Транснациональные корпорации

PepsiCo

PepsiCo, , специализирующаяся на производстве продуктов питания и напитков более чем в 200 странах.

Её история началась в США в 1965 г., когда Доналд Кендалл (генеральный директор компании Pepsi-Cola, специализирующейся на производстве напитков) и Герман Лей (генеральный директор компании Frito-Lay, специализирующейся на производстве закусок) основали корпорацию PepsiCo. Деятельность объединённой компании стала основываться на выпуске и распространении солёных закусок и газированных напитков. В 1960-х гг. PepsiCo запустила первую рекламную кампанию напитка , начала производство чипсов из тортильи (тонкая лепёшка из кукурузной или пшеничной муки) под брендом Doritos и луковых колец Funyuns, а также вышла на рынки Японии и стран Европы. В 1970 г. штаб-квартира PepsiCo перемещена из в Перчис (штат , ).

В 1972 г. PepsiCo начала поставку газированных напитков в СССР – Pepsi стал первым американским потребительским продуктом, появившимся в продаже на территории Советского Союза. Спустя два года в г. была открыта первая по розливу Pepsi в СССР. C 1975 г. акции компании PepsiCo под тикером PEP котируются на .

К середине 1980-х гг. PepsiCo разработала упаковку, предназначенную для употребления газированных напитков в условиях отсутствия гравитации. В 1985 г. напиток Pepsi успешно был доставлен на борт международной космической станции членам экипажа STS-51F. В 1986 г. PepsiCo приобрела бренд (за пределами США) и компанию . В 1989 г. корпорация впервые вошла топ-25 рейтинга . В 1991 г. PepsiCo запустила производство чипсов Sunchips и совместный с компанией бизнес Lipton Tea. В 1994 г. она дополнила ассортимент своей продукции кофейными напитками (при участии ).

В 1993 г. PepsiCo взяла курс на активное расширение своего присутствия в РФ и начала поставки снеков Frito-Lay в Россию, а спустя два года создала в РФ бренд питьевой воды Aqua Minerale. В том же году PepsiCo обогатила линейку чипсов новым брендом Salsa&Dips в США, а картофельные чипсы Lay’s представила на 20 международных рынках. В 1997 г. в г. открыт первый в России завод по производству газированных напитков под брендами PepsiCo.

К началу 2000-х гг. Россия стала вторым по величине рынком компании PepsiCo, которая, в свою очередь, спустя десятилетие стала крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в РФ. В 2002 г. PepsiCo запустила в России производство тонизирующих безалкогольных напитков Adrenaline Rush и открыла первый в РФ завод по производству снеков под брендами PepsiCo в г. . В 2006 г. компания начала производство сухариков под торговой маркой «Хрусteam» в России. В 2008 г. она приобрела контрольный пакет акций компании по производству соков . В 2011 г. приобрела российский бренд . В 2015 г. PepsiCo стала ключевым спонсором . В 2021 г. на Лианозовском молочном комбинате в г. Москва PepsiCo открыла линию по производству йогуртов «Чудо» и Biomax. В марте 2022 г. PepsiCo остановила продажу прохладительных напитков в России (в том числе под брендами Pepsi-Cola, 7UP и Mirinda), а также программу капиталовложений, рекламную и промо-активность на российском рынке. В то же время компания продолжит поставки в Россию продуктов первой необходимости (молочные продукты, детские смеси и детское питание).

На бизнес PepsiCo влияют . Продажи напитков и продуктов быстрого приготовления, как правило, являются самыми высокими в третьем квартале и самыми низкими – в первом из-за сезонных тенденций в формировании спроса. По состоянию на 25 декабря 2021 г. в PepsiCo работали около 309 тыс. человек, в том числе 129 тыс. сотрудников – в США.

Компания является основным конкурентом PepsiCo в сфере производства напитков. Другими конкурентами в области изготовления и продажи напитков и готовых блюд являются компании , , , , , , , , , и и другие. В 2020 г. доля PepsiCo на рынке газированных безалкогольных напитков в США – 25,9 %. В 2021 г. PepsiCo представляла примерно 22 % рынка прохладительных напитков в США (Coca-Cola 19 %) по розничным продажам.

По состоянию на 3 февраля 2022 г. у компании насчитывалось около 101,78 тыс. зарегистрированных акционеров обыкновенных акций. По состоянию на 5 апреля 2022 г. в обращении находилось около 1,38 млрд акций, принадлежит 73,92 % акций. Крупнейшие из них (по состоянию на декабрь 2021): (8,73 %), (7,51 %), (4,19 %).

В 2021 г. в списке PepsiCo заняла 50-е место среди мировых компаний по капитализации – 199,2 млрд долл. По итогам 2021 г. выручка составила 79,47 млрд долл., чистая прибыль – 7,62 млрд долл., совокупные активы – 92,92 млрд долл.

Редакция макроэкономики и финансов
  • Транснациональные компании
  • Финансы предприятия
  • Торговля
  • Экономика предприятия
  • Промышленные предприятия