Чёрт
Чёрт (рус. чёрт, чорт; укр. чорт; белорус. чорт; чеш. čеrt; словац. čеrt; словен. čr̂t; польск. czart; вероятно из праслав. *čьrtъ, по М. Фасмеру, производное от «проклинать» – «проклятый», по И. С. Якубовичу – от «рубить, резать, отделять», родственные слова «черта, чертить, черкать» – «обрубленный», т. е. имеющий физические недостатки, хромоту и подобное – частая характеристика демонов), демоническое существо в славянской мифологии, близкое и христианской картине мира, где отождествляется с дьяволом, бесом, Сатаной, и народным мифологическим представлениям, где выступает как родовое понятие для всех демонических персонажей («нежити», «нечисти»). В народной культуре понятия «чёрт» и «бес» – синонимы, но несколько различаются по своему употреблению: слово «бес» имеет книжно-церковное происхождение и употребление (но встречается и в устной традиции, например, старообрядческой), а слово «чёрт» чаще встречается в фольклоре (сказках, проклятиях и т. п.). Словами «Дьявол» и «Сатана» обычно обозначается «верховный бес», повелитель нечистой силы, владыка и узник Ада, однако в народной культуре первое из этих слов часто употребляется во множественном числе, тогда «дьяволы» становятся синонимом «бесов» и «чертей».
Существует славянская легенда о происхождении нечистой силы – когда архангел Михаил со своим воинством сбросил с неба падших ангелов во главе с Сатаной, то кто из них куда упал – тот тем и стал: кто провалился под землю, стал обитателем преисподней, кто упал в воду – стал водяным, в лес – лешим, на поле – полевым, в баню – банником, в жилище – домовым и т. д. Поэтому этих персонажей иногда так и называют: «водяной чёрт», «лесной чёрт», «банный чёрт» и тому подобное.
Облик и поведение чёрта во многом пересекаются с другими славянскими мифологическими персонажами: принимает образ обычного человека – как домовой и леший; заставляет человека плутать, подменивает детей, забирает проклятых – отданных ему недобрым словом, пугает, является в виде ягнёнка, в виде вихря на дороге, выдаёт себя хохотом, помогает человеку – как и леший; обитает в озёрах, болотах, топит людей и скотину – как и водяной; летает к вдовам, как и огненный змей; служит колдуну, вселяется в человека – как и икота; выходит из воды на святки и кудесит на земле – как и шуликуны; боится молитвы, креста, благословения – как и любая нечисть и т. д. Иногда мифологические рассказы о встрече с нечистой силой (былички) не дают точного ответа на вопрос, с кем именно встретился человек, но такого персонажа можно всегда безошибочно назвать «чёртом».
Иногда чёрт как фольклорный персонаж наделяется специфическими чертами: он имеет рожки, копыта и хвост; находится за левым плечом человека; соблазняет ко греху; черти преследуют и мучают пьяниц, ездят на опойцах и самоубийцах как на лошадях; черти являются к девушкам на вечеринку, губят гадающих, от них можно огородиться магическим кругом – «зачертиться», они боятся петушиного крика; черти моются в оставленной непокрытой посуде; гроза – это в чертей мечет стрелы-молнии Бог или Илья Пророк; чёрт желает заполучить душу человека и заключает с ним договор, и т. д.
В большей степени такая индивидуализация образа чёрта, а также его «снижение» – смещение акцентов со страшных на смешные черты этого образа – характерны для бывальщин, сказок и легенд, а также для беллетристики – от древнерусских и переводных повестей до литературы нового и новейшего времени.
Чёрт часто упоминается и в народной паремиологии («в тихом омуте черти водятся», «в озере два чёрта не живут», «вспомнишь чёрта – он и появится», «боится, как чёрт ладана», «не так страшен чёрт, как его малюют», «работа не чёрт, в воду не уйдёт», «есть и на чёрта гром»; о совершённом проступке говорят: «чёрт попутал», о пьянстве: «допился до чёртиков»), в поведенческих запретах (нельзя сидеть нога на ногу и качать ногой – «чёрта нянчишь», плюнув, нужно обязательно растереть плевок ногой – иначе из плевка родится чёрт), в ритуалах (ряженье в чёрта бытовало у восточных славян на святки, у западных и южных – во время карнавала) и в ритуализованном поведении (если просыпали соль, то, чтобы не было ссоры, бросают щепотку за левое плечо, а чтобы не сглазить, плюют три раза за левое плечо – «в глаза чёрту»; когда что-то потеряли в доме, обвязывают платок вокруг ножки стола или стула со словами: «чёрт, чёрт, поиграл, да отдай»).
Вне таких ритуализованных ситуаций слово «чёрт» не полагалось произносить вслух, чтобы не накликать беду (ср. пословицу «вспомнишь чёрта – он и появится»), отсюда большое количество эвфемизмов для обозначения этого персонажа: «он», «лукавый», «рогатый», «нечистый», «некошный», «нелёгкий», «окаянный», «враг», «сатана», «антихрист», «шут», «шиш», «анчутка беспятый», «луканька», «хохлик» и многое другое. Позже этот магический запрет получил этическое и эстетическое осмысление.
В народном календаре с особой активностью чертей связаны святки (в некоторых регионах разгул нечистой силы полагали начинающимся с Николы Зимнего – 6(19) декабря), «зелёные святки» – неделя до Троицы («семицкая») и неделя после неё (Русальная неделя), а также Масленица (Карнавал) и Иван Купала.
Визуальный облик чёрта отражает его книжно-церковные черты: в иконописи и книжной миниатюре (подробнее об иконографии чёрта см. в статье Дьявол), лубке, в светской литературе, а позднее в кинематографе и мультипликации чёрт изображается как зооантропоморфное существо, покрытое чёрной шерстью, с хвостом, козлиной бородкой и иногда с крыльями, с когтями на руках и копытами на ногах, на голове у него рожки либо вздыбленные волосы.
Схожие с чёртом персонажи известны и в мифологии других народов мира (велняс у литовцев и латышей, сурт у германских народов, шайтан у мусульман). На пограничных со славянами территориях – у народов, говорящих на языках индоевропейской, уральской, алтайской и других языковых семей – для обозначения злых духов может использоваться заимствованная из русского лексема «чёрт», и наоборот, в русский язык заимствовались слова из других языков в качестве эвфемизмов для обозначения этого персонажа – шайтан (араб.), лембой (карел.), керемет (марийск.) и др.
Этот персонаж часто встречается в древнерусской (житийной, святоотеческой, беллетристической) литературе, в художественной культуре 18–20 вв. – литературе (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде», опубл. 1840; Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831–1832; Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1879–1880; А. В. Амфитеатров, «Чёрт», 1897; Ф. К. Сологуб, «Чёртовы качели», 1907; З. Н. Гиппиус, «Гризельда», 1895 и многое другое), живописи (В. М. Васнецов, «Архангел Михаил», 1914 и др.), музыке (М. П. Мусоргский, «Сорочинская ярмарка» 1874–1880, не окончена; Н. А. Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством» 1895 и др.), кинематографе («Ночь перед Рождеством», 1913; «Сатана Ликующий», 1917; «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 и др.), мультфильмах («Сказка о попе и о работнике его Балде», 1936, 1940, 1973; «Пропавшая грамота», 1945; «Ночь перед Рождеством», 1951; «Поди туда – не знаю куда», 1966; «Чертёнок № 13», 1982; «Как казаки на свадьбе гуляли», 1984 и др.), компьютерных играх («Вечера на хуторе близ Диканьки», 2005 и др.). Примеры изображения чёрта также можно встретить в сценографии (А. Н. Бенуа и др.), карикатуре (И. Я. Билибин и др.).