Синагога на Большой Бронной
Синаго́га на Большо́й Бро́нной, синагога в Москве, расположенная по адресу: улица Большая Бронная, дом 6, строение 3. Построена к 1886 г. на средства крупного еврейского предпринимателя Л. С. Полякова. Ныне принадлежит религиозной еврейской организации – общине любавичских хасидов «Агудас Хасидей Хабад» («Союз праведников Хабад»).
Строительство синагоги
Поляков смог добиться разрешения властей на возведение иудейского молельного дома в качестве домашней синагоги в его усадьбе в районе Тверской и Большой Бронной улиц. Строительные работы велись в 1883–1886 гг. по проекту архитектора М. Н. Чичагова. В синагогу был перестроен один из домов поляковской усадьбы, фасадом выходивший на Большую Бронную улицу. Фасад здания исполнен в мавританском стиле и украшен иудейской символикой, а верх увенчан небольшим куполом со звездой Давида. В молельном зале оборудовали спуск в подземный ход, чтобы можно было покинуть помещение в случае погрома.
Неизвестно, кто был первым раввином синагоги. Возможно, в начале существования её окормлял главный раввин Москвы того времени – Залкинд (Соломон Алексеевич) Минор (1829–1900). В 1892 г. Минор был выслан из столицы после закрытия Московской хоральной синагоги властями. Новым раввином города стал представитель любавичских хасидов – Яков Исаевич Мазе (1859–1924).
Синагога в советский период
В 1937 г. был расстрелян кантор синагоги Мойше-Хаим Гуртенберг (Мошко-Хаим Айзик-Гершович Гуртенберг) (1882–1937). Синагогу закрыли, а здание передали для нужд Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). В 1940 г. здание перешло к Московскому дому народного творчества (с 1991 Московский дом самодеятельного творчества).
За годы, прошедшие с момента закрытия синагоги, она неоднократно перестраивалась. В результате её внутреннее убранство было полностью утрачено, а фасад в мавританском стиле – ликвидирован.
Возрождение синагоги
В 1989–1991 гг. права на здание предъявила организация реформистского иудаизма «Гинейни», однако очень быстро инициативу перехватили любавичские хасиды. В 1991 г. здание синагоги перешло общине «Агудас Хасидей Хабад». С этого времени в ней на регулярной основе совершается молитва. С конца 1990 г. возрождением синагоги и организацией религиозной жизни в ней занимается её руководитель – раввин Исаак Абрамович Коган (род. 1946), представитель цадика М. М. Шнеерсона в России.
Реконструкция синагоги
В начале 2000-х гг., с передачей синагоги верующим, встал вопрос о реконструкции здания. Она осуществлялась на средства еврейских организаций, меценатов и жертвователей. Проект выполнила частная мастерская московского архитектора Сергея Эстрина. Непосредственно архитекторами-разработчиками выступили Сергей Эстрин и Лариса Вишниченко. 5 сентября 2004 г. здание открыли после реконструкции, приурочив событие к 120-летию с момента основания синагоги.
По сохранившимся дореволюционным чертежам и фотографиям, найденным в архивах архитектором-реставратором Борисом Евгеньевичем Пастернаком (внуком Б. Л. Пастернака), были восстановлены фасад и внутреннее убранство молельного зала, включая шкаф для свитков Торы (синагогальный ковчег, или арон кодеш). Высота современного здания варьируется от 3 до 5 этажей, а сохранившиеся части старинной постройки времен Полякова стали его ядром.
Новое здание синагоги насыщено еврейской символикой. Так, выходящая на Большую Бронную улицу угловая часть левого, 5-этажного крыла синагоги оформлена как высокая округлая башня, напоминающая крепостные сооружения Иерусалима. Снаружи она отделана известняком-ракушечником, специально обработанным для придания башне вида древних иерусалимских каменных построек. В верхней части башни размещён большой металлический светильник-«девятисвечник» (ханукия). Своей вертикальной цилиндрической формой башня напоминает свиток Торы.
Правая сторона здания, менее высокая и более протяжённая, символизирует листы Талмуда. Вестибюлю-атриуму придана вогнутая трапециевидная форма. Его пространство, по замыслу архитекторов, должно напоминать о Ковчеге Завета. Новый фасад синагоги полностью застеклён, а за остеклением виден воссозданный исторический фасад. На крыше здания размещён сад.
Вокруг синагоги – кованая ограда, прутья которой переплетены в виде звезды Давида. Светильники на столбах ограды также с определённых ракурсов воспринимаются как шестиконечные звёзды (автор идеи – скульптор Вадим Гринберг).
В интерьере часть потолков отделана панелями из натурального дерева. Их волнистая форма и желтоватый цвет древесины призваны напоминать о песках Синайской пустыни, по которой пророк Моисей вёл еврейский народ. Помимо жёлтых и коричневых тонов, в оформлении синагоги использованы белые и голубые цвета, которые присутствуют на флаге Израиля. В старой части постройки расположен восстановленный молельный зал 19 в. На 3-м этаже оборудован новый большой молельный зал, на гранитном полу которого выполнена инкрустация в виде звезды Давида. Окно в потолке большого зала также образует большую шестиконечную звезду.
Зал обрезания в обновлённой синагоге назван в честь предпринимателя Эли Якоби – одного из спонсоров реконструкции, погибшего за 2 недели до открытия синагоги.
Деятельность синагоги
В 2004 г. в синагоге открылась иешива «Махон РаН» (Институт имени Рафаэля Немойтина), которую возглавил раввин Сегев Фридман (Иегуда-Сегев Фридман). Студенты иешивы получают иудейское богословское образование, а также могут освоить профессию ритуального забойщика скота (шойхета). При синагоге работают женская и мужская миквы, зал бракосочетаний, книжный магазин, магазин кошерных продуктов, ресторан и другие объекты.
Синагога не только является религиозным центром иудеев, но и служит общественным пространством для широкой аудитории. В ней проводятся выставки, тематические вечера, встречи и т. п. В рамках программы «Архив памяти» организованы два музея: «Зал героизма» о холокосте и судьбах евреев во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. (на 3-м этаже) и «Зал памяти» об истории синагоги и о евреях, пострадавших в годы политических репрессий в СССР (на 4-м этаже). Залы музеев украшены витражными окнами, рисунок на которых соотносится с тематикой экспозиции. Руководителем программы «Архив памяти» Богдановой С. А. при музеях создан и постоянно пополняется видеоархив «Судьбы российских евреев в 20 веке».