лондоне утвердил т. н. Савойскую декларацию (по названию Савойского дворца), закреплявшую автономию отдельных конгрегаций. В Северной Америке в 1648 г. была введена сходная по содержанию Кембриджская платформа, в которой также утверждалась свобода вероисповедания. В 1708 г. американские конгрегационалисты приняли Сейбрукскую платформу, поощрявшую союзы между конгрегациями. В 1-й половине 18 в. в недрах конгрегационализма возникло т. н. богословие Новой Англии, позднее – «Новое богословие», делавшее акцент на достоинстве, свободе и ответственности человека. Конгрегационалисты последовательно выступали против всех форм угнетения и были активными участниками борьбы за освобождение рабов в США в 19 в. В 20 в. конгрегационалисты были в числе инициаторов и лидеров международного экуменического движения. Ныне принципы управления, принятые общинами конгрегационалистов, больше напоминают светское сообщество, построенное на демократических основаниях.
Литургическая практика конгрегационалистов в целом сходна с другими кальвинистскими деноминациями. Её конкретные формы каждая конгрегация устанавливает самостоятельно. Характерной особенностью богослужения у конгрегационалистов является произнесение импровизированных молитв. У части конгрегационалистов крещение не является обязательным условием для членства в общине и принятия причастия. Достаточно заявления о вере в Христа как Спасителя и Господа.
Больше всего конгрегационалистов проживает в США, Великобритании, некоторых африканских странах (Ангола, ЮАР и др.). Конгрегационалисты составляют значительный процент населения в ряде государств Океании (Тувалу, Западное Самоа, Кирибати и др.). Во многих странах конгрегационалисты входят в состав объединённых церквей вместе с представителями других протестантских деноминаций.