Режимы денежно-кредитной политики
Режи́мы де́нежно-креди́тной поли́тики, набор мер и способов проведения денежно-кредитной политики для достижения целевого ориентира монетарных властей.
Центральный банк может реализовывать различные режимы денежно-кредитной политики (ДКП). В основе общепринятой классификации режимов ДКП лежит использование того или иного номинального якоря (таргета), выбранного центральным банком в качестве приоритетного.
Номинальный якорь представляет собой установленный целевой ориентир (макроэкономический показатель) монетарной политики, достижение определённого уровня которого является конечной целью ДКП центрального банка. Количественными ориентирами (таргетами) ДКП могут выступать: темп роста денежных агрегатов; уровень ставки процента; темп роста номинального ВВП; динамика обменного курса национальной валюты; инфляция. Выделяют следующие режимы монетарной политики: валютное таргетирование (в качестве номинального якоря принят обменный курс); монетарное таргетирование (номинальным якорем является динамика денежных агрегатов); инфляционное таргетирование (номинальным якорем является инфляция); таргетирование без явного номинального якоря.
Валютное таргетирование
Исторически наиболее ранним режимом ДКП является валютное таргетирование (например, в рамках золотого стандарта). В конце 20 – начале 21 вв. режим был распространён среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой, т. к. позволял эффективно бороться с высоким уровнем инфляции внутри страны. Данного режима придерживался в 1995–1998 гг. Банк России.
После глобального финансового кризиса 2007–2009 гг. чрезмерные курсовые риски стали причиной отказа монетарных властей некоторых стран от таргетирования инфляции в пользу валютного таргетирования (Национальный банк Швейцарии в марте 2009, Чешский национальный банк в ноябре 2013).
Существует несколько вариантов проведения ДКП в рамках режима таргетирования валютного курса: валютная привязка – фиксирование обменного курса национальной валюты по отношению к валюте другой страны (страна-якорь); режим «валютного коридора» – промежуточной целью ЦБ является удержание курса в рамках наклонного или горизонтального валютного коридора, в пределах которого обменный курс национальной валюты может свободно изменяться.
При таргетировании динамики валютного курса центральный банк обеспечивает стабильность номинального обменного курса посредством валютных интервенций (продажа или покупка иностранной валюты в целях поддержания курса национальной валюты на заранее определённом уровне), тем самым «импортируя» уровень инфляции из страны (стран), к валюте которой (которых) привязан курс национальной валюты. Твёрдая и устойчивая национальная валюта, в свою очередь, обеспечивает доверие экономических агентов к политике центрального банка, и их инфляционные ожидания устремляются к значению уровня инфляции в стране-якоре. Таким образом, ключевыми преимуществами таргетирования обменного курса являются «импорт» более низкой инфляции из страны-якоря, а также активизация экономической и политической интеграции.
Основным недостатком таргетирования обменного курса является отсутствие возможности проведения независимой ДКП в ответ на экономические шоки, т. к. внутренние процентные ставки в условиях мобильности капитала изменяются в соответствии с изменением ставок страны-якоря. Кроме того, страна с фиксированным валютным курсом подвержена экономическим шокам, происходящим в стране-якоре. Поддержание фиксированного обменного курса также сопряжено с рисками спекулятивных атак на национальную валюту.
Монетарное таргетирование
До массового перехода на таргетирование инфляции многие развитые страны практиковали также монетарное таргетирование (таргетирование темпа прироста денежных агрегатов). Центральный банк в этом случае регулирует темп роста выбранного денежного агрегата при помощи таких инструментов, как операции на открытом рынке или операции рефинансирования коммерческих банков. Выбор номинального якоря в данном случае основан на теоретическом предположении о том, что в долгосрочной перспективе инфляция обусловлена динамикой денежной массы.
Преимущество данного режима состоит в возможности проведения независимой ДКП. Однако у таргетирования денежных агрегатов есть ряд недостатков:
Выбор денежного агрегата должен быть обоснован с точки зрения экономической теории и наличия устойчивой связи между динамикой выбранного денежного агрегата и целевыми ориентирами центрального банка (общего уровня цен или номинального выпуска). Однако в условиях финансовых инноваций и глобализации эта взаимосвязь становится всё более нестабильной и сложно предсказуемой, прежде всего из-за резких колебаний спроса на деньги.
Как эмпирический анализ, так и теоретические модели показывают, что влияние темпов роста денежного агрегата на инфляцию происходит с большим временным лагом. Центральный банк должен принимать меры заблаговременно, чтобы повлиять на будущую инфляцию.
Денежные власти должны полностью контролировать динамику выбранного денежного агрегата. Однако в силу своих полномочий центральный банк может контролировать лишь узкие денежные агрегаты, а динамика денежной массы (более широких агрегатов М1, М2, М2Х) по большей части определяется решениями и действиями экономических агентов. При этом динамика широких денежных агрегатов в большей степени (в сравнении с узкими) связана с изменением макроэкономических переменных реального сектора экономики, поэтому в начале 1980-х гг. монетарные регуляторы США, Великобритании и Канады предпочли отказаться от режима таргетирования денежных агрегатов.
Режим монетарного таргетирования может также приводить к излишней волатильности процентных ставок – при фиксированном предложении денег со стороны регулятора шоки спроса на деньги транслируются в колебания процентных ставок.
Инфляционное таргетирование
Режим инфляционного таргетирования впервые начал применяться в Новой Зеландии и первоначально использовался преимущественно развитыми странами. Конечной целью ДКП в рамках данного режима является ценовая стабильность, а главное преимущество режима инфляционного таргетирования – эффективное снижение инфляции. В 2000-е гг. инфляционное таргетирование получило широкое распространение и среди развивающихся стран.
Стремление денежных властей добиться ценовой стабильности обусловлено необходимостью предотвращения неблагоприятных последствий инфляции: высокая и неустойчивая инфляция оказывает негативное влияние на благосостояние экономических агентов, т. к. обесценивает доходы и сбережения населения, приводит к повышению процентных ставок. Инфляция также порождает другие экономические проблемы, которые подрывают потенциал долгосрочного экономического роста, включая: перераспределение доходов от кредиторов к заёмщикам, создание налоговых искажений, снижение покупательной способности денег и др.
В то же время проведение дезинфляционной политики для обеспечения ценовой стабильности часто сопровождается издержками общественного благосостояния в краткосрочном периоде в форме замедления экономического роста и роста безработицы. Однако потери благосостояния затем компенсируются улучшением экономической активности в долгосрочной перспективе. Эмпирические исследования показывают, что страны с низкой инфляцией имеют более высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, чем страны с более высокой инфляцией.
В рамках таргетирования инфляции центральный банк (как и в случае монетарного таргетирования) воздействует на конечную цель ДКП через денежный рынок, но вместо управления денежными агрегатами он устанавливает процентную ставку, по которой предлагает ресурсы в объёме, необходимом банковскому сектору. Такой подход позволяет избежать чрезмерной волатильности ставок на денежном рынке.
К числу необходимых условий эффективного таргетирования инфляции относится прозрачность ДКП. Придерживаясь режима инфляционного таргетирования, центральный банк публично и в явном виде объявляет количественную цель по инфляции и берёт на себя обязательство по достижению этой цели, как правило, в среднесрочной перспективе, а также регулярно публикует отчёты о своей деятельности и несёт публичную ответственность перед органами законодательной власти.
Недостаток режима инфляционного таргетирования заключается в том, что центральный банк, как правило, из-за экзогенного изменения регулируемых цен и косвенных налогов не имеет возможности влиять на динамику цен всех товаров и услуг, включённых в индекс потребительских цен (последний является основным якорем инфляционных ожиданий экономических агентов). Отклонение инфляции от цели вследствие этих причин может привести к снижению уровня доверия к действиям центрального банка и вызвать рост инфляционных ожиданий.
Таргетирование без явного номинального якоря
Режим с неявным номинальным якорем предполагает таргетирование номинальной переменной, не заявленной публично. Промежуточные цели монетарной политики при этом могут меняться в зависимости от экономической конъюнктуры, а центральный банк не берёт на себя жёстких обязательств по достижению количественного значения конкретного целевого ориентира. Данный режим даёт центральному банку значительную свободу действий и позволяет обеспечить независимость ДКП. Такой политики, например, придерживалась ФРС США в 1980–1990-х гг.
Недостатком данного режима остаётся низкий уровень прозрачности и непредсказуемость действий денежных властей. Эффективность такой ДКП зависит от доверия экономических агентов к центральному банку, которое может поддерживаться на высоком уровне за счёт репутации центрального банка.