Внутрифирменное планирование
Внутрифи́рменное плани́рование, раздел современной экономической науки; исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими. При внутрифирменном планировании определяются возможные объёмы финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей деятельности фирмы (предприятия). Процесс планирования состоит из нескольких этапов: разработки общих целей, определения конкретных задач, выбора основных путей и средств их достижения. Важный момент организации внутрифирменного планирования – разработка финансовой стратегии для определения центров доходов (подразделений, приносящих максимальную прибыль) и центров расходов (подразделений, являющихся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющих важную роль в общем производственном процессе).
Различают три вида внутрифирменного планирования: долгосрочное (перспективное) – планирование на несколько лет с разбивкой по годам, его наиболее распространённый вид – бизнес-план; краткосрочное (текущее) – планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам, представляет собой бюджет компании на год; оперативное – планирование на квартал c разбивкой на более короткие периоды (месяц, декаду, неделю, день), является разработкой оперативных финансовых планов – кредитного плана, кассового плана, платёжного календаря и др.