Новоторжский во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь
Новото́ржский во и́мя святы́х князей-му́чеников Бори́са и Гле́ба мужско́й монасты́рь, обитель Русской православной церкви. Расположен в г. Торжок.
История обители
Вопрос о времени основания обители
В летописных источниках имеется лишь несколько косвенных упоминаний монастыря: в Новгородской третьей летописи (17 в.) под 1015 г. встречается имя преподобного Ефрема Новоторжского, традиционно считающегося основателем монастыря (Новгородские летописи. 1879. С. 176); в летописных рассказах об осаде и взятии ханом Батыем Торжка в 1238 г. – «чинъ черноризьскыи» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов Москва, 1950. С. 76, 288); в описании разорения Торжка в 1372 г. великим князем тверским Михаилом Александровичем отмечается, что «погоре всь град; и церкви три каменыя, и деревянныа вся, и монастыреве», упоминаются также «чернци и черницы» (Полное собрание русских летописей. Москва, 2000. Т. 4, ч. 1. С. 299). В Отводном списке Новоторжских земель 1476 г. есть сведения о «Борисоглебской земле» (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Москва, 1964. Т. 3. № 20. С. 36).
Абсолютные даты, связанные с основателем обители преподобным Ефремом Новоторжским, появились в т. н. новом житии преподобного Ефрема, составленном, по мнению Н. Ф. Дробленковой, «вероятно, в 1572 г., в связи с "обретением" (11 июня) и перенесением мощей Ефрема» (Дробленкова. 1987. С. 149). В многочисленных списках жития приводятся 2 даты: 1015 г. – гибель ростовского князя Бориса Владимировича, после которой Ефрем ушёл в район Торжка, и 1053 г. – кончина Ефрема в основанном им монастыре (ошибочными датами смерти преподобного следует считать 1015 и 1035). Дата основания монастыря (1038) впервые была предложена в 1811 г. архимандритом Амвросием (Орнатским) (История российской иерархии. Москве, 1811. Ч. 3. С. 417–423). Эту дату следует считать условной, хотя она и утвердилась в агиографической литературе.
В дореволюционной историографии сосуществовали две полярные точки зрения о времени основания монастыря. А. П. Ратшин, Макарий (Булгаков), В. В. Зверинский, Н. П. Барсуков, Л. И. Денисов относили основание обители преподобным Ефремом Новоторжским к 1-й половине 11 в. (Малыгин. 2014. С. 413). Одновременно по поводу существования монастыря в 11 в. скептически высказывались В. О. Ключевский и Е. Е. Голубинский. В советской и новейшей российской историографии дискуссия о времени возникновения обители продолжилась. Издатели «Повести временных лет» под руководством Д. С. Лихачёва отметили основание монастыря Ефремом «Новоторженином», указав, однако, не традиционный 1038 г., а 1030 г. (Повесть временных лет. 1996. С. 471). М. Н. Тихомиров считал, что «сказочность жития Ефрема доказывается уже тем, что Борис и Глеб не были канонизированы… когда Ефрем будто бы построил в их честь монастырь» (Тихомиров М. Н. Древнерусские города. Москва, 1956. С. 386). Общепризнанной датой официальной канонизации Бориса и Глеба является 1072 г., хотя существуют точки зрения об их канонизации около 1050 г., во второй половине 1040-х гг. и даже в 1030-х гг.
Посвящение обители в Торжке Борису и Глебу для 1-й половины 11 в. выглядит весьма сомнительным. В историографии было выдвинуто предположение, что данные об основании монастыря, имевшиеся в погибшем после 1316 г. древнейшем житии преподобного Ефрема Новоторжского, могли сохраниться в службе святому, передававшейся через литургическую практику до конца 16 в. (Малыгин. 2007. С. 120; Малыгин. 2014. С. 414–415). В списках второй половины 17 в. службы преподобному Ефрему содержится информация о том, что он «церковь прекрасну страстотерпцемъ христовымъ Роману и Давыду воздвиглъ еси и обитель составилъ еси, и в неи трудолюбно подвизася…» (Тверской государственный объединённый музей. КП-1879. Л. 10–10об, 15, 25; Государственный архив Тверской области. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 457. Л. 14об.). Из этого можно сделать вывод, что Ефрем Новоторжский в 1-й половине 11 в. основал монастырь во имя патрональных святых князей Бориса и Глеба – Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца, который, по всей видимости после 1072 г., получил прямое посвящение святым князьям Борису и Глебу.
Археологические исследования (ведутся с 1989) также дают основания говорить о раннем возникновении монастыря, о чём свидетельствует обнаружение строительного материала (плинфы) домонгольского времени. Обитель расположена всего в 200 м от напольных укреплений Новоторжского кремля, и единственная из 9 существовавших к рубежу 16 и 17 вв. городских монастырей плотно окружена домонгольским культурным слоем посадов.
История монастыря в 12 в. – 1917 г.
12 в. стал временем расцвета обители, к концу столетия был возведён каменный храм. После монгольского нашествия наступил период упадка монастыря, продолжавшийся как минимум два столетия. В «Повести о разорении Торжка» присутствуют свидетельства почитания Ефрема Новоторжского в 14 в. и пребывания в обители до 1316 г. его древнего жития, которое после разорения монастыря в качестве военного трофея увёз в Тверь великий князь тверской Михаил Ярославич. Об истории обители в 15 в. практически нет свидетельств.
В 16 в. монастырь пережил новый расцвет. Первым известным настоятелем монастыря после преподобного Ефрема был игумен Тихон, на имя которого 30 января 1535 г. была дана жалованная тарханно-несудимая грамота от имени великого князя московского Ивана IV Васильевича Грозного. Судя по духовной грамоте Ф. Н. Лавровского (1546), задолго до официальной канонизации преподобного Ефрема Новоторжского обитель именовалась в честь мучеников Бориса и Глеба и чудотворца Ефрема.
Не позднее 1572 гг. в монастыре введена архимандрития. После вскрытия мощей Ефрема в 1572 г. в монастыре была составлена новая редакция его жития.
В Смутное время, в 1606 г., монастырь был разорён польско-литовскими отрядами. Во Введенской церкви 25 января (4 февраля) 1609 г. вместе с братией был сожжён настоятель архимандрит Константин (Д. И. Карманов относил это событие к 1606 г., см.: Карманов Д. И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893. С. 139).
В 1671 г. настоятель архимандрит Евстафий и его преемники грамотой патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II получили право служения на ковре. 11(21) июля 1677 г. в Борисоглебском соборе монастыря были обретены мощи преподобного Аркадия Новоторжского. Мощи преподобного Ефрема и преподобного Аркадия на протяжении столетий являлись главными святынями обители.
С 1722 г. при монастыре действовала школа, которая находилась под патронажем архимандритов и, возможно, помещалась в монастырских строениях (не позднее 1749 прекратила своё существование). Большой урон обители нанёс пожар 1742 г. В 1744 г. архимандриты монастыря по благословению архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) получили право на ношение палицы во время священнослужения.
В 1764 г. монастырь отнесён к второклассным, в июне того же года передан из Новгородской епархии в Тверскую. В 1772–1825 гг. в монастыре размещалось Новоторжское духовное училище. В 1785 г. обитель посетила императрица Екатерина II, положившая начало масштабной перестройке монастырского комплекса, в значительной мере изменившей его облик. В 1891 г. в монастыре открыта церковноприходская школа, для которой в обители было выстроено специальное деревянное двухэтажное здание.
Из настоятелей обители в архиереи были рукоположены: Сергий (Велтахов; настоятель обители в 1680–1682) – в архиепископа Тверского и Кашинского (1682), Иоиль (Вязьмитин, Вязьмитянин) (1700–1701) – во епископа Ладожского (1708), Кирилл (Флоринский; 1765–1768) – во епископа Севского и Брянского (1768), Варлаам I (Петров-Лавровский) (1768) – во епископа Тобольского (1768), Евгений (Романов) (1795–1799) – во епископа Костромского и Галичского (1800); Христофор (Эммаусский) (1849–1850) – во епископа Ревельского (1850).
Библиотека и архив монастыря
В 1624/1625 гг. библиотека обители состояла всего из 12 книг (7 печатных и 5 рукописных) (Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. 2014. С. 24). Однако уже к 1686 г. в ней насчитывалось свыше 130 книг, из них свыше 30 рукописных (Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. С. 183–185). Архив обители постоянно страдал от разорений, поэтому в нём не сохранилось документов ранее начала 17 в. В монастыре хранились 9 подлинных грамот: 7 царских (1610, 1614, 1628, 1631, 1689, 1690, 1693) и 2 митрополичьих (1690, 1695). В настоящее время основной комплекс документов обители хранится в Государственном архиве Тверской области (фонд 185).
Земельные владения и вкладчики обители. Подворья монастыря
Согласно предположению П. Д. Малыгина, одним из вкладчиков обители в домонгольский период был ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий (Малыгин. 1990. С. 13–14).
Первые сведения о материальном обеспечении обители содержатся в подтвердительной жалованной тарханно-несудимой грамоте царя Василия Ивановича Шуйского [24 июня (4 июля) 1610], в которой упоминается жалованная тарханно-несудимая грамота от 30 января 1535 г. Грамота 1535 г. (с позднейшими пожалованиями) неоднократно подтверждалась в дальнейшем: царем Фёдором Ивановичем (1587), царём Борисом Фёдоровичем Годуновым (1599), Лжедмитрием I (1605 или 1606), царём Михаилом Фёдоровичем (1614), царем Фёдором Алексеевичем (1677) (Грамоты ... 1903. С. 10–15). В 1587 г. грамотой царя Фёдора Ивановича монастырю передавались весовые таможенные пошлины в Торжке.
Помимо собственной подмонастырской слободки, отдельных земельных владений в Торжке и ближайших окрестностей к монастырю в конце 16 – конце 17 вв. отошли земли приписанных к нему новоторжских церквей и монастырей, среди которых были мужской монастырь во имя преподобного Симеона в Жалинской волости близ Торжка (в начале 18 в. обращён в приходскую церковь, ныне деревня Семёновское Торжокского района), Новоторжский в честь Рождества Христова мужской монастырь (с 1690 до упразднения в 1764), Удомельский во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь в Новгородском уезде (с 1693 до его упразднения в 1764; ныне Удомельско-Богословский Погост Удомельского городского округа Тверской области).
Частные вклады и земельные дачи в монастырь известны с середины 16 в. (вклады московского дворянина И. С. Урусова). Среди крупных вкладчиков обители в 17 в. были воевода в Торжке (1655) И. И. Урусов, боярин И. Д. Милославский и князь Н. И. Одоевский, промышленник Д. А. Строганов, С. В. Чириков, дьяки Б. Остолопов и Г. Парфеньев, М. А. Стрешнева (урождённая княжна Лыкова), М. М. Луговская.
К 1764 г. обители принадлежало 2232 крестьянина мужского пола (Краеведческий альманах. 2004. С. 6). После секуляризации 1764 г. монастырь утратил большую часть своих владений. В 19 – начале 20 вв. монастырь владел садом, огородами, а также двумя мельницами. Основной доход в 19 – начале 20 вв. монастырь получал в виде указных процентов с капитальных сумм в кредитных билетах, пожертвованных различными благотворителями [в том числе графиней А. А. Орловой (из рода Орловых)]: к началу 1860-х гг. монастырь получал по 20 билетам до 15 тыс. руб. серебром.
В 19 – начале 20 вв. монастырю принадлежали 2 часовни в Торжке: одна из них над колодцем в обители (упразднена к 1860-м гг.), вторая – Крестовоздвиженская в центре города (вероятно, 1-я половина 1780-х гг.; архитектор Н. А. Львов). В 1888 г. часовня была расширена, в 1903–1906 гг. перестроена в церковь Константина и Елены (закрыта в 1929), отреставрирована с возвращением исходных форм в 1975–1976 гг.
Монастырь в 1917–1927 гг.
Согласно постановлению Временного правительства в сентябре 1917 г. здание церковноприходской школы было передано Новоторжскому городскому самоуправлению. В сентябре 1918 г. был арестован настоятель монастыря архимандрит Симон, в октябре настоятельские кельи занял Новоторжский отдел социального обеспечения. В январе 1919 г. Новоторжская чрезвычайная комиссия провела обыск в обители, рассчитывая найти оружие. В связи с настойчивыми требованиями властей 5 февраля того же года состоялось вскрытие мощей новоторжских святых. До 12 февраля мощи преподобных Ефрема и Аркадия находились на всеобщем обозрении. Несмотря на обнаруженную при вскрытии тленность останков, паломничество к ним продолжалось до 1930-х гг. В 1920 г. в монастыре проживал епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский). Весной 1922 г. в обители прошло изъятие церковных ценностей. 3 декабря 1924 г. скончался архимандрит Симон, возглавлявший монастырь с 1913 г., после чего управление обителью взял на себя вернувшийся в 1925 г. из ссылки епископ Феофил. В 1925 г. в монастыре был размещён инвалидный дом. Весной – летом 1927 г. были закрыты церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим и братский корпус, которые передали под хозяйственные нужды и общежитие, монахи и епископ Феофил покинули обитель, что означало фактическое закрытие монастыря.
Монастырь в 1927–1993 гг.
В 1927 г. монастырь посетила экспедиция этнологического факультета 1-го Московского государственного университета, которая зафиксировала наличие в Борисоглебском соборе икон кисти В. Л. Боровиковского. На заседании президиума Новоторжского городского совета от 9 января 1930 г. рассматривался вопрос о закрытии собора и церкви Спаса Нерукотворного с колокольней. Вероятно, с начала 1931 г. здания монастырского комплекса постепенно занял льносовхоз имени Молотова. К лету этого года на территории монастыря действовал только Борисоглебский собор. 30 июня Новоторжский городской совет выдал разрешение на проведение собрания верующих собора, которое состоялось 2 июля. На нём было принято решении о «сдаче собора» «ввиду невозможности продолжения службы в храме, находящемся на территории льнозавода», при условии получения разрешения на перенос мощей преподобных Ефрема и Аркадия в Благовещенскую (Михайловско-Архангельскую) церковь (Бочкарёва. 2002. С. 110). 3 июля исполком городского совета разрешил перенос мощей, назначив его на 6 июля 1931 г. Вместе с мощами из Борисоглебского собора был перенесён ряд икон и реликвий. После этого Борисоглебский собор был закрыт для богослужений, в нём разместилось сельскохозяйственная школа при Льносовхозе (до 1933). В 1931–1932 гг. с колокольни были сняты все колокола. Наряду с сельскохозяйственной школой, валяльной мастерской и общежитием на территории монастыря также действовали деревообделочные мастерские артели «2 пятилетка» (до 1933) и располагался склад кожевенного завода.
С середины 1930-х гг. в зданиях монастыря разместилась воинская часть, затем авиационные военные склады. В начале 1936 г. раки с мощами преподобных Ефрема и Аркадия были увезены из закрывавшейся Благовещенской (Михаило-Архангельской) церкви в неизвестном направлении. В 1942–1943 гг. на территории обители размещался лагерь для военнопленных. Решением горисполкома Торжка от 19 июля 1944 г. комплекс обители был передан пересыльному пункту Управления НКВД для «размещения столярного производства и контингента заключённых». 9 августа 1944 г. на базе сапоговаляльной фабрики была образована исправительно-трудовая колония № 4 (с 1947 – отдельный лагерный пункт № 101, позднее вновь исправительная колония). Вероятно, с начала 1950-х гг. и до 1955 г. Борисоглебский собор использовался как склад зерна объединения «Заготзерно», позднее также как склад. В 1970-х гг. в монастыре были начаты реставрационные работы: в 1972–1975 гг. отреставрирована надвратная церковь-колокольня, с 1982 г. велись работы по внешней реставрации Борисоглебского собора. После вывода в 1982 г. с территории монастыря исправительной колонии там разместился лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) № 2.
Решениями Тверского областного исполкома от 15 июля 1987 г. и исполкома Торжокского городского совета от 18 августа 1987 г. было оформлено приспособление зданий монастыря под учреждения социально-культурного назначения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1988 г. был образован Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке, в связи с чем отреставрированы здания Духовного правления и духовного училища (Странноприимный дом), Свечная башня и участок монастырской ограды, главы Введенской и Входоиерусалимской церквей. После вывода ЛТП № 2 музей разместился в бывшем здании Духовного правления.
Возобновление монастыря и его новейшая история
В 1993 г. было принято решение о совместном использовании комплекса монастыря музеем и Русской православной церковью. Согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) по определению Священного Синода от 2 октября 1993 г. обитель была открыта, её наместником был назначен игумен (с 2001 архимандрит) Вассиан (Кураев) (до 2009). Священноархимандритом обители является архиепископ (с 2011 митрополит) Тверской и Кашинский. Первоначально службы осуществлялись в кладбищенской церкви Иоанна Богослова, ставшей подворьем монастыря. В 1995 г. братия монастыря смогла переселиться на его территорию. В декабре 1997 г. монахам была передана Введенская церковь.
В 2001 г. обители возвращена Крестовоздвиженская часовня в Торжке. В 2010 г. при обители создан миссионерско-просветительский отдел, действуют воскресная школа и библиотека. В 2018 г. в обитель передан обнаруженный в ходе ревизии Путевого дворца в Твери фрагмент мощей преподобного Ефрема Новоторжского.
Архитектурный ансамбль
В 11 в. все постройки обители были деревянными. Ефремом Новоторжским была возведена деревянная церковь во имя святых Романа Сладкопевца и Давида Псалмопевца, которая, вероятно в 1072 г. или вскоре после того, получила посвящение во имя святых мучеников Бориса и Глеба.
Монастырский собор
В конце 12 в. в обители возведён каменный собор (размерами 26,3 × 20,6 м), выявленный в ходе археологических раскопок, проведённых в 1989, 1991–1993 гг. под руководством П. Д. Малыгина. Основываясь на размерах и сортаменте плинфы, храм построен смоленскими мастерами (Малыгин. 2003. С. 85) и расписан смоленскими живописцами (определение Л. И. Лифшица). Судя по лекальной плинфе и иконографическим источникам, собор можно отнести к башнеобразным храмам с примыкающими к трём порталам притворами, типичным для смоленского зодчества 2-й половины 12 в. В 1577 г. южный притвор собора снесён, а на его месте сооружён придел во имя преподобного Ефрема Новоторжского. В 1589 г. к северному притвору пристроен придел во имя праведных Иоакима и Анны [Илиодор (Сретенский), иером. 1861. С. 21; Колосов. 1913. С. 59; Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. 2014. Ч. 1. С. 166–167]. В 1660–1670-х гг. проводились работы по перестройке и ремонту приделов Преподобного Ефрема (1669–1672), Святых Иоакима и Анны (1676–1677) (Салимов. 2009. С. 46). К середине 1760-х гг. собор обветшал и требовал серьёзного ремонта, епископ Тверской Гавриил (Петров) даже опасался обрушения храма, о чём сообщал в Коллегию экономии (Салимов. 2009. С. 47). В 1784 г. собор был разобран новоторжцами своими силами и на собственные средства.
9(20) июня 1785 г. состоялась торжественная закладка нового собора при участии императрицы Екатерины II, которая пожертвовала на строительство 22750 руб. ассигнациями. Новый Борисоглебский собор возведён в 1785–1789 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова в стиле классицизма (всего на постройку было потрачено до 50 тыс. руб.). Наблюдение за строительством осуществлял Львов, а в его отсутствие – новоторжский архитектор Ф. И. Буци. Центрический, квадратный в плане собор Львов разместил близ восточного прясла ограды обители, проходящей по береговому откосу. Центрический план собора имеет сходство с планами собора Святого Людовика Дома инвалидов в Париже (1680–1706, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар), Софийского собора в Царском Селе (ныне г. Пушкин; 1782–1788, архитекторы Ч. Камерон, И. Е. Старов). Собор строился из кирпича на известковом растворе, фундаменты сложены из грубо отёсанного камня. Архитектурно-декоративные детали выполнены из белого камня. Подчиняя композицию пятиглавого собора градостроительной ситуации, Львов оформил обращённую к городу северную сторону строгим портиком с шестью колоннами тосканского ордера; аналогичный портик создан на южной стороне собора. Восточный и западный фасады получили одинаковые двухколонные портики в антах. По мнению исследователей творчества Львова, «по своей объёмной композиции Борисоглебский собор завершает эволюцию от Могилёвского собора с его подчёркнутым значением кубического объёма, через арпачёвскую церковь, с её явной тенденцией к центричности, которая получила ярко выраженную форму лишь в Торжковском соборе» (Будылина. 1961. С. 125).
Центральное подкупольное пространство (12 × 12 м) ограничено четырьмя прорезанными проходами пилонами сложной формы и расположенными между ними арками, опирающимися на пары тосканских колонн. Кольцевой обход этого пространства состоит из чередующихся четырёх центрических угловых и четырёх близких к овалу в плане компартиментов. Главный купол собора – восьмичастный, поставлен на восьмигранный барабан (толщина стен около 2 м), в интерьер обращён кессонированным сводом. Четыре угловых компартимента (их планы близки восьмиконховым объёмам) завершаются сводами с малыми барабанами и плоскими куполами.
Планы небольших пространств дьяконника и жертвенника повторены в западной части в планах двух лестниц, ведущих на размещённые над входной частью хоры. Для хорошего освещения храма Львов создал высокие подпружные арки (высотой около 12 м), верхние части которых являются большими окнами барабана. Впечатление лёгкости интерьера усиливается малыми арками, которые задают композиции человеческий масштаб.
Центральный иконостас был установлен в соборе в 1793 г. В 1790–1792 гг. В. Л. Боровиковский написал для него 35 икон, из которых к началу 20 в. сохранилась тридцать одна (Савельев. 1992. С. 107–109). Две иконы Боровиковского попали в придельные иконостасы. Торжественное освящение собора состоялось 11(22) июня 1796 г.: центральный престол получил посвящение князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, правый – преподобному Ефрему Новоторжскому, а левый – великомученице Екатерине.
В 1839–1840 гг. в соборе проведены ремонтные работы, в результате которых устроен новый иконостас (сохранивший тридцать одну икону кисти Боровиковского), внутренние колонны и стены оштукатурены под мрамор, чугунный пол заменён деревянным. Переделки несколько нарушили первоначальную стройную пропорцию колонн и цветовую гамму интерьера. Храм был вновь освящён архиепископом Тверским Григорием (Постниковым) 11(23) июня 1841 г., при этом левый придел во имя великомученицы Екатерины переосвящён во имя преподобного Аркадия Новоторжского. В 1876 г. усердием новоторжского купца 1-й гильдии, потомственного почётного гражданина Н. К. Штанковского главный престол собора устроен из серебра (Колосов. 1913. С. 67). В советское время утрачены все иконы кисти В. Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее.
Введенская церковь
К югу от собора расположен старейший сохранившийся храм монастыря – церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Деревянный храм построен не позднее 2-й половины 16 в. В 1609 г. (по другим данным, в 1606) он был сожжён польско-литовскими войсками. К 1624/1625 г. церковь снова существовала, однако не совсем ясно, была ли она уже каменной или вновь была построена деревянной (Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. 2014. Ч. 1. С. 23, 24). Исходя из описания колокольни, предпочтительным представляется второй вариант. По всей видимости, сохранившийся каменный бесстолпный одноглавый храм построен около 1672 г., не позднее этого времени возведена и рядом располагающаяся шатровая колокольня (надстроена двумя ярусами предположительно в 1717), на которой к 1686 г. находились «часы старые» (Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. 2014. Ч. 1. С. 181). В 1833 г. последовала новая перестройка церкви, при этом бывший алтарь обращён в пономарскую комнату, одна часть церкви – в алтарь, а другая, с трапезной, – собственно в церковь [Илиодор (Сретенский), иером. 1861. С. 42–43]. В том же году храм был вновь освящён. В 1879 г. усердием Н. К. Штанковского на левой стороне храма устроены придел во имя праведных Иоакима и Анны (освящён в том же году), а также новое крыльцо. В 1887 г. в храме устроена новая система отопления (Колосов. 1913. С. 68). В 1930 г. церковь закрыли, убранство и иконы не сохранились.
Колокольня
В 1683/1684 г. на въезде в обитель со стороны города были выстроены каменные Святые ворота с церковью Воздвижения Креста Господня с приделами – правым во имя апостола Иоанна Богослова и левым во имя святителя Николая Чудотворца (Писцовые и переписные книги Торжка XVII – начала XVIII в. 2014. Ч. 1. С. 183). Большую роль в украшении храма сыграл дьяк Б. Остолопов.
В рамках крупных строительных работ в обители в конце 18 – начале 19 вв. Крестовоздвиженская церковь была разобрана, а на её месте в 1804–1811 гг. возведена надвратная церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя с колокольней, освящённая 27 августа (8 сентября) 1811 г. и ставшая важнейшей доминантой архитектурного ансамбля обители. Характерные для творчества Н. А. Львова особенности заставляют многих специалистов связывать проект с его именем (Будылина. 1961. С. 137). Строился храм-колокольня в стиле классицизма под наблюдением новоторжского архитектора-подрядчика Ф. Ф. Ананьина (Лопатина. 2020). Второй ярус представляет собой церковь, а два верхних – колокольню, увенчанную 12-колонным бельведером-ротондой (как и в церкви Великомученицы Екатерины в Мурино). Основу плана составляет квадрат со скошенными углами и с примыкающими к нему по оси «запад – восток» полукруглыми апсидами с парными колоннами. Северный и южный фасады оформлены четырёхколонными портиками с треугольными фронтонами. Основание четверика колокольни с четырёх углов украшено круглыми башенками. Вместе с термальными окнами основания третьего яруса они подготовляют переход к башенной части здания, завершённой высоким металлическим шпилем. На колокольне были установлены часы с часовым и получасовым боем. В середине 19 в. на колокольне находилось 13 колоколов [Илиодор (Сретенский), иером. 1861. С. 46], к 1918 г. – 11 колоколов, из которых крупнейшим был благовестник, трижды заменявшийся после постройки новой колокольни: с 1851 г. он весил 529 пудов 10 фунтов (свыше 8,6 тонн) (Никаноров. 1997. С. 104).
Другие постройки ансамбля
В 1717 г. построен двухэтажный настоятельский корпус и галерея, соединяющая его с храмом Введения Богородицы во храм. Во втором ярусе галереи построена церковь типа «восьмерик на четверике», долгое время остававшаяся неосвящённой. После переноса в неё в 1784 г. иконостаса старого Борисоглебского собора она была освящена (1786) в честь Входа Господня в Иерусалим. Частично сохранились росписи.
В 1809–1811 гг. по проекту Ф. Ф. Ананьина на средства монастыря и на пожертвования духовенства Торжка и Новоторжского уезда в линии монастырской стены рядом с новой колокольней выстроено каменное двухэтажное здание для Духовного правления и духовного училища (с 1825 – Странноприимный дом) с Успенской часовней, вход в которую с внешней стороны обители оформлен четырёхколонным портиком.
В 1818–1819 гг. расширены существовавшие с 17 в. братские кельи, к которым был пристроен новый двухэтажный корпус. Особенностью этого комплекса является полуротонда с четырьмя колоннами и двумя полуколоннами, украшающая прямой угол старого здания. Также на территории обители существовал одноэтажный каменный флигель для монастырских служб, а за территорией – конюшенный и скотный дворы (сохранились руины).
Стены и башни монастыря
Вплоть до 1-й половины 18 в. стены и башни монастыря были деревянными. Существующие стены и башни возведены в середине 1730-х – середине 1740-х гг. Исключение составляет Свечная (Библиотечная) башня, строительство которой было обусловлено постепенным разрушением фундамента существовавшей на этом месте с 17 в. башни из-за сложных гидрогеологических условий. Проект башни разработан новоторжским городским архитектором С. И. Гребенщиковым и утверждён 4(16) сентября 1868 г. (Чичкина. 2010. С. 65). Во время строительства в проект, вероятно, внесены изменения, усложнено завершение постройки: вместо деревянного шпиля создан бельведер-ротонда со смотровой площадкой, увенчанный небольшим шатром с крестом. Строительство башни с элементами русско-византийского стиля завершилось не позднее 1874 г. На 1-м этаже в ней располагалась свечная лавка, а на третьем –по всей видимости, библиотека.
В середине 1980-х гг. на территории монастыря начались реставрационные работы (к 2021 восстановлены братский и настоятельский корпуса, проведены работы в надвратной церкви и соборе, в частности раскрыты фрагменты росписей).