Сарра
Са́рра (евр. שָׂרָה, śārâ – владычица; греч. Σάρρα; первоначально Сара, евр. שָׂרָי, śāray; греч. Σάρα), жена Авраама, мать Исаака, первая из праматерей еврейского народа.
Как и Авраам, Сарра имеет в Ветхом Завете 2 имени. Переименование описывается в книге Бытия (17:5, 15) в контексте заключения завета между Богом и Авраамом. В еврейском שָׂרָי (śāray, Сара) – имя, которое носит Сарра до переименования, – является, видимо, диалектной формой имени שָׂרָה (śārâ), которое она получает после. Греческий переводчик книги Бытия передал двойственность её имени по-другому – взяв за образец переименование Авраама. Аврам (Ἄβραμ) становится в греческой Библии Авраамом (Ἀβραάμ) (Быт 17), его новый статус подчёркивается удвоением буквы α; новый статус его жены Сары (Σάρα) подчёркивается удвоением буквы ρ.
Впервые Сарра (тогда ещё Сара) упоминается в книге Бытия как жена Авраама (Быт 11:29). Указывается, что она была сестрой Авраама по отцу (Быт 20:12), т. е. Фарра – её отец, однако в другом фрагменте она названа просто невесткой Фарры (Быт 11:31). Противоречие между этими стихами объясняется тем, что они восходят к разным источникам (в рамках гипотезы Ю. Велльгаузена Быт 20:12 обычно связывают с элохистом, а Быт 11:31 – с жреческим кодексом).
Подобным образом обстоит дело с 2 повторяющимися рассказами, в которых Авраам, приходя в чужую землю, выдаёт Сарру (Сару) за свою сестру, боясь, что его могут убить ради красивой жены (Быт 12 и Быт 20). Первая история (Быт 12:10–20) разворачивается в Египте, куда семейство Авраама переселилось из-за голода в Ханаане. В результате обмана Авраама Сарру забрали в дом фараонов, а Авраам был щедро вознаграждён за свою «сестру». Однако, когда фараона постигают многочисленные несчастья, египетский правитель понимает, кем на самом деле была Сарра и что постигшие его беды – это наказание за то, что он взял чужую жену. Он немедленно возвращает её Аврааму, но приказывает супругам покинуть его владения. Автором этого повествования считают яхвиста. Вторая история (Быт 20), которая приписывается элохисту, повествует о том, как после переселения в Герар Сарра в сходных обстоятельствах попадает к местному царю Авимелеху. Бог во сне предупреждает Авимелеха, что его ожидает наказание за то, что тот взял чужую жену (согласно классическому варианту «документарной гипотезы» Велльгаузена, один из характерных мотивов для элохиста – вещие сны; например, рассказ о сне Иосифа (Быт 37:5–10) также приписывается элохисту). После этого сна царь возвращает Сарру её законному супругу и отпускает их.
Похожая история с мотивом жены-сестры появляется в повествовании об Исааке и Ревекке (Быт 26); действие также происходит в Гераре. Автором считается яхвист. Сходство между 3 нарративами объясняется существованием такого сюжета в устной традиции, где вокруг него могли строиться похожие истории с разными персонажами и обстоятельствами. Можно предположить, что яхвисту были известны две такие истории: в одной фигурировали Авраам – Сарра – Фараон – Египет, а в другой Исаак – Ревекка – Авимелех – Герар. У элохиста они смешиваются в одну: Авраам – Сарра – Авимелех – Герар.
При первом же упоминании Сарры библейский автор обращает наше внимание на то, что она бесплодна (Быт 11:30). Это распространённый мотив в повествованиях о патриархах: бесплодными долгое время оставались также Ревекка и Рахиль. Дарование бесплодным женщинам долгожданного наследника расценивается как особое попечение Бога о продолжении рода, ведущего к появлению избранного народа Израиля. Бесплодие Сарры также помогает читателю убедиться в непоколебимой вере Авраама, которому Бог трижды обещает произвести от него великое потомство (Быт 12:2; 15:4–5; 17:2–6).
Отчаявшись забеременеть, Сарра отдаёт мужу в наложницы свою служанку Агарь, надеясь «иметь детей от нее» (предполагается, таким образом, что дети Агари должны некоторым образом считаться детьми Сарры; Быт 16:2). Агарь рождает Аврааму сына Измаила. Аналогично Рахиль, которая не может иметь детей, отдаёт Иакову свою служанку Валлу со словами: «...пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» (Быт 30:1–8). Принятие ребёнка на колени – жест усыновления (ср. Быт 48:5, 12).
В ряде работ, научных и популярных, предпринимались попытки сравнить эту практику «суррогатного материнства» с клинописными текстами из хурритского города Нузи (середина 2-го тыс. до н. э.), из которых явствует, что, если жена была бездетна, муж мог брать наложницу для продолжения рода. В одной из табличек (HSS V 67) оговаривалось, что в случае бездетности жена должна сама предоставить мужу наложницу. Параллели с Нузи даже использовались для датировки истории Авраама. Однако и библейские тексты, и таблички из Нузи, и другие подобные тексты древнего Ближнего Востока могут быть порождены схожими ситуациями: распространённостью полигамии, частым женским бесплодием и необходимостью иметь детей, своих или приёмных, для ухода за родителями в случае болезни и старости. Нельзя утверждать, что обычаи хурритского Нузи принципиально ближе к библейскому тексту, чем практика других областей древнего Ближнего Востока.
Ещё один пример переплетения разных источников внутри библейского повествования о Сарре – две схожие истории о взаимоотношениях Сарры и Агари (Быт 16 и Быт 21). Согласно первой, источником которой считается яхвист, Агарь, забеременев, начинает презирать свою госпожу. Авраам позволяет Сарре делать с наложницей всё, что угодно; беременная Агарь, не выдержав притеснений хозяйки, убегает в пустыню. Там Агари является ангел, который убеждает её вернуться к Сарре и покориться ей. Элохист (Быт 21) помещает конфликт Сарры и Агари в более поздний контекст: он происходит уже после рождения Измаила и Исаака (которого Сарра рождает, будучи 90-летней). Сарра не может смириться с тем, что положение её сына и сына рабыни одинаково, и настаивает на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Исмаила. Авраама очень расстраивает требование Сарры, однако Бог велит ему слушаться жену и обещает, что Он позаботится об изгнанниках. Агари и Измаилу приходится покинуть дом Авраама навсегда.
Сарра умерла в возрасте 127 лет «в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской» (Быт 23:2). Она была похоронена в пещере Махпела, которую Авраам купил у Ефрона Хеттеянина, одного из местных жителей. Позже в этой же пещере были погребены Авраам, Исаак и Иаков, а также Ревекка и Лия.
В Ветхом Завете, вне книги Бытия, Сарра упоминается только у пророка Исайи как прародительница еврейского народа (Ис 51:2).
Несколько раз о Сарре идёт речь в Новом Завете. Вспоминается (Рим 4:19) её бесплодие в контексте восхваления непоколебимой веры и надежды Авраама, понимающего физическую немощь свою и его жены. К конфликту между Саррой и Агарью отсылает апостол Павел (Рим 9:6–9, имя Сарры упоминается в 9:9), говоря о том, что не все потомки Авраама могут считаться его истинными детьми и наследниками обетования, но только рождённые от Исаака (т. е. потомки Сарры). В данном контексте пророчество о будущем потомстве, данное Сарре в Мамре (Быт 18:10), цитируется как обетование о народе. Сарра и Агарь используются как символы 2 заветов (Гал 4:21–31). Сарра не упоминается по имени, апостол описывает её как «свободную» (Гал 4:22), сын которой был рождён по обетованию (Гал 4:23). Она также символизирует завет и небесный Иерусалим – «матерь всем нам» (Гал 4:26). Христиане, согласно апостолу, дети свободной, т. е. Сарры (Гал 4:31). Апостолом Павлом также подчёркивается вера самой Сарры: она знала о верности Бога своему обетованию, и это дало ей силы стать матерью в старости (Евр 11:11).
История Сарры приводится как пример благочестия в поучение жёнам, которые должны повиноваться своим мужьям, как «Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Пет 3:6). Обычно в качестве ветхозаветного текста для этой цитаты приводят стих из книги Бытия (Быт 18:12), хотя тема супружеской покорности Сарры в Ветхом Завете не развивается; в 1-м послании Петра она введена автором.
В более поздней иудейской традиции Авраам и Сарра стали героями многих легенд. Подчёркивается красота Сарры, а также то, что она была единственной женщиной, с которой Бог говорил напрямую. В еврейской пасхальной агаде Сарра вводится в число 4 основных патриархов иудейского народа. У Филона Александрийского Сарра становится символом мудрости и добродетели, а её служанка Агарь – астрономии, риторики, музыки и грамматики.