Экономика

Экономика

Учёные-экономисты

Учёные-экономисты

Теория экономического роста

Теория экономического роста
Динамика ВВП на душу населения в долларах с 1870 по 2011 гг.
Термины
Термины

Экономический рост

Экономический рост
Экономи́ческий рост, долгосрочная тенденция увеличения реального объёма выпуска товаров и услуг в экономике. Главная цель достижения экономического роста – повышение уровня благосостояния и увеличение национального богатства. Чем больше производственный потенциал страны и чем выше темпы экономического роста, тем выше уровень и качество жизни населения. Факторами экономического роста выступают труд, физический и человеческий капитал, природные ресурсы, технологические знания.
Цели развития тысячелетия
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Цели развития тысячелетия

Цели развития тысячелетия
Це́ли разви́тия тысячеле́тия ООН, направления преобразований, необходимых для решения глобальных социальных проблем. Сформулированы в 2000 г. в Декларации тысячелетия ООН. Каждая из 8 целей развития тысячелетия включает конкретные задачи и показатели (всего 21 задача и 60 показателей). Список целей: ликвидация крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин, сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнёрства в целях развития.

Лауреаты Нобелевской премии по экономике

Лауреаты Нобелевской премии по экономике
Филипп Дибвиг на пресс-конференции перед церемонией вручения премии по экономике памяти Альфреда Нобеля в Стокгольме. 2022

Дибвиг ФилипДибвиг Филип

Ди́бвиг Фи́лип (род. 22.5.1955), американский экономист, профессор Школы бизнеса имени Олина Вашингтонского университета в Сент-Луисе (штат Миссури), соавтор модели Даймонда – Дибвига. В научные интересы входят банковское дело и корпоративные финансы, ценообразование на финансовые активы, структура отраслевых рынков. В 1976 г. Дибвиг закончил Университет штата Индиана и получил две степени бакалавра – по математике и физике. Через 2 года стал магистром философии по экономике в Йельском университете. В 1979 г. в Йельском университете защитил докторскую диссертацию по экономике «Восстановление аддитивных функций полезности» под научным руководством С. Росса. С 2010 г. Дибвиг преподаёт в Юго-западном университете финансов и экономики в Чэнду (провинция Сычуань, Китай). Отмечен премией дружбы правительства Китая. В 2022 г. Дибвиг стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за исследование банков и финансовых кризисов» наряду с Б. Бернанке и Д. Даймондом. Нобелевский комитет отметил модель Даймонда – Дибвига как главное научное достижение их жизни.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики
Трансмиссио́нный механи́зм де́нежно-креди́тной поли́тики, cовокупность причинно-следственных связей, обеспечивающих передачу (трансмиссию) действий центрального банка, осуществляемых в рамках денежно-кредитной политики, на динамику спроса и инфляции в национальной экономике. Первым системный анализ влияния денежно-кредитной политики на функционирование экономики представил Дж. М. Кейнс. Широкое распространение получил сложившийся в неокейнсианской традиции подход, выделяющий несколько каналов трансмиссионного механизма, функционирующих параллельно и задействующих разные промежуточные звенья: процентный канал, балансовый канал, канал банковского кредитования, канал благосостояния, валютный канал и др.
Ключевая ставка
Ключевая ставка
Ключева́я ста́вка, ставка денежно-кредитной политики. Важнейшая процентная ставка центрального банка, определяющая направленность его денежно-кредитной политики. Является основным инструментом поддержания ценовой стабильности посредством достижения операционной цели денежно-кредитной политики – удержания ставок межбанковского рынка в пределах процентного коридора, границы которого представляют собой ставки по операциям предоставления и изъятия ликвидности на срок в 1 день. Вслед за изменением ключевой ставки изменяются однодневные ставки по межбанковским кредитам, а вслед за ними – остальные процентные ставки в экономике, в том числе ставки по кредитам и депозитам банков. Изменение денежно-кредитных и финансовых показателей, в свою очередь, воздействует на принятие домохозяйствами и предприятиями решений о потреблении, сбережении и инвестициях.

Маржинализм

Маржинализм

Отраслевая экономика

Отраслевая экономика
Антиконкурентное соглашение
Антиконкурентное соглашение
Антиконкуре́нтное соглаше́ние, соглашение хозяйствующих субъектов о скоординированных действиях на рынке, приводящее к отказу от конкуренции в пользу взаимовыгодного сотрудничества при сохранении формальной независимости хозяйствующих субъектов (в отличие от сделки слияния, когда происходит юридическое объединение участников в единую компанию). К основным негативным последствиям антиконкурентных соглашений относятся: 1) повышение цен (в наихудшей ситуации – до уровня монопольной цены), а также необоснованное установление различных цен на товар для разных групп потребителей; 2) дискриминация небольших компаний и установление входных барьеров для новых компаний; 3) сокращение объёма выпуска и снижение дифференцированности товаров; 4) снижение стимулов к инновациям, ухудшение качества товара. Борьба с антиконкурентными соглашениями является важной задачей государственной экономической политики.
Естественная монополия
Естественная монополия
Есте́ственная монопо́лия, тип структуры рынка, характеризующийся наличием одной фирмы, производящей определённый товар (оказывающей услугу), при этом такая структура поддерживается не искусственными барьерами входа и рыночной властью, но объективными особенностями производства. Существование естественной монополии возможно при соблюдении двух базовых условий. Первое – субаддитивность функции издержек, когда издержки производства всего объёма продукции на одном предприятии будут меньше, чем сумма издержек производства партий продукции, если весь изначальный объём разделить между несколькими производителями. Второе – устойчивость, означающая, что вход новых участников на рынок блокирован, поскольку максимальная выручка, которую сможет получить новичок после входа, будет меньше, чем издержки входа. Для повышения общественного благосостояния и сглаживания негативных эффектов от существования естественных монополий государство применяет разные способы их регулирования, в том числе реструктуризацию и тарифное регулирование.
Концентрация (в экономике)
Концентрация (в экономике)
Концентра́ция в экономике, сосредоточение производства, капитала или других ресурсов в одном месте, в одних руках, преобладание на рынке одного из его участников. Представляет собой характеристику структуры распределения благ, видов деятельности по субъектам экономической деятельности или по их группам. Различают концентрацию производства, потребления, спроса, капитала и др. Как правило, чем выше концентрация производства, тем ниже уровень конкуренции на рынке, поэтому антимонопольное законодательство многих стран не допускает концентрации производства выше определённого уровня (за исключением естественных монополий). Для измерения концентрации производства (реализации) данного вида продукции на данном рынке используется целый ряд альтернативных показателей, называемых обычно индексами концентрации.
Ценовая война
Ценовая война
Ценова́я война́, действия компаний, направленные на последовательное снижение цен на свою продукцию в рамках конкурентной борьбы, в том числе в целях вытеснения конкурента с рынка. Такие войны могут иметь разные причины и последствия как с точки зрения выигрышей фирм, так и с точки зрения эффектов для общественного благосостояния. Стратегия ценовой войны может реализовываться двумя основными способами: 1) ограничение цен, когда фирма снижает цену в целях вытеснения конкурента с рынка и привлечения дополнительных покупателей; 2) установление хищнических цен, подразумевающее радикальное снижение цен компанией в рамках вытеснения конкурента; при этом цена признаётся хищнической, если цена товара ниже или средних переменных издержек, или средних издержек его производства, но хищнические намерения доказаны. Если в первом случае снижение цен носит умеренный характер и не приводит к значительному ущербу для фирмы, то хищнические цены наносят существенный ущерб её финансовому благополучию. Попытки хищничества в рамках внешней торговли характеризуются термином демпинг.
Парадокс Бертрана (в экономике)
Парадокс Бертрана (в экономике)
Парадо́кс Бертра́на, парадокс ценовой конкуренции в ситуации олигополии, когда даже двух фирм на рынке достаточно, чтобы они не получали экономической прибыли, назначая цену, равную предельным издержкам (подобно равновесию в ситуации совершенной конкуренции). Был открыт французским математиком, профессором Ж. Бертраном в 1883 г. Возникает при следующих предпосылках: компании реализуют однородный продукт, назначают цены одновременно и независимо друг от друга, могут легко менять объём выпуска; потребители знают об уровне цен, который предлагает каждый из продавцов, абсолютно рациональны, т. е. выбирают товар с наименьшей ценой; производители могут обеспечить полный выпуск, удовлетворяющий весь спрос при цене, равной предельным издержкам. Модель Бертрана редко реализуется на практике ввиду нарушения указанных предпосылок.
Отрасль экономики
Отрасль экономики
О́трасль эконо́мики, множество производственных единиц с тем же или сходным видом деятельности. Виды деятельности различаются по виду производимого товара или оказываемой услуги, их назначению, используемым при их производстве технологиям и ресурсам. Границы видов деятельности и отраслей задаются при помощи их классификации. В основе бо́льшей части национальных отраслевых классификаторов лежит разработанная ООН Международная стандартная отраслевая классификация всех видов деятельности, в рамках которой в качестве основных критериев иерархической группировки отраслей выступают свойства их продуктов, а также производственные процессы. Разделение производственных единиц на отрасли требуется для сбора статистики и её анализа, государственного регулирования отраслей и проведения адресной политики. Одним из важнейших свойств отраслей является их географическая концентрация. Скопление производственных единиц со сходными или близкими видами деятельности образует кластеры и территориально-производственные комплексы.
Международная стандартная отраслевая классификация
Международная стандартная отраслевая классификация
Междунаро́дная станда́ртная отраслева́я классифика́ция (МСОК; International Standard Industrial Classification of All Economic Activities, ISIC), международная классификация видов экономической деятельности и отраслей промышленности, разработанная Организацией Объединённых Наций. МСОК используется для классификации деятельности всех видов предприятий, учреждений и подразделений, осуществляющих производство товаров или услуг. Деятельность в значительной степени определяется продуктами, которые они производят. МСОК является широко используемым классификатором в экономической статистике. Налоговые органы и другие учреждения, регистрирующие предприятия, также могут использовать его в административных целях. ISIC v4 – четвёртая, последняя редакция МСОК, опубликованная в 2009 г. Структура классификатора состоит из 21 раздела, представленного буквенными обозначениями от A до U. Разделы в свою очередь поделены на 88 подразделов (с 2-значными кодами), 238 групп (3 цифры) и 419 классов (4 цифры).
Бухгалтерский учёт
Бухгалтерский учёт
Бухга́лтерский учёт, информационная система, созданная для отражения хозяйственных и финансовых операций организации (предприятия, учреждения, компании, фирмы) и в интересах управления этими операциями. В соответствии с современным законодательством любая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, обязана вести бухгалтерский учёт доходов, расходов, имущественных ценностей и периодически фиксировать данные учёта в денежном выражении в бухгалтерских книгах и бухгалтерской отчётности, что позволяет анализировать и контролировать финансовое положение организации, результаты её работы, соблюдение правил и норм проведения экономических операций. Данные бухгалтерского учёта используют: персонал организации, ведущей учёт (в первую очередь менеджеры), банки, инвесторы, территориальные органы власти, налоговые инспекции, другие контрагенты, включая потенциальных.
Ford Motor Company
Ford Motor Company
Ford Motor Company, транснациональная автомобилестроительная корпорация. Ведёт деятельность в трёх отчётных сегментах: автомобильном (продажа автомобилей Ford и Lincoln, запасных частей и аксессуаров), сегменте мобильности (Ford Smart Mobility, бизнес по разработке систем автономного вождения) и Ford Credit (финансирование и лизинг транспортных средств для автомобильных дилеров). Компания основана Г. Фордом 16 июня 1903 г. Первая модель Ford Model A продана 23 июля 1903 г. , к 1 октября прибыль компании составила 37 тыс. долл. Первый международный завод Ford был построен в Уолкервилле (ныне Уинсор, Канада) в 1904 г. В 1908 г. открыт первый зарубежный филиал компании в Париже (Франция). В 1917 г. выпущен первый грузовик Ford Model TT. В 1925 г. запущено производство самолётов Ford Trimotor. Штаб-квартира расположена в Дирборне (штат Мичиган, США). В 2021 г. компания заняла 348-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 48,8 млрд долл. По состоянию на апрель 2022 г. в свободном обращении находится 3,92 млрд акций компании, всего в обращении – 3,95 млрд акций, 54,52 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Vanguard Group (7,56 %), BlackRock (6,84 %), State Street (4,25 %). По итогам 2021 г. выручка составила 136,34 млрд долл., чистая прибыль – 17,94 млрд долл., совокупные активы – 257,04 млрд долл.
Классификация основных продуктов
Классификация основных продуктов
Классифика́ция основны́х проду́ктов (КОП; Central Product Classification, CPC), система классификации продуктов, обнародованная Статистической комиссией Организации Объединённых Наций. Классификация основных продуктов является международным стандартом для ведения статистического учёта всех видов данных, касающихся товаров, услуг, материальных и нематериальных активов. Продукты классифицируются по признакам их физических свойств, отраслевой принадлежности и предназначению. КОП обеспечивает основу для международных сопоставлений, а также способствует укреплению роли системы национальных счетов. Первая редакция КОП была опубликована в 1990 г. и пересмотрена в 1998, 2002 и 2015 гг. Категории КОП являются взаимоисключающими и иерархическими. Структура классификатора состоит из 10 разделов, 71 подраздела, 329 групп, 1299 классов и 2887 подклассов.
Монопольная рента
Монопольная рента
Монопо́льная ре́нта, особая форма капиталистической земельной ренты, создаваемой путём привлечения труда наёмных рабочих, но в итоге присваиваемая собственником земли. Образуется при продаже сельскохозяйственной и иной продукции по монопольной цене, которая превышает её стоимость. Монопольная рента возникает при продаже продукции в условиях, когда конкурентная среда отсутствует и продавец пользуется своим особо благоприятным положением на рынке (уникальность продукта, запасы и др.) для повышения цены. Как правило, монопольная рента существует в сельском хозяйстве, на городских земельных участках и в добывающей промышленности. В сельском хозяйстве она часто возникает на участках земли, обладающей определёнными особенностями, которые позволяют выращивать редкие культуры (чай, виноград, табак и др.), спрос и цена на которые намного выше среднего.
7UP
7UP
7UP, торговая марка газированного напитка со вкусом лимона и лайма, не содержащего кофеина. Логотип 7UP представляет собой красную каплю между «7» и «UP». Права на распространение напитка принадлежат компаниям Keurig Dr Pepper (в США) и PepsiCo (за пределами США). Напиток создан Ч. Л. Григом, который предложил добавлять в напиток цитрат лития, в 1929 г. и назывался Bib-Label Lithiated Lemon-Lime Soda. Во время Великой депрессии напиток назывался литиево-лимонной газировкой. В 1934 г. из состава напитка исключён алкоголь. В 1936 г. появилось название 7UP, а в рекламной кампании напитка использовался слоган «The Uncola» («Не кола»). Компания Philip Morris купила бренд 7UP в 1978 г. за 520 млн долл. и продала его компании Hicks & Haas в 1986 г. Спустя 2 года 7UP объединён с компанией Dr. Pepper. В 1995 г. объединённую фирму Dr Pepper Snapple Group купила компания Cadbury Schweppes. В 2008 г. Dr. Pepper Snapple Group отделилась от Cadbury Schweppes.
Синергетический эффект (в экономике)
Синергетический эффект (в экономике)
Синергети́ческий эффе́кт в экономике (от греч. συνεργητικός – совместный, согласованно действующий), термин, характеризующий появление дополнительных преимуществ компании, входящей в кластер, в результате её системных взаимодействий с другими бизнес-единицами кластерной структуры. Синергетический эффект может проявляться в ситуациях интеграции или поглощения, когда объединение ресурсов двух или более организаций может обеспечить более высокие финансовые результаты и конкурентные преимущества, чем сумма отдельных результатов. Механизмом, обеспечивающим синергетический эффект, могут служить стратегические альянсы, предпринимательские сети, долгосрочные контракты и др. По источнику и характеру влияния синергетического эффекта различают финансовые, операционные, коммерческие, инвестиционные, информационные и менеджерские синергетические эффекты.
«Мон'дэлис Русь»
«Мон'дэлис Русь»
«Мон'дэли́с Русь», российская компания по производству кофейных напитков и кондитерских изделий. Входит в группу компаний Mondelēz International. Компания производит шоколад и шоколадные конфеты под торговыми марками Alpen Gold, Milka и Picnic, сублимированный кофе Jacobs Monarch и Carte Noire, бисквиты «Медвежонок Барни», печенье «Юбилейное», Oreo, BelVita и TUC, жевательную резинку и леденцы Dirol. Производственные мощности компании расположены в Москве, Великом Новгороде, Покрове, Собинке (на 2022). Компания под названием «Крафт Фудс Рус» создана в России в 1994 г. как представительство корпорации Kraft Foods. В 2000 г. Kraft Foods открыла завод по упаковке кофе на территории Ленинградской области, а в 2002 г. выкупила российское подразделение немецкой компании Stollwerck, включая шоколадную фабрику в г. Покров. В 2008 г. Kraft Foods открыла завод полного цикла по производству растворимого сублимированного кофе в Ленинградской области, а в октябре 2009 г. – кондитерскую фабрику в Собинке. В 2013 г. ​компания переименована в «Мон'дэлис Русь» в связи с разделением корпорации Kraft Foods, в результате которого её подразделение по производству снеков было выделено в самостоятельную компанию Mondelēz International. В ноябре 2021 г. состоялось открытие новой линии по производству бисквитов «Медвежонок Барни» и мини-кексов «Юбилейное» в новом производственном комплексе площадью 20 тыс. м2 на фабрике компании в г. Собинка. Объём инвестиций в проект составил 2,5 млрд руб. На фабрике в Собинке также осуществляется производство печенья Oreo, BelVita, TUC.
«Красный Октябрь» (кондитерская фабрика)
«Красный Октябрь» (кондитерская фабрика)
«Кра́сный Октя́брь», российское кондитерское предприятие. Является основным флагманом холдинга «Объединённые кондитеры». Штаб-квартира расположена в Москве. Компания ведёт историю с середины 19 в. В 1851 г. в Москве, на Арбате, прусским кондитером Т. Ф. фон Эйнемом открыта мастерская по изготовлению конфет, шоколада и печенья. В 1913 г. фабрика получила звание «поставщик Двора Его императорского Величества». В 1917 г. предприятие национализировано и получило название «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнем». В 1922 г. переименована в «Красный Октябрь». В 1992 г. компания приватизирована и преобразована в открытое акционерное общество «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». В 2002 г. предприятие вошло в состав холдинга «Объединённые кондитеры». В 2022 г. ассортимент продукции насчитывает около 300 наименований кондитерских изделий: «Красный Октябрь», «Алёнка», «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Раковые шейки», «Золотой ключик», «Кара-Кум», «Шоколадный крем», «Кис-Кис», «Трюфели», «Суфле», «Столичные», «Золотой ярлык», «Стратосфера» и др. Ежегодно компания выпускает 70 тыс. т готовой продукции на 35 производственных линиях, включая филиалы фабрики в Рязани, Коломне и Егорьевске. По итогам 2020 г. выручка составила 14,11 млрд руб., чистая прибыль – (-203) млн руб.
«Рублёвский»
«Рублёвский»
«Рублёвский», российский производитель колбас и мясных деликатесов премиального сегмента для рынка Москвы и Подмосковья. Штаб-квартира расположена в Москве. Бренд «Рублёвский» ведёт свою историю с 1999 г. В 2001 г. при мясоперерабатывающем заводе «Рублёвский» открыт торговый дом «Рублёвский». К 2005 г. ассортимент товаров составлял 180 позиций. К 2017 г. продукция была представлена в Санкт-Петербурге, в Тульской, Орловской, Рязанской областях, в Краснодарском крае и Республике Крым. Компании принадлежат современный комплекс производственных мясоперерабатывающих предприятий и розничная сеть магазинов по продаже мясных деликатесов. Ежедневно торговым домом «Рублёвский» осуществляется продажа более 70 т мясной продукции. В 2020 г. выручка торгового дома «Рублёвский» составила 3,26 млрд руб., прибыль – 201,05 млн руб.
«Лебедянский»
«Лебедянский»
«Лебедя́нский», российское подразделение компании PepsiCo по выпуску соков и нектаров. Компания основана в 1967 г., когда в г. Лебедянь был построен консервный завод Минплодоовощхоза СССР. В 2007 г. начались переговоры о продаже бизнеса по производству соков компании «Лебедянский» корпорации PepsiCo, которая занимала 1,7 % рынка соков (за счёт бренда Tropicana). 20 марта 2008 г. компании PepsiCo и Pepsi Bottling Group приобрели 75,53 % акций «Лебедянского» за 1,4 млрд долл. Наиболее известные бренды компании «Лебедянский» – «Я» (премиальные соки, нектары и морсы), «Тонус», «Фруктовый сад», «Привет», «Долька» (все – соки и нектары), «Тонус Актив Плюс» (обогащённые витаминами и минералами соки), Frustyle (освежающие сокосодержащие напитки), «Северная ягода» (морсы и компоты). Подразделение «Лебедянский» также выпускает соки под известным брендом компании PepsiCo – Tropicana. Штаб-квартира расположена в г. Лебедянь (Липецкая область, Россия).
«Бабаевский»
«Бабаевский»
«Баба́евский», российское кондитерское предприятие. История торговой марки «Бабаевский» началась в 1804 г. с открытия в Москве небольшой кондитерской мастерской. В 1873 г. предприятие со штатом из 120 человек вошло в число крупных производителей кондитерских изделий, первыми в России применивших паровые установки. С 1880 г. предприятие было известно как «Товарищество А. И. Абрикосова и Сыновей». В 1918 г. фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика № 2», а в 1922 г. переименована в «Государственную кондитерскую фабрику имени П. А. Бабаева». В 2003 г. фабрика вошла в холдинг «Объединённые кондитеры». Компания выпускает более 129 наименований кондитерских изделий, в том числе «Бабаевский», «Вдохновение», «Бабаевская Белочка», «Визит» и др. Штат состоит из 1,7 тыс. сотрудников. Компании принадлежат 18 производственных линий, где осуществляется выпуск 33 тыс. т готовой продукции в год. Штаб-квартира расположена в Москве. По итогам 2020 г. выручка составила 9,34 млрд руб., прибыль – 139,5 млн руб.
Модель ценового лидерства
Модель ценового лидерства
Моде́ль ценово́го ли́дерства, модель в теории отраслевых рынков, в рамках которой равновесие на рынке определяет преимущественно крупная фирма с наибольшей рыночной долей (лидер). Эта фирма фактически назначает цену на продукцию, а небольшие фирмы (аутсайдеры, или конкурентное окружение) воспринимают эту цену как заданную и не пытаются её снизить. Таким образом, ключевой переменной для фирм является цена, а не объём продукции. В модели ценового лидерства фирмы принимают решения последовательно, и для нахождения равновесия в модели используется метод обратной индукции, согласно которому сначала формулируется решение фирм-аутсайдеров, а затем – фирмы-лидера. При этом небольшим фирмам невыгодно отклоняться от цены лидера, поскольку если они повысят цену, то не смогут продать свой товар, тогда как снижение цены приведёт к падению их выручки. Доминирующее положение фирмы-лидера обеспечивается ею за счёт преимущества в издержках, которое может достигаться благодаря использованию эффективных технологий или команды менеджеров, а также экономии от масштаба или большему опыту.
Gillette
Gillette
Gillette, американская компания, специализирующаяся на производстве аксессуаров для бритья и ухода за телом. Штаб-квартира расположена в Бостоне (штат Массачусетс). Компания основана американским изобретателем К. К. Жиллеттом в 1901 г. под названием American Safety Razor. Деятельность компании началась с получения патента на производство Т-образных безопасных бритв, серийное производство которых было запущено в 1903 г. В июле 1902 г. компания сменила название на Gillette Safety Razor. В 1903 г. на комплект из одной бритвы и 20 лезвий была установлена цена в размере 5 долл. США, что составляло 1/3 недельной заработной платы среднего американского рабочего. В 1908 г. выручка компании превысила 13 млн долл. США. К 1909 г. компания продала около 2 млн бритв и десятки миллионов лезвий. В январе 2005 г. Procter & Gamble приобрела компанию – производителя аксессуаров для бритья и ухода за телом Gillette вместе с её брендами Duracell, Braun и Oral-B за 57 млрд долл. США.

Региональное развитие

Региональное развитие

Экономический район

Экономический район
Экономи́ческий райо́н, вид экономико-географического района, одна из основных категорий экономической географии. Является территорией, выделенной по какому-либо признаку, явлению или процессу (либо их совокупности), имеющему экономическое значение и отличающему её от смежных территорий. Основные свойства экономического района: экономическая специфика данной территории, свойства территориального единства и экономической целостности. Соответственно, такой район представляет собой территориально целостную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся производственной специализацией, устойчивыми внутренними экономическими связями и интегрированную с другими частями по принципу общественного территориального разделения труда. Различают интегральные и отраслевые экономические районы. Первые преимущественно являются территориальными экономико-географическими системами, тогда как вторые чаще всего относятся к районам-таксонам и формируются в виде ареалов и зон (ресурсные, сельскохозяйственные, промышленные районы и др.). Согласно принципам районирования, по территориальной структуре экономические районы могут быть однородными и узловыми, индивидуальными и типологическими; по масштабу – крупными (макро-), средними (мезо-) и малыми (микро-).
Экономика

Макрорегион в РФ (как объект стратегического планирования)

Макрорегион в РФ (как объект стратегического планирования)
Макрорегио́н в РФ (как объект стратегического планирования), согласно законодательству РФ, часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования (п. 36 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). В 2022 г. макрорегионы занимают особое место в системе государственного управления Российской Федерации, формируя её макроуровень. Их выделение призвано создать условия для обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны на основе рациональной специализации экономики страны в системе общественного развития труда.
География

Устойчивый город

Устойчивый город
Усто́йчивый го́род, город, сокращающий воздействие на окружающую среду и использующий устойчивые модели потребления и производства с учётом определённых территориальных, географических, социальных, экономических и культурных условий. Устойчивый город характеризуется отсутствием перебоев в энергоснабжении, практикует утилизацию отходов для производства энергии, имеет экологичную транспортную систему, зелёные насаждения и правильно управляет своими ресурсами. Устойчивость всех подсистем города обеспечивает его противодействие негативным внешним и внутренним факторам, а также способствует сохранению структуры системы и выполнению ею своих функций.
Государство и право

Теория игр в экономике

Теория игр в экономике

Зельтен Рейнхард

Зельтен Рейнхард
Зе́льтен Ре́йнхард (1930–2016), немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии (1994, совместно с Дж. Нэшем и Дж. Харсани). Занимался усовершенствованием аппарата теории игр с целью формализации стратегий в экономическом поведении.
Рейнхард Зельтен выступает с речью в университете Тунцзи в Шанхае, Китай. 2005

Тироль Жан

Тироль Жан
Тиро́ль Жан (род. 1953), французский экономист, лауреат Но­бе­лев­ской премии (2014). Ведущий спе­циа­лист в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­лей с пре­об­ла­да­ни­ем круп­ных ком­па­ний, дей­ст­вую­щих в ус­ло­ви­ях оли­го­по­лий и мо­но­по­лий; государственных за­ку­пок и ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва; кор­по­ра­тив­ных фи­нан­сов.
Жан Тироль во время награждения орденом Почётного легиона во время церемонии в Елисейском президентском дворце. Париж.

Оман Роберт

Оман Роберт
О́ман Ро́берт (род. 1930), американо-израильский математик, один из ведущих мировых специалистов по теории игр, член Национальной академии наук США (1985), Израильской академии наук (1989). Основал израильскую экономико-математическую школу, которая пользуется большим международным авторитетом. Работы используются для объяснения механизма функционирования невидимой руки рынка, когда каждый из участников рыночных сделок заинтересован в честном соблюдении контрактов. Нобелевская премия по экономике (2005).
Роберт Джон Оманн. Бангалор (Индия). 2007

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Монетарная экономика

Монетарная экономика

Эмиссия денег

Эмиссия денег
Эми́ссия де́нег, выпуск в обращение наличных и безналичных денег, приводящий к увеличению денежной массы. Помимо выпуска наличных денег центральный банк может влиять на предложение денег с помощью финансовых инструментов, а также путём кредитования финансовых институтов, осуществляя безналичную денежную эмиссию. Существенная часть денежного предложения формируется за счёт выдачи банковских кредитов частному сектору.
Листы с денежными купюрами на печатной фабрике Гознака. 2017

Бернанке Бен

Бернанке Бен
Берна́нке Бен (род. 1953), американский экономист, председатель Совета экономических консультантов при президенте США (2005–2006), председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) США в (2006–2014). В 1979 г. в Массачусетском технологическом институте Бернанке защитил докторскую диссертацию «Долгосрочные обязательства, динамическая оптимизация и деловой цикл». Бернанке занимался изучением банкротства банков, формализовал описание финансового акселератора. На посту ФРС США столкнулся с финансовым кризисом, в качестве реакции на который ФРС США значительно расширила денежное предложение («количественное смягчение»), придерживалась сохранения околонулевых процентных ставок и выкупа долговых ценных бумаг с рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике в 2022 г. «за исследование банков и финансовых кризисов» совместно с Д. Даймондом и Ф. Дибвигом.
Председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке выступает перед Комитетом по финансовым услугам Палаты представителей Конгресса. 2012

Дибвиг Филип

Дибвиг Филип
Ди́бвиг Фи́лип (род. 22.5.1955), американский экономист, профессор Школы бизнеса имени Олина Вашингтонского университета в Сент-Луисе (штат Миссури), соавтор модели Даймонда – Дибвига. В научные интересы входят банковское дело и корпоративные финансы, ценообразование на финансовые активы, структура отраслевых рынков. В 1976 г. Дибвиг закончил Университет штата Индиана и получил две степени бакалавра – по математике и физике. Через 2 года стал магистром философии по экономике в Йельском университете. В 1979 г. в Йельском университете защитил докторскую диссертацию по экономике «Восстановление аддитивных функций полезности» под научным руководством С. Росса. С 2010 г. Дибвиг преподаёт в Юго-западном университете финансов и экономики в Чэнду (провинция Сычуань, Китай). Отмечен премией дружбы правительства Китая. В 2022 г. Дибвиг стал лауреатом Нобелевской премии по экономике «за исследование банков и финансовых кризисов» наряду с Б. Бернанке и Д. Даймондом. Нобелевский комитет отметил модель Даймонда – Дибвига как главное научное достижение их жизни.
Филипп Дибвиг на пресс-конференции перед церемонией вручения премии по экономике памяти Альфреда Нобеля в Стокгольме. 2022