Деловой климат
Делово́й кли́мат, совокупность условий (институциональных, экономических, социальных, политических), определяющих привлекательность страны, региона для начала и развития предпринимательской деятельности, в том числе с точки зрения барьеров входа, гарантий прав собственности, издержек государственного регулирования.
Экономические исследования показывают, что всё большую роль в социально-экономическом развитии играют не только классические факторы производства (труд, капитал), но и сложившиеся институты, т. е. формальные и неформальные правила, которые регулируют общественные отношения.
Выделяют инклюзивные институты, т. е. те, которые обеспечивают благоприятные условия для всех членов общества, основанные на защите прав граждан, предпринимателей, недискриминационном доступе. Жёсткие гарантии прав собственности являются одним из базовых примеров инклюзивных институтов, основой благоприятного делового климата. Данный институт стимулирует отечественных и иностранных инвесторов вкладывать деньги в новые предприятия, в модернизацию существующих, без опасений экспроприации и ущемления прав инвесторов.
Кроме того, выделяются экстрактивные институты, предназначенные не для создания нового богатства, но для изъятия и перераспределения богатства в пользу тех или иных элитных групп. Экстрактивные институты разрушают деловой климат, препятствуют свободной конкуренции и приходу новых инвесторов. В качестве примера экстрактивного института можно привести избыточное лицензирование, затрудняющее для новых фирм вход на рынок.
Cильные инклюзивные институты повышают отдачу на классические факторы производства (капитал, труд), являются важнейшим инструментом, с помощью которого развивающиеся страны преодолевают свои социально-экономические проблемы.
Экстрактивные институты, напротив, консервируют статус-кво, разрушают механизмы согласования интересов. При этом краткосрочные выгоды, которые получают элитные группы от функционирования таких институтов, меньше, чем суммарные потери общественного благосостояния.
Деловой климат определяет лёгкость ведения бизнеса, привлекательность рынка для существующих и новых инвесторов. Могут быть выделены следующие ключевые составляющие благоприятного делового климата:
инклюзивность институтов, в том числе гарантии прав собственности и недискриминационный доступ всех участников к рыночным сделкам;
стабильность существующих экономических и политических институтов, по крайней мере с точки зрения отсутствия рисков ужесточения государственного регулирования;
эффективность контрольно-надзорной деятельности, отсутствие неоправданного государственного вмешательства, низкая коррупция, умеренность и обоснованность обязательных требований;
высокий уровень конкуренции на рынке, отсутствие монополизации и недобросовестной конкуренции;
качество корпоративного управления, в том числе эффективность законодательного регулирования в этой сфере;
лёгкость старта бизнеса (скорость и простота регистрации фирм, скорость подключения к электросетям и другой инфраструктуре, качество такой инфраструктуры);
удобство налогового администрирования, низкие ставки налогов, правовая определённость при их расчёте, лёгкость оплаты. Также важны низкие тарифы, низкие цены на продукцию естественных монополий;
лёгкость прохождения таможенных процедур, в том числе при закупке импортного сырья, материалов, при экспортных поставках;
человеческий капитал (уровень образования, навыков работников);
доступ к кредитованию;
создание особых территорий с более мягким административным режимом регулирования, с преференциями, субсидиями, иными формами поддержки для развития предпринимательства;
эффективность работы специальных государственных организаций, созданных для поддержки бизнеса, для совершенствования делового климата.
Представления бизнеса о ключевых проблемах помогают выделить наиболее сложные аспекты делового климата. Например, в 2020 г., согласно опросу Российского союза промышленников и предпринимателей, главными проблемами в рамках делового климата были названы рост тарифов и недостаток высококвалифицированных кадров (около 50% опрошенных отметили каждую проблему). Также участники опроса отметили высокие налоги (более 40%), около 35% отметили снижение спроса, более 33% – контрольно-надзорное давление, более 20% обратили внимание на высокие административные барьеры и неэффективную судебную систему.
Возможности улучшения делового климата могут быть ограничены объективными обстоятельствами. Если некоторые факторы конкурентоспособности, например связанные с административным вмешательством, налогообложением, могут меняться достаточно быстро, то другие факторы конкурентоспособности (объём рынка, уровень развития человеческого капитала) не могут быть быстро изменены в рамках государственной политики, по крайней мере в среднесрочном периоде.
Оценка делового климата в странах мира часто производилась на основе международных рейтингов. Одним из наиболее известных и авторитетных рейтингов долгие годы был Doing Business. Этот глобальный проект, реализуемый Всемирным банком с 2003 г., ежегодно оценивавший сложность ведения бизнеса, существующие барьеры для предпринимательской деятельности, охватывал 190 стран. Рейтинг включал и оценку законодательных изменений, и опросы предпринимателей, практиков, экспертов и в итоге строился на основе 10 базовых индикаторов:
создание предприятий;
получение разрешений на строительство;
подключение к системе электроснабжения;
регистрация собственности;
получение кредитов;
защита миноритарных инвесторов;
налогообложение;
международная торговля;
обеспечение исполнения контрактов;
разрешение неплатёжеспособности.
Место России в данном рейтинге повысилось со 120-го места в 2012 г. до 28-го места в 2020 г., в том числе за счёт комплекса мер по улучшению делового климата.
Стоит отметить, что рейтинг Doing Business часто критиковался, в том числе за склонность учитывать ситуацию де-юре, а не де-факто, ориентацию на локальные проблемы без должного внимания к ключевым институциональным развилкам (например, защищённость прав собственности), в результате совокупность накопившихся проблем привела к приостановке ведения данного рейтинга.
Другим широко известным рейтингом стал Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (разработка с 1979).
В целом оценка делового климата в рамках международного рейтинга является сложной задачей. Возникают существенные риски смещения оценок, т. к., например, восприятие делового климата может различаться у компаний разного размера, разных видов деятельности, из разных населённых пунктов, отечественных и иностранных компаний. Всегда существует разрыв между формальным законодательством и практикой его применения, кроме того, сложно учесть все факторы конкурентоспособности и предложить объективный механизм агрегирования всех полученных данных.
Вместе с тем не следует исключать противоречий между улучшением делового климата с точки зрения лёгкости предпринимательской деятельности и снижением общественного благосостояния в целом. В частности, с точки зрения делового климата позитивно оценивается либерализация рынка труда (упрощение найма и увольнения работников, облегчение миграции), но это грозит существенными негативными эффектами для общества (снижение социальных гарантий, миграционные кризисы). Аналогично с точки зрения делового климата приветствуется упрощение и ускорение градостроительных процедур и согласований, но это грозит ухудшением комфортной городской среды (отсутствие учёта мнения местных жителей в рамках строительных проектов, застройка природных территорий, точечная застройка и т. д.). Таким образом, часто обсуждаемые реформы требуют анализа не только в рамках логики делового климата, но и в более широком общественном контексте.