Макрорегион в РФ (как объект стратегического планирования)
Макрорегио́н в РФ (как объект стратегического планирования), согласно законодательству РФ, часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования (п. 36 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», далее – Закона № 172-ФЗ). Таким образом, выделение макрорегионов обусловлено потребностью в обеспечении эффективной территориальной организации хозяйственного комплекса страны.
Исторический опыт свидетельствует, что для стран, обладающих обширными территориями и высокой фрагментарностью экономического пространства, таких как Российская Федерация, наиболее целесообразным является выделение крупных территориальных образований, выступающих базовыми элементами хозяйственного комплекса. При таком подходе решается не только задача оптимизации экономической деятельности на уровне национальной экономики, но и целый ряд проблем государственного управления. В частности, устраняется противоречие между объёмами централизации и децентрализации передаваемых территориям полномочий и ответственности.
Формирование макрорегионов осуществляется в рамках экономического районирования –процесса выделения территориальных образований и конкретизации их границ в пространстве. При этом оно является сплошным, т. е. затрагивает всю Российскую Федерацию, не оставляя территорий, не относящихся ни к одному из макрорегионов. По отношению друг к другу макрорегионы являются равнозначными, имея один ранг и не подчиняясь друг другу. Их выделение осуществляется по функциональному признаку, с учётом той специфической роли, которую играет конкретная территория в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Макрорегионы не выполняют административных функций и выделяются прежде всего в целях определения оптимальных территориальных пропорций экономики страны. Таким образом, в Российской Федерации макрорегионы являются объектами территориального анализа, планирования и управления. Стратегии развития макрорегионов определены в качестве базового документа стратегического планирования, разрабатываемого в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне (подпункт «в» п. 2 ч. 3 ст. 11 Закона № 172-ФЗ).
Выделение макрорегионов как пространственных образований, объединяющих несколько административных единиц, не является принципиально новым для системы государственного управления Российской Федерации. Так, Д. И. Менделеев предложил разделение России на 14 экономических краёв, при этом в качестве основного критерия им был использован уровень развития промышленности, а также учтены такие факторы, как природно-климатические условия края, обеспеченность топливными и сырьевыми ресурсами и др. (Менделеев. 1897). Русский географ и переводчик – вице-адмирал С. И. Плещеев выделил на территории России 3 части: северную, среднюю и южную, границы между которыми были условными и определялись спецификой климатических условий и занятости населения. В свою очередь, русский историк, статистик и географ К. И. Арсеньев обосновал разделение России на 10 «пространств» по критериям близости географического положения, специфики природных условий и общности процессов исторического развития (Региональная экономика. 2018. С. 73). В советский период Госпланом СССР была разработана система экономического районирования, первоначально предполагавшая выделение 21 экономического района, число которых впоследствии было сокращено до 11. Эти крупные экономические районы, являющиеся аналогом современных макрорегионов, были выделены на основе многокритериального подхода, предполагавшего учёт географического, исторического, экономического и других факторов в процессе управления их развитием. Экономическое районирование было призвано решить проблемы оптимального размещения производительных сил на территории страны, рационального использования трудовых и природных ресурсов, развития транспортной инфраструктуры и народного хозяйства СССР в целом.
Неопределённость правового статуса привела к тому, что в практике государственного управления макрорегионы долгое время отождествлялись с федеральными округами. Ситуация изменилась в 2019 г. с принятием Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (далее – стратегия развития), где был определён состав макрорегионов и конкретизирована их роль как «связующего звена» между федеральным уровнем и регионами (см. распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»). Всего было выделено 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский и Дальневосточный.
Выделение макрорегионов было осуществлено в целях укрепления межрегионального сотрудничества и обеспечения координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В разделе VI стратегии развития определён ряд основных принципов выделения макрорегионов:
соседское положение субъектов Российской Федерации, относящихся к одному макрорегиону (т. е. объединение осуществлялось по принципу территориальной смежности);
схожесть природно-климатических и социально-экономических условий ведения хозяйственной деятельности и осуществления жизнедеятельности населения;
транспортная связанность территорий, входящих в состав макрорегиона;
наличие (или необходимость создания) на территории макрорегиона крупных объектов федерального значения, относящихся к определённым отраслям социальной сферы;
наличие потенциала межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона;
наличие (необходимость создания) объектов инфраструктуры, обеспечивающих связанность субъектов Российской Федерации, входящих в макрорегион, а также выход к международным рынкам и/или транспортным коридорам.
Основные проблемы, характерные для современных российских макрорегионов и обусловленные спецификой подхода к их выделению, описанному в стратегии развития, включают следующие.
Во-первых, сформированные макрорегионы существенно различаются по площади территории и численному составу входящих в них субъектов Российской Федерации (таблица 1): Центральный макрорегион объединяет 13 регионов, в то время как Ангаро-Енисейский – 4, а Северный – 3; также велики различия по площади территории между Дальневосточным (самым большим) и Центрально-Чернозёмным (самым малым) макрорегионами.
Во-вторых, макрорегионы различаются по уровню экономического потенциала: в частности, разрыв по показателю ВРП на душу населения между Северо-Кавказским и Дальневосточным макрорегионами в 2020 г. превысил 7 раз (таблица 1). Сложившаяся ситуация в существенной степени осложняет решение задачи сбалансированного экономического развития Российской Федерации.
Таблица 1. Различия между макрорегионами России, 2020 г.
Критерий | Минимум | Максимум | Разрыв (количество раз) |
Площадь территории | Центрально-Чернозёмный | Дальневосточный | 36,8 |
Число субъектов | Северный | Центральный | 4,33 |
Численность населения | Ангаро-Енисейский | Центральный | 5,3 |
ВРП на душу населения (2020) | Северо-Кавказский | Дальневосточный | 7,2 |
Источник: Регионы России, 2021. С. 19–24.
В-третьих, наблюдается неоднородность экономических специализаций субъектов Российской Федерации, входящих в состав одного макрорегиона. В частности, Центрально-Чернозёмный макрорегион, имеющий агропромышленную специализацию, помимо регионов со специализацией в сфере АПК, объединяет территории с преобладаем сферы услуг (Воронежская область), обрабатывающей (Липецкая область) и добывающей (Белгородская область) промышленности в структуре региональной экономики (таблица 2).
Таблица 2. Типы регионов Центрально-Чернозёмного макрорегиона, 2020 г.
Регион | Ведущая отрасль региональной экономики и её вклад в валовую добавленную стоимость, % | Тип региона |
Белгородская область | Добыча полезных ископаемых – 19,2 | Среднеспециализированный регион с преобладанием добывающей промышленности |
Воронежская область | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 19,0 | Среднеспециализированный регион с преобладанием сферы услуг |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 16,3 | Среднеспециализированный регион с агропромышленной специализацией | |
Липецкая область | Обрабатывающие производства – 35,7 | Сильно специализированный регион с развитой обрабатывающей промышленностью |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 25,9 | Сильно специализированный регион с агропромышленной специализацией |
Источник: Регионы России, 2021. С. 19–24.
В целом к 2022 г. макрорегионы заняли особое место в системе государственного управления Российской Федерации, сформировав её макроуровень. Выделение макрорегионов способствует ускоренному развитию отраслевой специализации субъектов Российской Федерации, входящих в их состав; более эффективной реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов; а также решению экологических проблем – как правило, затрагивающих не один регион, а несколько сопредельных территорий.