Колена Израилевы
Коле́на Изра́илевы (евр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל), еврейские племена, происходящие от 12 сыновей Иакова (Израиля).
Название «колено»
Оба слова, שבט (šēḇeṭ) и מטה (maṭṭēh), которыми обозначаются колена Израилевы, несмотря на разную этимологию, обладают примерно одинаковым спектром значений: «палка (в частности, для битья), жезл, племя». Омонимия с названием части тела («колено») возникает совершенно случайно и лишь на славянской почве. В Синодальном переводе выражение «колена Израилевы» преобладает, хотя встречается и формулировка «племена сынов Израилевых» (Числ 32:28).
Имена колен Израилевых
Библия возводит каждое из колен к одному из сыновей Иакова. Имя предка-эпонима является одновременно именем происшедшего от него колена. О рождении у Иакова 12 сыновей, прародителей колен Израиля, рассказывается в книге Бытия (Быт 29:31–30:24, 35:16–18). Все они происходят от одного отца, но от разных матерей – от старшей жены Иакова, Лии, от его младшей жены, Рахили, а также от их служанок.
Старшие дети Лии – Рувим, Симеон, Левий и Иуда. За ними по порядку рождения следуют: сыновья Валлы, служанки Рахили, – Дан и Неффалим, сыновья Зелфы, служанки Лии, – Гад и Асир, младшие сыновья Лии – Иссахар и Завулон и, наконец, сыновья Рахили – Иосиф и Вениамин.
Каждый из 12 сыновей Иакова (Израиля) становится прародителем одного из колен, а Иосиф – прародителем 2 колен, т. к. 2 его старших сына, Ефрем и Манассия, усыновлены Иаковом (Быт 48:5).
Число Израилевых колен
В Пятикнижии и в книге Иисуса Навина израильский народ предстаёт как совокупность 12 колен (Быт 49:28; Исх 24:4; Числ 1:44; Втор 1:23; Нав 3:12, 4:2, 4:4). Первосвященник должен носить на груди 12 драгоценных камней, на которых вырезаны имена 12 израильских колен (Исх 28:21, 39:14). Моисей кладёт перед ковчегом Завета 12 жезлов, на которых также написаны имена 12 колен (Числ 17:2, 6).
В последующих книгах Ветхого Завета число 12 применительно к израильским коленам также присутствует, хотя и реже. В книге Судей Израилевых содержится возможный намёк на 12 колен (Суд 19:29). В 3-й книге Царств (3 Цар 11:30–32) рассказывается, как пророк Ахия предсказал Иеровоаму распад Соломонова царства: Ахия разрывает свою одежду на 12 частей и 10 из них даёт Иеровоаму в знак того, что 10 из 12 колен отпадут от династии Соломона и подпадут под власть Иеровоама (т. е. войдут в Северное Израильское царство). Пророк Илия для сооружения жертвенника берёт «двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова» (3 Цар 18:31). В пророческих книгах упоминание о 12 коленах встречается лишь у Иезекииля (Иез 47–48) при описании грядущего раздела Земли обетованной между израильскими коленами (Иез 47:13).
В литературе эллинистическо-римской эпохи (например, в «Письме Аристея»), в позднейшей еврейской традиции, в новозаветной литературе (Мф 19:28; Лк 22:30; Деян 26:7; Иак 1:1; Откр 21:12) народ Израиля мыслится как единение 12 израильских колен, несмотря на то что в реальности бо́льшая часть колен к этому времени уже прекратила своё существование.
Следует отметить, что мотив разделения народа (или страны) на 12 племён (или областей) встречается в Библии не только по отношению к народу Израиля: 12 сыновей Измаила, которые становятся родоначальниками 12 племён измаильтян (Быт 17:20, 25:13–16); 12 сыновей Нахора, которые становятся прародителями арамеев (Быт 22:20–24). Соломон делит Израиль на 12 округов и ставит над ними 12 «приставников» (3 Цар 4:7–19). Города Иудеи распределены по 12 спискам (Нав 15; в масоретском тексте – 11, т. к. один из списков случайно пропущен); каждому списку соответствует один из 12 районов Иудеи.
Уже со времён Филона Александрийского (De specialibus legibus. 1:87) и Иосифа Флавия (Иудейские древности. 3:186) 12 камней на нагруднике первосвященника (а тем самым и 12 израильских колен) сопоставлялись с 12 месяцами и 12 знаками зодиака. Соотнесение 12 колен Израиля с 12 знаками зодиака получает широкое распространение в позднейшей еврейской мистике. Гипотеза, что такое соотнесение существовало изначально и, более того, повлияло на образность 49-й главы книги Бытия, а возможно даже – на число колен Израилевых в библейском предании, была впервые высказана А. Йеремиасом (Jeremias. 1906. P. 395–400) и развита Г. Циммерном (Zimmern. 1892), но не получила поддержки в современной библейской науке.
Перечни колен в Библии
В ветхозаветных исторических повествованиях фигурируют 13 израильских колен (11 восходящих непосредственно к сыновьям Иакова и 2 восходящих к сыновьям Иосифа). Однако при перечислении колен их число тем или иным образом сводится к 12. Перечни израильских колен в Библии относятся к одному из 2 типов.
В перечнях 1-го типа число колен сводится к 12 за счёт того, что Ефрем и Манассия считаются одним коленом (коленом Иосифа). Это имеет место прежде всего в генеалогических контекстах (например, Быт 49:1-28; Втор 33; Числ 13:5–17).
В перечнях 2-го типа Ефрем и Манассия считаются 2 разными коленами, зато племя Левия стоит особняком (ввиду особого предназначения левитов) и не входит в счёт колен. Так, в книге Чисел (глава 2) исчисляются 12 колен, которые четырьмя станами (по 3 колена в стане) окружают скинию – но левиты дежурят непосредственно при скинии и поэтому «не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею» (Числ 2:33). Приводятся одно за другим 12 стереотипных описаний того, как были исчислены (т. е. переписаны) 12 колен Израилевых (Числ 26:1–51), но опять же без левитов, которые проходили перепись отдельно (Числ 26:62). В книге Иисуса Навина (Нав 13–19) описывается раздел земли между 12 коленами, при котором племя Левия не получает «удела», т. к. «Господь Бог Израилев Сам есть удел их» (Нав 13:33). В книге Чисел (34:19–28) назначаются представители 12 колен, которые будут делить завоёванную землю на 12 племенных «уделов», но левиты не имеют своего представителя, потому что им не положено своего «удела». 12 колен, получившие свои 12 «уделов», выделяют города и пастбища для левитов (Нав 21).
Порядок перечисления израильских колен в Библии сильно варьируется. Иногда он отражает генеалогию, в этом случае колена, как правило, сгруппированы «по матерям», начиная со старших детей старшей жены и кончая детьми служанок (Быт 46:8-27; 1 Пар 2:1–2 и др.). В некоторых случаях порядок упоминания израильских колен отражает, как кажется, порядок их расселения в Палестине, с юга на север (Числ 34:19–28; Втор 33). Иногда порядок упоминания колен в тексте трудно объясним (например, Втор 27:12–13).
Неоднократно высказывалось предположение, будто состав списков колен и порядок их упоминания в этих списках могут быть использованы для относительной датировки самих списков. Так, М. Нот (Noth. 1954) считает, что тексты, в которых левиты упоминаются как одно из колен Израилевых (а Ефрем и Манассия, соответственно, представляют собой единое колено), старше, чем тексты, в которых левиты стоят особняком и не включены в число колен (а Ефрем и Манассия, соответственно, предстают как два колена). Однако справедливость такого предположения не очевидна. Правдоподобнее, что решающую роль здесь играет контекст: в контексте генеалогии нельзя было исключить колено Левия, а в контексте географического описания невозможно было объединять вместе такие обширные по занимаемой территории племена, как Ефрем и Манассия.
Израильские колена и география Палестины
Существует определённая зависимость между группировкой сыновей Иакова-Израиля «по матерям» и местоположением территории, которую Библия отводит потомкам этих сыновей.
Старшие дети Лии – Рувим, Симеон, Левий и Иуда. Племена Рувима, Симеона и Иуды, по книге Иисуса Навина, должны населять южную Палестину. В эпоху израильской и иудейской монархий (первые столетия 1-го тыс. до н. э.) племя Иуды образует Южное (Иудейское) царство со столицей в Иерусалиме. Хотя племени Левия, согласно книге Иисуса Навина, отводятся города в самых разных частях Палестины, исторически левиты также связаны больше всего с Иерусалимом и иерусалимским культом.
Племена родных детей Рахили – два Иосифова племени (Ефрема и Манассии) и племя Вениаминово – населяют центральную Палестину и образуют костяк Северного Израильского царства.
Племена младших детей Лии – Иссахара и Завулона – населяют южную Галилею.
Племена детей Валлы, служанки Рахили, – Дана и Неффалима – населяют северную Галилею. По мнению ряда исследователей, упоминание Дана на севере – результат экспансии этого колена на север из Центральной Палестины.
Племена детей Зелфы, служанки Лии, – Гада и Асира – населяют периферийные территории Заиорданья и средиземноморского побережья. В первые столетия 1-го тыс. до н. э. земли Гада оказываются спорными между Моавом и Израилем, а территория, отведённая в книге Иисуса Навина племени Асира, находится под контролем Финикии.
Такая связь между генеалогией и географией не случайна. Следует помнить, что в архаическом мировосприятии, отразившемся в Ветхом Завете, «генеалогии» играют роль своего рода кода для описания дружественных и враждебных отношений между племенами и народами (это особенно хорошо видно в генеалогиях первых глав книг Паралипоменон). Поэтому, по мнению ряда историков (в частности, М. Нота), группировка племён «по матерям» может отражать какие-то существовавшие между ними локальные союзы. Не исключено также, что соперничество Лии и Рахили отражает соперничество между Южным царством (Иуда) и Северным царством (Ефрем, Манассия).
Однако нередко попытки библеистов прочесть повествования о предках израильских колен как прямое отражение истории соответствующих племён выглядят натянуто и игнорируют природу нарратива. Так, согласно книге Бытия, из всех сыновей Иакова лишь один – Вениамин – родился в Палестине (остальные – в северной Месопотамии). Г. Гункель предполагает, что этот рассказ может отражать тот факт, что племя Вениамина возникло лишь после поселения Израиля в Ханаане (Gunkel. 1901). Столь прямолинейное «декодирование» семейной саги вызывает справедливую критику М. Нота (Noth. 1954). Впрочем, следует сказать, что спорные интерпретации такого рода можно встретить и у самого Нота.
Гипотеза о древнеизраильской амфиктионии
В 1930 г. М. Нот предложил модель древнеизраильского общества, согласно которой союз 12 израильских колен следует рассматривать как прямой аналог амфиктиониям Древней Греции (Noth. 1930). Гипотеза о «древнеизраильской амфиктионии» оказала огромное влияние на библеистику середины 20 в. и легла в основу итоговой «Истории древнего Израиля» Нота (Noth. 1954).
Греческая амфиктиония – союз городов или племён, объединившихся вокруг общего святилища. Классический пример – дельфийская амфиктиония, союз 12 греческих племён для поддержания и защиты храма Деметры в Фермопилах и храма Аполлона в Дельфах. Состав дельфийской амфиктионии менялся, но неизменным оставалось общее число членов – 12. Известна также лига 12 ионийских городов на греческом побережье Малой Азии, культовым центром ионийской лиги было святилище Посейдона на мысе Микале.
По мнению М. Нота, как в случае греческих амфиктионий, так и в случае израильских колен число 12 связано с числом месяцев в году и с необходимостью попеременно (каждый член союза – по месяцу) заботиться о центральном святилище. В обоих случаях состав союза может меняться, но сохраняется его численность – ровно 12 членов.
М. Нот отвергает буквальное понимание библейского рассказа о происхождении израильских колен от 12 сыновей одного человека – Иакова. Он считает, что ветхозаветная традиция права в том, что рассматривает колена как пришедшие в Палестину извне. Однако повествования книги Иисуса Навина о завоевании Палестины в результате скоординированного действия всех колен под руководством единого лидера Нот считает позднейшей легендой. Согласно Ноту, союз 12 израильских колен возникает уже на палестинской почве, более того – сами «колена» консолидировались в крепкие и сплочённые единства только в ходе заселения ими Палестины. История израильского народа как союза 12 колен начинается, по Ноту, с того периода, который обычно принято называть эпохой судей Израилевых.
Наиболее древней частью израильского союза племён, ядром будущей амфиктионии, М. Нот считал шестичленный союз «Лииных» племён: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Завулона. Впоследствии в Палестину переселяются племена Вениамина и Иосифа, разделив «Лиины» племена на две несоприкасающиеся друг с другом области. Амфиктиония образовалась из «Лииных» племён и «Рахилиных» племён, с присоединением четырёх периферийных племён, которые вошли в амфиктионию, возведя свой род к сыновьям не Лии и не Рахили, а их служанок.
Как и греческие амфиктионии, союз 12 колен, по М. Ноту, объединён вокруг общего святилища – ковчега Завета, который «странствовал» по Палестине, останавливаясь на более или менее продолжительное время то в одном, то в другом городе (Сихем, Вефиль, Галгал, Силом). Разные колена имели разные циклы преданий, которые в конце концов были объединены авторами Библии в одну священную историю.
Критика гипотезы древнеизраильской амфиктионии
В середине 20 в. гипотеза о древнеизраильской амфиктионии была принята не только в немецкой библейской науке, но даже в американской школе У. Ф. Олбрайта и его учеников, которые в целом относились к немецкой школе А. Альта – М. Нота достаточно критически. Так, концепция древнеизраильской амфиктионии подробно излагается как исторический факт в «Истории Израиля» Дж. Брайта (Bright. 1959). Правда, в отличие от Нота консервативный Брайт возводит начало амфиктионии к Синаю.
Однако постепенно стала звучать всё более громкая и аргументированная критика концепции М. Нота. Беспристрастный анализ греческого материала показал, что главной чертой греческих «священных союзов» было наличие центрального святилища, меж тем как число членов в общем случае было не столь важно. Стало очевидно, что, проводя аналогию между древним Израилем и греческими амфиктиониями, Нот придал числу 12 слишком большое значение.
Списки израильских колен, на которые опирается М. Нот, дошли до нас в составе тех книг Библии (Пятикнижие, книга Иисуса Навина), позднее происхождение которых признавал и сам Нот. А. Мейс и Н. Лемке в своей критике Нота (Lemche. 1977 ; Lemche. 1988; Mayes. 1985; Mayes. 1992) сомневаются в том, что хоть какой-нибудь из этих списков восходит к домонархическому периоду истории Израиля. Для Нота было принципиально важно деление списков колен на более ранние (где фигурирует колено Левия и колено Иосифа) и более поздние (где колено Левия отсутствует, а Ефрем и Манассия выступают как отдельные колена). Но Мейс полагает, что объединение колен Ефрема и Манассии в «дом Иосифа» относится лишь к эпохе израильской монархии, когда юг Израиля стал именоваться «домом Иуды», а север «домом Иосифа». Если это верно и все списки израильских колен в Библии относятся к эпохе израильской монархии или позже, то у нас нет оснований делить их на более ранние и более поздние.
Критики М. Нота подчёркивают также, что аргументы в пользу существования единого общеизраильского святилища в домонархический период крайне сомнительны. О «культовом центре амфиктионии» ничего не говорится в древнейших законодательных текстах. Предположение Нота о том, что таким культовым центром был «странствующий», т. е. переносимый из города в город ковчег, не имеет аналогии в том самом греческом мире, параллели с которым искал Нот. Предполагаемая Нотом смена центральных святилищ амфиктионии – перемещение ковчега Завета из Сихема в Вефиль, из Вефиля в Галгал, из Галгала в Силом – не документирована в Библии и, по сути, представляет собой попытку свести в единую «псевдохронологическую» последовательность разные, не связанные друг с другом местные традиции, дошедшие до нас в составе Библии.
Поскольку М. Нот предлагает начать историю Израиля с эпохи судей, его концепция должна быть проверена прежде всего на материале книги Судей. Но в книге Судей (в частности, в главе 1, где обрисована картина завоевания Палестины отдельными коленами, во многом отличная от описанной в книге Иисуса Навина) содержатся скорее рассказы о разрозненных действиях отдельных племен и их локальных, непостоянных объединений, а не единого постоянного 12-членного союза. По мнению Н. Лемке, анализ книги Судей ясно показывает, что представление о 12 коленах появилось лишь во время написания «девтерономической истории» (т. е. корпуса книг Иисуса Навина, Судей, 1–4-й книг Царств в их нынешнем виде) (Lemche. 1988. P. 104–109).
Древнейшим текстом Библии на основании лингвистических данных обычно считают песнь Деворы (Суд 5), в которой упоминаются 10 родоначальников племён: Ефрем, Вениамин, Махир, Завулон, Иссахар, Рувим, Галаад, Дан, Асир, Неффалим. Отсутствуют, по сравнению со стандартными перечнями, Иуда, Симеон, Левий, Манассия и Гад. Напротив, Махир и Галаад, фигурирующие в песне Деворы, не входят в стандартные перечни колен. Махир упоминается в библейских генеалогиях как сын Манассии и отец Галаада (возможно, в песне Деворы он занимает место Манассии). Слово «Галаад» встречается в Библии, за пределами песни Деворы, в 2 значениях: 1) территория Заиорданья, где обитают колена Манассии и Гада; 2) сын Махира, прародитель одного из родов, населяющих землю Галаад. Очевидно, на момент написания песни Деворы система израильских колен в том виде, в каком мы её видим в других текстах Библии, ещё не сложилась.
Самым серьёзным аргументом против концепции М. Нота является то, что в книге Судей отсутствуют упоминания о каком бы то ни было едином культовом центре «амфиктионии». Единственный раздел книги Судей, где израильтяне выступают все вместе (многие считают этот раздел поздним, девтерономическим, см. выше мнение Н. Лемке), это рассказ о войне сынов Израилевых против Гивы Вениаминовой (Суд 20). Но и в этом рассказе в качестве места, куда сыны Израилевы собираются для совместного предстояния пред лицом Господа, фигурирует не один центр гипотетической амфиктионии, а сразу два города: Массифа (Суд 20:1, 21:1) и Вефиль (Суд 20:26–28, 21:2).
Для библеистики конца 20 и начала 21 вв. (в отличие от школы М. Нота) характерна трактовка 12 колен Израилевых как исторического конструкта, возникшего в девтерономистской историографии в позднемонархическую или даже послепленную эпоху (уже после того, как значительная часть колен, в том числе все племена Северного Израиля, сошли со сцены истории). Признаётся, что имена израильских колен, равно как и основные данные об их расселении и истории, восходят к реальным историческим фактам железного века (конец 2-го тыс. – 1-я половина 1-го тыс. до н. э.). Однако представление о союзе 12 колен не считается отражением какой бы то ни было исторической реальности – ни времён становления еврейского народа, ни даже эпохи судей. Все тексты, говорящие не об отдельных коленах, а о совокупности 12 колен, в данной перспективе считаются поздними.